Наша школа является экспериментальной площадкой “Школа - центр возрождения национальной культуры”. Возрождение национальной культуры – это не только фольклорные праздники, музейная работа, изучение национальных обычаев, традиций и ремёсел, хотя и этим мы занимаемся увлечённо и серьёзно. Влияние национальной культуры на учебный процесс сказывается в формировании учебного плана, включении в учебный план новых предметов и обновлении содержания традиционных предметов базового цикла. Нужно, чтобы школьные уроки не только учили детей учиться, пробуждали интерес к учению, но прежде всего учили бы понимать самих себя, свои национальные, психологические особенности и принимать мир таким, каков он есть. Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков.
Слово – носитель национально-культурной информации
(лексическое богатство русского языка)
Урок русского языка в 9-м классе.
Цели:
- дать понятие о слове как хранителе и носителе духовности, национально-исторической информации;
- углубить представление о лексическом значении слова;
- учить девятиклассников использовать лексическое богатство русского языка;
- коллективно создать на уроке экспрессивный текст, обладающий национально-культурной спецификой.
Оформление урока: репродукции картин русских художников – пейзажи, на закрытых отворотах доски – тема урока, толкование слов и терминов (“ассоциация”, “ключевые слова”, “экспрессивный”), эпиграфы: “В начале было слово”, “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен” (А.С.Грибоедов); на открытой части - схема создания текста “Лицо России”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами, говоря о художественной выразительности русского языка, касались фонетического богатства и разнообразия нашей речи, художественных функций частей речи. На последующих – будем обращаться к особенностям русского синтаксиса. Сегодня же мы поговорим о лексическом значении слова, о той информации, что в нём заключена.
Обратите внимание на формулировку темы занятия. Даже если эта формула вам сейчас не вполне понятна, в конце урока у вас должно сложиться её понимание. Кроме того, мы продолжим работу по усвоению знаний о выразительных средствах русского языка, а к концу урока, если успеем, вместе создадим текст.
II. Подготовительный этап.
Работа с эпиграфами. Носителями культурно-исторической информации являются прежде всего слова. Слово – хранитель и носитель всего духовного опыта народа. Давайте обратимся к эпиграфам (краткий анализ эпиграфов, особое внимание на слова “…и дым отечества нам сладок…”, т.е. даже дым, не говоря уж о родной речи).
Наиболее ярко роль слова, ключевых слов проявляется в художественном произведении и прежде всего в поэтическом тексте. Как мы отличаем национальные черты текста? По многим признакам. ( В музыке тоже, вы помните, есть национальные особенности, но музыка и изобразительное искусство наиболее интернациональны.) Любое произведение искусства несёт на себе печать времени и пространства (своеобразие страны, конкретного места).
Аналитическая работа. Национальное проявляется прежде всего в лексике. И прежде всего лексическими средствами рисуются национальные картины мира. У вас на партах текст стихотворения И.Дмитриева “Стонет сизый голубочек” и отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Домик в Коломне”. Поработаем с текстами.
Два ученика выразительно читают тексты.
Задания:
- Отметим в текстах слова, которые являются национальными ориентирами (названия русских песен, слова: печка, лесок, девица, самовар и т.д.)
- Какова функция этих слов? (Они создают образ очень объёмный – зрительный, звуковой и даже осязательный – тепло, рождают ассоциации).
4. Выводы. Национальная ценность слова определяется теми разнообразными ассоциациями, которые оно вызывает. (Именно у человека данной нации, данного языка.)
Чем больше ассоциаций, тем богаче информация. Обратимся для примера к слову берёза.
III. Практическая работа.
№ 1 (выполняется по группам).
1 группа. Приведите примеры упоминания берёзы в фольклорных произведениях.(Учащиеся приводят примеры из песен: “Во поле берёза стояла…”, “Под берёзку зеленую положите меня…”, “Завивайся ты, берёза…” и т.д.). Какова в этих песнях функция слова “берёза”? (В словах народных песен явно не происходит сближения понятий “берёза” и “родина”. Берёза – просто дерево.)
2 группа. Обратимся к стихам С.Есенина (“Белая берёза”, “Зелёная причёска”, “Ты запой мне ту песню”, “Клён ты мой опавший”) и А.Фета (“Берёза”). С чем или с кем здесь ассоциируется берёза? (Здесь чаще всего берёза ассоциируется с красивой женщиной или девушкой, с одинокой женщиной.)
3 группа. Русские загадки и пословицы: “Слепому посвеченье (лучина), нагому потешенье (веники), битому связь (береста), полегчание хворому (сок, веники)”, “Берёза гнётся, да не ломается”. (Отношение к берёзе многозначно, глубоко.)
Учитель: А.С.Пушкин писал в 1820 году: “Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! сердце моё сжалось…” Почему сжалось?
(От предчувствия родных мест.) Эти слова могут стать эпиграфом к нашей следую щей работе.
№ 2. Анализ стихотворения Н.Рубцова “Берёзы”.
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
На могиле матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне, у оград
С ветром и с дождём шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…
Задания:
- Ключевое слово. Его роль.
- Основной приём, используемый в стихотворении.
- Чем вызваны воспоминания?
- Какую функцию в стихотворении выполняет образ берёзы?
- Определите характер образов стихотворения.
- Смысл последней строфы.
(1. Ключевое слово – берёза. Благодаря ему поэт достигает поразительного эмоционального воздействия на читателя. 2. Основной приём – воспоминание. 3. Вызваны они картиной осеннего листопада. 4. Берёзы организуют связь времён и пространств: гибель отца и смерть матери произошли в разное время и в разных местах. И могилы их далеко друг от друга. 5.Но берёзы шумят, как и тогда, когда они ушли из жизни – звуковой образ, так же роняют свой убор, теми же красками расцвечена природа – зрительный образ. 6. Фраза последней строфы “С первых лет я с ними жил и рос” связывает жизнь героя с берёзами и создаёт “вечный” образ, сопутствующий человеку всю жизнь. Т.е. берёза у Рубцова – это символ связи времён, символ родного дома.
№ 3. Анализ текста песни из репертуара группы “Любэ” “Дороги”.
Учитель: Ещё одно слово, обладающее национальной информацией, - дорога. Вспомним примеры из сказок, из отечественной литературы, где важную, ключевую роль играла бы дорога (названия, словесные формулы, образы, мотивы и т.д.). (“Тридевятое царство”, долгие дороги – поиски, распутье, произведения А.С.Пушкина, А.Н.Радищева, Н.А.Некрасова, А.А.Блока).
Какова же функция этого слова и образа в фольклоре и в литературе?
Дорога в фольклоре – выбор, испытания, поиски счастья. В литературе мы видим продолжение устной традиции.
Дороги
(из репертуара группы “Любэ”)
Звенели колёса, летели вагоны,
Гармошечка пела: “Вперёд!”
Шутили студенты, скучали погоны,
Дремал разночинный народ.
Я думал о многом, я думал о разном,
Смоля папироской во мгле.
Я ехал в вагоне по самой прекрасной,
По самой прекрасной земле.
Дорога, дорога,
Ты знаешь так много
О жизни моей непростой.
Дорога, дорога,
Осталось немного,
Мы скоро вернёмся домой.
Забытые богом российские вёрсты…
Люблю я дороги печаль.
Я помню равнины, леса и погосты-
Святая, великая даль.
И поезд домчится, осталось немножко.
Девчонок целуйте взасос!
Недаром в вагоне играет гармошка
И вьётся дымок папирос.
Задания:
- Ключевые слова.
- Какие ассоциации связаны с дорогой ?
(1. Дорога, домой. 2. Печаль, но и возможность встреч, познания мира, возвращения к теплу родного дома. “Забытые богом … вёрсты” - российская глубинка, “…равнины, леса и погосты – святая, великая даль” - бескрайность России.)
Возможно также обращение к другим словам, с которыми связаны особые “русские” ассоциации, например, к слову “снег” (фольклор, произведения М.А.Булгакова – “Бег”, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др.)
№ 4 О диалектных словах.
Учитель: Народный язык – памятник народной мудрости, философии, взглядов, характера, веры. У нас это прежде всего язык деревенский, т.к. Русь изначальная – это Русь избяная. Поэтому особое смысловое богатство и меткость заключены в диалектных словах. (Вспомним хотя бы местные прозвища).
Анализируем отрывки из стихов кемеровских поэтов В.Баянова и В.Измайлова.
В стороне от проезжих дорог
Цвёл околок – степной островок,
Родничковый царил холодок,
Да палаточный был городок.
В.Баянов.
Вот здесь, под низенькими матками
Когда-то в зыбках нас трясли.
Здесь жили матери солдатками,
А мы – сиротами росли.
В.Баянов. В деревне.
Тянет в горы меня –
К той таёжной елани,
Где весенним оранжевым буйством огня
Огоньки разольются по тихой поляне…
В.Измайлов. Огоньки.
Задание: объясните диалектные слова: елань, зыбка, матка, огонёк, околок, заплот. (Елань – ровное открытое место в лесу, поросшее травами, используемое под покос. Зыбка – колыбель. Матка – балка, поддерживающая потолок в деревянных постройках. Огонёк – растение купальница. Околок – небольшой участок леса в поле, среди пашен и лугов. Заплот – плотный забор, чаще всего – тесовый.)
IV. Создание экспрессивного текста.
Обращаемся к схеме на доске.
Лицо России
Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт…
- ГЛАЗА…
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…
Васильками сердце светится,
Горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке
Про синие глаза…
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Опять передо мною голубое поле…
- ЛИЦО… РУМЯНЕЦ…
Краше цвета алого, белее снега белого…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!..
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод…
- КОСА…пронизана лентой яркой.
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан…
Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуёмный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь…
- САРАФАН и травушкой – муравушкой изукрашен и цветочками…
- А как РЕЧЬ-то говорит, словно…
Ответим на вопрос:
- Какие выразительные приёмы и средства используются при создании “живого образа” России?
(Основной приём - олицетворение: Россия – девушка, Россия – невеста. Кроме того, мы видим постоянные эпитеты, слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, инверсия, замедленность фразы – повтор глаголов и удлинение слов.)
Устанавливаем органическую связь деталей портрета России с деталями русского пейзажа.
3. Выделяем постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой (алый румянец – цвет зари, косы золотые – цвета солнца и спелого хлеба, синие глаза – цвета небес и т. д.), и метафорические сравнения, присоединяемые союзами “словно”, “будто”, “точно”, “что”.
4. В результате совместной работы создаётся примерно такой текст – описание.
Лицо России
Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт…
Глаза синие-синие, точно васильки в чистом поле. Лицо что утро вешнее. Румянец краше цвета алого. Коса золотая пронизана лентой яркой. Сарафан и травушкой-муравушкой изукрашен и цветочками-василёчками. А как речь-то говорит, словно реченька журчит…
V. Выводы. Возвращаемся к формулировке темы урока: “Слово – носитель национально-культурной информации”.
1. Что значит “национально-культурная информация”? (Вероятно, это тот смысл, то значение слова, которое вызывает определённые ассоциации именно у человека данной нации, данного языка, данной культуры).
2. Приведите примеры таких слов. (Это могут быть слова: река, берега, ива, белый, красный и т.д.)
3. Итак, ассоциации, вызываемые словом, конечно, связаны с повседневным опытом, с тем, что человек хорошо помнит, чем дорожит, т.е. с родной национальной культурой, природой, привычным бытом, национальной психологией.