Урок риторики в 7-м классе. Турнир "Ораторское искусство"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель: совершенствование практических коммуникативных, риторических умений и навыков.

Задачи:

- формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры;

- воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;

- учить работать в группе.

Тип урока: обобщающий.

Форма: практикум-соревнование.

Подготовительная работа:

- класс делится на две группы;

- каждой группе заранее предлагается подготовить по одному выступлению по вопросу из истории риторики “Слово об ораторе”;

- приглашается жюри (учителя русского языка и литературы).

План урока

  1. Слово учителя.
  2. Выполнение заданий соревнования.
  3. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Слово учителя

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично, ораторское искусство – дар свыше, талант, которым обладают избранные.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. Единство формы и содержания – вот к чему мы стремимся.

Сегодня у нас необычный урок. Урок-практикум, урок-соревнование. Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить.

II. Соревнование состоит из нескольких этапов

I этап: Выступление команд по теоретическому вопросу

“Слово об ораторе”, подготовленному заранее (жюри оценивает раскрытие содержания темы, яркость и доступность речи).

II этап: Расставь ударение в словах.

 

 

 

III этап: Замени фразу.

Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами.

Например: Человек быстро идет по улице. –

Юноша стремительно передвигается.

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующих предложений.

IV этап: Исправь речевые ошибки (редактирование).

Прислушавшись и присмотревшись к тому, как вокруг говорят и пишут, легко можно впасть в уныние. В последнее время даже в газетах и по телевидению встречаются нарушения речевых норм.

Найдите и исправьте речевые ошибки в данных предложениях.

 

 

V этап: “Спич-экспромт”.

В этом году нашей школе исполняется 30 лет. Представьте, что вы выступаете на торжестве по случаю юбилея. Подготовьте краткую приветственную речь на тему: “В нашей школе юбилей” (подготовка выступления на 1 минуту).

VI этап: Дискуссия.

“Отличные отметки: талант или трудолюбие?” (жюри принимает во внимание убедительность и количество доводов,  культуру речевого поведения; спокойный, доброжелательный тон, попытки найти общее во мнениях)

III. Подведение итогов.

Рефлексия: какое задание показалось самым   трудным?

Наглядность (Приложение 1)

Слайд 1

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности …

Д.С. Лихачев

 

 

Слайд 2

Слово об ораторе

 

 

Слайд 3

Поставь правильно ударение:

августовский, красивее, средствами, звонит, украинский, значимость, изобретение, щавель, свекла, баловать, договор, жалюзи, община, километр, орнамент.

Слайд 4

Замени фразу:

Муха села на варенье.

На столе стоит стакан.

Бьют часы 12 раз.

Слайд 5

Исправь речевые ошибки:

  1. Рост преступности вырос.
  2. Точное число погибших уточняется.
  3. Сложилось странное положение.
  4. Явка в суд является обязательной.
  5. Жители, проживающие в нашем районе, собрались на встречу с депутатом.
  6. Спортсмены нашего города могут похвастаться спортивными достижениями.

Слайд 6

Спич - краткая приветственная речь.

“В нашей школе юбилей”.

Слайд 7

“Отличные отметки: талант или трудолюбие?”