Тема: "Знакомство с понятием слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: урок - освоение новых знаний.

Цель: создание условий для знакомства учащихся со словами, имеющими два корня, через проблемную ситуацию

Задачи:

I Образовательные:

1) ввести понятие “сложные слова”.

II Развивающие:

1) развивать умение анализировать, классифицировать, синтезировать

2) совершенствовать коммуникативные навыки:

- ставить общую цель;

- распределять работу в группах;

- брать на себя ответственность в принятии решения;

3) развивать самооценку учащихся;

III Воспитательные:

1) воспитывать умение вести учебный диалог

2) воспитывать интерес к родному языку

Методы:

- словесный;

- практический;

- наглядный;

- проблемный;

- частично-поисковый.

Формы:

- фронтальная;

- групповая

Оборудование:

- портрет Афанасия;

- письмо от Афанасия;

- опорные листы (на каждого учащегося);

- учебник для 3 класса Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина “Русский язык”;

- отличительный знак “Капитан”;

- карточки с заданиями для групповой работы (для каждой группы);

- раздаточный материал для групп (пазлы; карточки с корнями; “точечный” рисунок);

- конверты с домашним заданием (на каждого учащегося);

- маркеры (на каждого учащегося);

- ТСО:

- музыкальный центр;

- СD диск:

фрагмент №1 (организационный момент);

фрагмент №2 (физминутка);

фрагмент №3 (работа в группах);

фрагмент №4 (рефлексия).

I. Организационный момент

- Приветствие детей:

Здравствуйте, дети! Меня зовут Любовь Владимировна. Я проведу у вас урок русского языка. Сегодня на уроке у нас много гостей.

- Приветствие гостей.

- Эмоциональный настрой на исследовательскую работу.

Сегодня на уроке мы обратимся к тайнам русского языка - проведём исследование в разделе “Слово”.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний.

II. Актуализация знаний

1. Письмо детям от Афанасия

на доске: портрет Афанасия

- Афанасий прислал Вам письмо.

- Кто желает его прочитать?

На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов.

Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно!

Успехов вам!

Ваш Афанасий.

Задание для вас:

1. Возьмите рабочий лист №1.

2. Прочитайте слова.

3. Выделите маркером корень в словах.

Учитель проходит по классу: и наблюдает за выполнением заданий на рабочих листах.

- Прошу..., ... вывесить свои рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех учеников верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой).

На доске:

- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?

- В слове листопад количество корней выделено по-разному.

- Почему возникло затруднение?

(Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове).

III. Открытие новых знаний.

1). Постановка проблемы

- Какой вопрос возникает?

- Сколько корней в слове листопад?

На доске:

- Для ответа на вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово листопад?

На доске:

- Какой корень в слове листья? Докажите.

- Нужно подобрать родственные слова.

- Во всех этих словах общая часть – корень – лист -.

- Какой корень в слове падают? Докажите.

- Нужно подобрать родственные слова.

- Во всех этих словах общая часть – корень – пад -.

- Сколько корней в слове листопад?

- В слове листопад два корня.

- Вернёмся к заданию Афанасия.

- Имея новые знания, выделите корни в слове листопад.

(Я заметил, что одна буква стоит между корнями в слове, почему?)

- Молодец, что заметили это. Открою вам тайну: это вопрос для нового исследования, которое вы проведёте на следующем уроке.

- Отложите рабочие листы на край парты.

2). Введение нового понятия.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

(Учащиеся высказывают свом предположения)

- А как называют учёные эти слова, узнаете из вашего помощника – учебника.

- Откройте учебник на странице 89 и прочитайте правило в синей рамке.

На доске:

 

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

(Потому что слова образовались от сложения корней)

- Сформулируйте тему нашего урока.

На доске:

IV. Физминутка.

- Вы хорошо поработали, давайте отдохнём.

Смотрите и повторяйте движения за мной.

V. Первичное закрепление.

1. Игра: “Найди сложные слова”

- Посмотрите внимательно по сторонам и найдите слова на карточках, Размещённые по классу.

- Молодцы, вы очень внимательны!

2. Самостоятельная работа в группах.

На протяжении групповой работы учащихся звучит тихая музыка

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах.

В каждой группе я выбираю капитана (выдаю отличительный знак), который

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

Внимание, группы! Вам нужно:

1. Взять пакет с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Группа №1. Группа №4.
Группа №2.

Группа № 3.

Группа №5

3. Отчёт каждой группы.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается в выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы).

4. Сюрпризный момент.

- Ребята, посмотрите, сколько сложных слов я нашла в энциклопедиях и словарях!

(Учитель демонстрирует “гармошку” со сложными словами).

- Видите, на ней есть пробелы. Я оставлю “гармошку” вам в подарок, а вы будете пополнять её новыми сложными словами.

VI. Итог урока.

Подведём итоги урока:

- Назовите тему урока.

- Какие слова называют сложными?

- Почему они так называются?

- что помогло вам на уроке получить новое знание?

VII. Рефлексия (самооценка учащимися деятельности на уроке)

“Волшебная лестница знаний”

- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

- жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

VIII. Домашнее задание

Возьмите лист с д/з. Его приготовил для вас Афанасий.

1. Упражнение № 84 в учебнике на с. 88.

2. По желанию, сочините сказку о сложных словах, обсудите сказки в своих группах и выполните инсценировку по одной из них.

3. Вложите лист с д/з в конверты, в которых для вас есть сюрприз от моих учеников.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Учитель вручает яблоки успеха ребятам в благодарность за сотрудничество на уроке.