Цель: совершенствование практических коммуникативных, риторических умений и навыков.
Задачи:
- формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры;
- воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;
- учить работать в группе.
Тип урока: обобщающий.
Форма: практикум-соревнование.
Подготовительная работа:
- класс делится на две группы;
- каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению по вопросу из истории риторики “Слово об ораторе”;
- приглашается жюри (учителя русского языка и литературы).
План урока
- Слово учителя.
- Выполнение заданий соревнования.
- Подведение итогов урока.
Ход урока I. Слово учителя У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично, ораторское искусство – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. Единство формы и содержания – вот к чему мы стремимся. Сегодня у нас необычный урок. Урок-практикум, урок-соревнование. Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить. II. Соревнование состоит из нескольких этапов I этап: Выступление команд по теоретическому вопросу “Слово об ораторе”, подготовленному заранее (жюри оценивает раскрытие содержания темы, яркость и доступность речи). II этап: Расставь ударение в словах.
III этап: Замени фразу. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Например: Человек быстро идет по улице. – Юноша стремительно передвигается. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих предложений. IV этап: Исправь речевые ошибки (редактирование). Прислушавшись и присмотревшись к тому, как вокруг говорят и пишут, легко можно впасть в уныние. В последнее время даже в газетах и по телевидению встречаются нарушения речевых норм. Найдите и исправьте речевые ошибки в данных предложениях.
V этап: “Спич-экспромт”. В этом году нашей школе исполняется 30 лет. Представьте, что вы выступаете на торжестве по случаю юбилея. Подготовьте краткую приветственную речь на тему: “В нашей школе юбилей” (подготовка выступления на 1 минуту). VI этап: Дискуссия. “Отличные отметки: талант или трудолюбие?” (жюри принимает во внимание убедительность и количество доводов, культуру речевого поведения; спокойный, доброжелательный тон, попытки найти общее во мнениях) III. Подведение итогов. Рефлексия: какое задание показалось самым трудным? |
Наглядность (Приложение 1) Слайд 1 Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности … Д.С. Лихачев
Слайд 2 Слово об ораторе
Слайд 3 Поставь правильно ударение: августовский, красивее, средствами, звонит, украинский, значимость, изобретение, щавель, свекла, баловать, договор, жалюзи, община, километр, орнамент. Слайд 4 Замени фразу: Муха села на варенье. На столе стоит стакан. Бьют часы 12 раз. Слайд 5 Исправь речевые ошибки:
Слайд 6 Спич - краткая приветственная речь. “В нашей школе юбилей”. Слайд 7 “Отличные отметки: талант или трудолюбие?” |