Тип урока: урок - освоение новых знаний.
Цель: создание условий для знакомства учащихся со словами, имеющими два корня, через проблемную ситуацию
Задачи:
I Образовательные:
1) ввести понятие “сложные слова”.
II Развивающие:
1) развивать умение анализировать, классифицировать, синтезировать
2) совершенствовать коммуникативные навыки:
- ставить общую цель;
- распределять работу в группах;
- брать на себя ответственность в принятии решения;
3) развивать самооценку учащихся;
III Воспитательные:
1) воспитывать умение вести учебный диалог
2) воспитывать интерес к родному языку
Методы:
- словесный;
- практический;
- наглядный;
- проблемный;
- частично-поисковый.
Формы:
- фронтальная;
- групповая
Оборудование:
- портрет Афанасия;
- письмо от Афанасия;
- опорные листы (на каждого учащегося);
- учебник для 3 класса Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина “Русский язык”;
- отличительный знак “Капитан”;
- карточки с заданиями для групповой работы (для каждой группы);
- раздаточный материал для групп (пазлы; карточки с корнями; “точечный” рисунок);
- конверты с домашним заданием (на каждого учащегося);
- маркеры (на каждого учащегося);
- ТСО:
- музыкальный центр;
- СD диск:
фрагмент №1 (организационный момент);
фрагмент №2 (физминутка);
фрагмент №3 (работа в группах);
фрагмент №4 (рефлексия).
I. Организационный момент
- Приветствие детей:
Здравствуйте, дети! Меня зовут Любовь Владимировна. Я проведу у вас урок русского языка. Сегодня на уроке у нас много гостей.
- Приветствие гостей.
- Эмоциональный настрой на исследовательскую работу.
Сегодня на уроке мы обратимся к тайнам русского языка - проведём исследование в разделе “Слово”.
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний.
II. Актуализация знаний
1. Письмо детям от Афанасия
на доске: портрет Афанасия
- Афанасий прислал Вам письмо.
- Кто желает его прочитать?
На уроке вас ждёт увлекательное
исследование в мире русского языка. Сегодня вы
раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам! Ваш Афанасий.
|
Учитель проходит по классу: и наблюдает за выполнением заданий на рабочих листах.
- Прошу..., ... вывесить свои рабочие листы на доску.
(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех учеников верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой).
На доске:
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- В слове листопад количество корней выделено по-разному.
- Почему возникло затруднение?
(Мы не знаем, как правильно выделить корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове).
III. Открытие новых знаний.
1). Постановка проблемы
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове листопад?
На доске:
- Для ответа на вопрос предлагаю провести исследование.
- Что значит слово листопад?
На доске:
- Какой корень в слове листья? Докажите.
- Нужно подобрать родственные слова.
- Во всех этих словах общая часть – корень – лист -.
- Какой корень в слове падают? Докажите.
- Нужно подобрать родственные слова.
- Во всех этих словах общая часть – корень – пад -.
- Сколько корней в слове листопад?
- В слове листопад два корня.
- Вернёмся к заданию Афанасия.
- Имея новые знания, выделите корни в слове листопад.
(Я заметил, что одна буква стоит между корнями в слове, почему?)
- Молодец, что заметили это. Открою вам тайну: это вопрос для нового исследования, которое вы проведёте на следующем уроке.
- Отложите рабочие листы на край парты.
2). Введение нового понятия.
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?
(Учащиеся высказывают свом предположения)
- А как называют учёные эти слова, узнаете из вашего помощника – учебника.
- Откройте учебник на странице 89 и прочитайте правило в синей рамке.
На доске:
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?
(Потому что слова образовались от сложения корней)
- Сформулируйте тему нашего урока.
На доске:
IV. Физминутка.
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнём.
Смотрите и повторяйте движения за мной.
V. Первичное закрепление.
1. Игра: “Найди сложные слова”
- Посмотрите внимательно по сторонам и найдите слова на карточках, Размещённые по классу.
- Молодцы, вы очень внимательны!
2. Самостоятельная работа в группах.
На протяжении групповой работы учащихся звучит тихая музыка
- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах.
В каждой группе я выбираю капитана (выдаю отличительный знак), который
- прочитает задание для группы;
- определит, кто из участников группы представит отчёт;
- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.
Внимание, группы! Вам нужно:
1. Взять пакет с заданием на парте.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).
4. Вывесить выполненное задание на доску.
5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Группа №1. | Группа №4. |
Группа №2. | |
Группа № 3. |
Группа №5
3. Отчёт каждой группы.
- Выслушаем отчёт каждой группы.
(Каждая группа отчитывается в выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы).
4. Сюрпризный момент.
- Ребята, посмотрите, сколько сложных слов я нашла в энциклопедиях и словарях!
(Учитель демонстрирует “гармошку” со сложными словами).
- Видите, на ней есть пробелы. Я оставлю “гармошку” вам в подарок, а вы будете пополнять её новыми сложными словами.
VI. Итог урока.
Подведём итоги урока:
- Назовите тему урока.
- Какие слова называют сложными?
- Почему они так называются?
- что помогло вам на уроке получить новое знание?
VII. Рефлексия (самооценка учащимися деятельности на уроке)
“Волшебная лестница знаний”
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по “Волшебной лестнице знаний”:
Вы выбираете:
- красный цвет, если испытываете затруднение;
- жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;
- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
VIII. Домашнее задание
Возьмите лист с д/з. Его приготовил для вас Афанасий.
1. Упражнение № 84 в учебнике на с. 88.
2. По желанию, сочините сказку о сложных словах, обсудите сказки в своих группах и выполните инсценировку по одной из них.
3. Вложите лист с д/з в конверты, в которых для вас есть сюрприз от моих учеников.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Учитель вручает яблоки успеха ребятам в благодарность за сотрудничество на уроке.