Развитие речи и повышение грамотности на уроках русского языка в сельской школе

Разделы: Русский язык


Я работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе 13 лет. Срок небольшой, но за эти годы я убедилась в том, что уровень грамотности наших детей катастрофически падает.

Слушая и читая отчёты (с высоким процентом успешности) о проведённых экспериментах по введению ЕГЭ, об аттестациях школ в некоторых регионах мысленно задаю себе вопрос: “Неужели только в нашей школе дела обстоят так, мягко говоря, “не очень”… И сразу же появляется другой: “Делаю что-то не так я или причина в чём-то другом…”

Анализирую ситуацию постоянно. Не буду освещать здесь свои выводы, но попытаюсь представить вам те способы и приёмы, благодаря которым моя работа на уроках русского языка заметна.

Главнейшая, на мой взгляд, цель учителя русского языка нашего времени – развить речь и грамотность учащихся. Что делать, чтобы цель достигалась? Может быть, я не оригинальна и даже не права, но кое-какие результаты всё-таки есть, и я уверена, что выбрала правильный путь.

Когда мои уроки в расписании стоят первыми, я обращаю внимание детей на то, какой сегодня восход, какие узоры появились за ночь на окне и какой эффект даёт солнышко (сейчас ребята сами обращают моё внимание на это фантастической красоты зрелище). В эти минуты ребятишки высказываются наперебой, у них возникают такие сравнения (чего не всегда добьёшься на традиционном уроке развития речи)!!! Приведу в пример несколько: небо похоже на слоёный пирог, облака как паруса, солнце похоже на только что испечённый оладушек. В такой день можно предложить детям написать сочинение-миниатюру “Художник мороз”, “Картинная галерея деда Мороза” и другие… Если на школьном стадионе проходит урок физкультуры и головы детей, как бы я ни старалась увлечь их суффиксами или спряжениями, повёрнуты в сторону окна, я разрешаю им 2-3 минутки посмотреть, чем занимаются их друзья. Мы все вместе обсуждаем бег лыжников и прыжки в длину, а потом возвращаемся к теме урока. Удовлетворив желание детей, я “убиваю двух зайцев”: своеобразная физминутка и развитие речи. Такие моменты словотворчества возникают довольно-таки часто, сами собой, поэтому они идут от души в тот момент, когда она крылата. А это, я считаю, очень ценно. Ведь только ежедневные упражнения “по собственному хотению” дают максимальный результат.

Все написанные сочинения я храню в красиво оформленных конвертах, папках, коробках, которые долгое время находятся на виду у всех. Самые яркие работы дети собственноручно переписывают в толстенную книгу “Золотые страницы нашего творчества”. Я всегда искренне радуюсь, когда на переменах учащиеся заняты чтением чужих работ, причём делают это без принуждения. Это ведь тоже развитие речи – обогатить себя интересным речевым оборотом, метафорой, сравнением.

Современные дети очень любят разгадывать сканворды, кроссворды с картинками и т.д. К моему маленькому учительскому счастью, такой продукции выпускается очень много. Дети приносят в школу разгаданные журналы, я очень тщательно просматриваю все иллюстрации, вырезаю картинки, группирую их по темам, наклеиваю на листы бумаги и пишу задание. Приведу пример: наклеены картинки с изображением циркуля, цилиндра, рации, цыплёнка, цыгана, черепахи (нужно указать стрелочкой на панцирь, чтобы детям было понятно), циферблата и т.д. Задания могут варьироваться: 1) запишите словами, распределяя в 2 столбика: в первый – с буквой И после Ц, во второй – с Ы; 2) запишите словами, подчеркните орфограмму “Буквы И-Ы после Ц” и т.д. Такие карточки отлично работают при изучении темы “Имя существительное”, но и по другим темам тоже можно придумать что-нибудь интересное. Например, наклеены картинки с изображением лисы, бабушки, зимы, села и т.д. Задание: запишите словами, образуйте от них прилагательные и определите их разряд (распределите по столбикам и т.д.).

Готовые детские кроссворды тоже здорово помогают в работе. Около моего кабинета имеется постоянно обновляющийся уголок. Здесь я вывешиваю найденные в журналах интересные кроссворды, филворды, и прочие “…ворды”, которые дети на переменах разгадывают то коллективно, то в одиночку. Если у них что-то не получается, спрашивают меня (иногда я и сама принимаю участие в коллективных разгадываниях). Здесь главное – постоянно менять задания. Если в первое время кроссвордами интересовались только “ботаники”, то сейчас здесь можно увидеть любого. Такой вид работы с детьми позволяет и развивать речь, и вырабатывать грамотность

В последнее время в нашем районе активно развернулось конкурсное движение. Победа одного ребёнка повлекла за собой желание многих участвовать в конкурсах. Ребятня пытается писать стихотворения на заданные темы, рифмы; детские работы публикуются в школьной газете “Созвездие”, что тоже является стимулом к творчеству…

Так сложилось, что грамотную, правильную речь сельские ребятишки могут услышать только в школе. С пелёнок впечатываются в сознание такие словоформы, как “взади”, “сёдня”, “чё”, “ихний”, “еслив”, “покласть”, и другие. Не ленюсь исправлять такие “шедевры” даже на переменах, в разговорах с детьми во внеурочное время. Не сразу, но многие словечки исчезают, преображаются в нормативные.

С повышением уровня грамотности всё не так, как хотелось бы, но тоже определённые положительные сдвиги есть. Твёрдо убеждена в том, что тесты – это тесты, а диктанты – дело святое. Провожу их очень часто. Виды диктантов: словарные, программированные, “немые” (тоже включается развитие речи) - выбираю в зависимости от темы.

Очень нравятся моим детям “немые” диктанты: в класс “приходит посылка” (это может быть просто подборка картинок), в которой лежат разные предметы (гвоздик, карандашик, шарик, платочек, кубик и т.д.). Я вынимаю предметы из коробки, а дети записывают то, что видят, распределяя слова по столбикам: в первый пишут существительные с суффиксом –ЕК-, а во второй – с суффиксом –ИК-. Варианты задания могут быть разными: образовать прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-), -ОНН-, -ЕНН- (в коробке лежат игрушечный лев, утёнок, песок в пакетике, камень и т.д.).

Если нужно сэкономить урочное время (быстро проверяется), хорош программированный диктант. На листочках штампом заранее нанесена таблица:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

                                     

НН

                                     

Учитель диктует слова, называя их порядковый номер, а дети ставят только точки или крестики на пересечении номера слова и нужного варианта ответа. Например: 1) каменный, 2) утиный, 3) осенний, 4) лунный, 5) станционный, 6) комариный и т.д. Выполнив работу, дети соединяют точки ломаной линией.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

 

+

     

+

                         

НН

+

 

+

+

+

                           

Во время проверки учитель сравнивает линии ребят со своим вариантом. Интересно, быстро, удобно.

В этом учебном году решила пойти по пути эксперимента. Контрольные диктанты провожу по “открытым” текстам. В первый день изучения новой темы в классном уголке помещаю лист с шестью текстами контрольных диктантов. Главное условие – ни одной неизученной орфограммы или пунктограммы. Например:

Контрольные диктанты для 6-го класса по теме “Имя существительное”.

1. Алый “Секрет”.

Было утро. Над морем послышались звуки чудесной музыки.

В тумане гасли очертания огромного корабля. Ветер расправил паруса, рассеял туман и вылился в лёгкие шёлковые формы.

В это время Ассоль сидела у окна и читала. На минуту она отвлеклась и увидела корабль. Девушка вздрогнула, замерла, потом вскочила. “Секрет” под алым пламенем парусов огибал мыс.

Ассоль уже бежала к пристани. Временами паруса скрывались от неё за крышей или забором, и сердце замирало от несчастья. Она боялась недоразумения, торопилась, преодолевала препятствия. Толпа на берегу волновалась в удивлении и ненависти.

Грэй приблизился к девушке и подхватил её на руки. Счастье заиграло солнечными зайчиками, а скрипач поднял смычок, и струны заговорили прекрасным голосом. (По А. Грину).

2. Пурга.

В полярные ночи тундра имеет печальный цвет. Её синь навевает думу о прошлом.

Рябухин вышел на улицу и вгляделся во тьму. За спиной мерцали жёлтые, горячие квадратики окон его домика. Они были похожи на пламя свечи. Ему почудилось, что зима ушла.

Вдруг с высоты сорвался мёрзлый комковатый снежок, небеса прогнулись, захохотал ветер. Злая мощная непогода навалилась на тундру. В ненастье суждено было остановиться времени, жизни, земному движению. Вот незадача! По радио не сообщали о пурге. Он бы подготовился.

Зимовщик упал на колени и пополз к чёрному тамбуру. В укрытии он выпил чёрного кофе, согрелся и отдохнул.

Пурга продержалась неделю. За это время умница Рябухин много раз пробирался к скважине и поддерживал в ней жизнь. (По В.Поволяеву).

3. Золотая роза.

Эта история о мусорщике Жане Шамете. Его лачуга стояла рядом с домишками жестянщиков, сапожников и нищих. На тесных улицах из лавчонок был слышен стук часов и доносился запах дешёвого кофе. Годы бедняги проходили в нужде.

В давние времена Шамет служил солдатом. Однажды ему пришлось отвезти во Францию дочь командира. Девчонка всё время молчала, и её взгляд выражал недоумение. Чтобы развлечь спутницу, Жан рассказывал ей о своей жизни. Он вспоминал о золотой розе, которую видел в доме старой рыбачки. Мать Шамета утверждала, что цветок приносит счастье.

Домик старухи трясся во время непогоды, а по вечерам она не зажигала пламени. Мальчик Жан с нетерпением ждал, но счастье не приходило. Шамет уехал из посёлка, а старуха всё ждала своё счастье. (По К. Паустовскому).

4. Белки.

Всем знакомы лёгкие, проворные белки. Круглый год живут они в еловых и сосновых лесах. Обычная пища белок – семена хвойных деревьев. Зимой на снегу можно увидеть шелуху шишек. Зверьки садятся на сучок, держат шишку в передних лапах и выгрызают из неё семена.

На воле белки строят прочные домики из тонких веточек и выводят в них бельчат. Самые грозные неприятели белок - беспощадные куницы. Они преследуют их, разоряют домики.

Белок можно легко приручить к неволе. У моего знакомого стекольщика жила весёлая зверушка. Она доставляла ему много неприятностей. Пришлось посадить её в клетку с колесом, по которому она и носилась. Работягам-белкам нужно движение, к которому они привыкли в лесу, иначе они болеют и умирают. (По И. Соколову-Микитову).

5.

Зимой деревни мало чем отличаются друг от друга. Пекашино распознают по громадному зелёному хвойному дереву. В давние времена здесь шумел могучий бор и его летучее семя занёс сюда ветер. Теперь оно возвышается на отлогом скате горы.

Целые поколения жителей села не расставались с топором и вырубали леса. Их выпиливали пильщики, выжигали, расчищали и осваивали пашни. Каждая теперь имеет своё имя. За названием встаёт горечь и обида работяги: Калинкина пустошь, Евдохин камешник, Екимова плешь.

От леса кормились, им обогревались, но лес был и недругом. Всю жизнь северные мужики прорубались к солнцу и свету, а лес напирал на них. Он глушил поля, обрушивался гибельным пламенем, пугал зверями и нечистью. (По Ф. Абрамову).

6.

В домик летит морозный воздух и выливается в комнату. Здесь от него становится холодно. Завывает ветер, бьёт хлопьями снега в окно. Денщику Никите он кажется настоящей непогодой, ненастьем. Под головой у Никиты мешок, накрыт шинелью. Снится ему, что он в избе, а рядом незнакомцы. Мужичок в недоумении. Хочет крикнуть, но не может.

Завывает ветер, бьёт хлопьями снега в окно. Прапорщику Стебелькову он кажется громом бальной музыки. Видит он во сне яркую залу, мелькание лиц. Люди ждут его приказаний. Далеко слышны грохот пушек, звуки маршей. Стебелькову становится страшно. И рядом уже не приятели, а враги. Он кричит.

Появляется Никита, зажигает спичку, находит подсвечник и подаёт его барину. Скоро офицер и денщик опять спят глубоким сном. (По В. Гаршину).

Контрольные диктанты по теме “Наречие”, 7-й класс

1. Жизнь в облаках.

На горы можно смотреть долго. Они были всегда. Трогая камни, ты трогаешь Вечность.

Внизу лиственные леса, похожие на каракуль, вверху хвойные, словно звериные гривы. Ещё выше – горные степи, альпийские луга, гранёные скалы. На самом верху – сияющие снега!

Всё здесь необычно. Земля, вставшая на дыбы, птицы, пролетающие глубоко, водопады, шумящие высоко. Внизу хлещет дождь, наверху светит солнце, внизу жаркое лето, наверху морозная зима.

В горах по-настоящему можно витать в облаках, пройти под радугой, подняться высоко, чтобы синее небо легло на плечи. До звёзд покажется ближе, чем до огней в долинах.

И с гор можно смотреть долго. Отсюда красота земли как на ладони. Ниоткуда больше не увидишь такого! Радость распирает грудь. Кажется, что когда-то ты уже смотрел на землю из-под облаков. Ведь когда-то и мы были птицами. (По Н. Сладкову).

2. Крик.

Я шёл по степи ночью. Над горизонтом нависла чёрная туча, за ней метались жёлтые зарницы. Над головой сверкал бесконечной дорогой Млечный Путь.

Степь была полна жизни. Ухо охотника всегда настороже. Для него привычно всё: шорох крадущихся шагов, шёпот сухой травы, цокот камня. Охотник с твёрдым сердцем и жёсткой рукой здесь как у себя дома.

Но вдруг необычный звук заставил насторожиться. Кто-то кричал вдали. Это не был клич победителя или безнадёжной жертвы. Зверь кричал неприятно, тоскливо и бесконечно. Всякий зверь скуп на голос. Это древний звериный закон. Этот зверь потерял осторожность.

Потрогав ружьё, я пошёл прямо на крик. Всё ближе подходил я к кричащему зверю. Из-за гор поднималась луна, ночь протягивала навстречу чёрные руки.

В неровном мерцании разглядел я впереди пятнышко. Тявканье неслось оттуда. (По Н. Сладкову).

3. За сеном!

По сено собираются с вечера. Из-под навеса вытащили старые сани. Дедушка проверяет их, стучит топором, что-то подтёсывает и прикручивает. Мы крутимся рядом, что-нибудь подаём, поддерживаем. На нас цыкают, прогоняют домой, но нам уходить никак нельзя.

Лошадь у нас одна, а саней готовят трое. Ещё двух лошадей возьмут у родственников.

Мы ждём, когда коней поведут на водопой. Я взбираюсь на ворота и сверху ныряю на спину Лысухи. Она недовольно косит на меня глазом, обиженно поводит ухом и пытается укусить. Но не тут-то было!

Лошади сами идут к длинной проруби. Алёшка что-то кричит по-своему. Точь-в-точь дурачок!

Бок о бок мы возвращаемся домой. Ворота открыты настежь. Бабушка, глядя на нас в окошко, беззвучно трясёт головой. Пора заходить в избу. (По В. Астафьеву).

4. Запах сена.

По сено у нас ездят далеко. Мужики приехали поздно вечером.

Мы накинули шапчонки, валенки на босу ногу и выкатились во двор. Три воза загромоздили его, и ворота настежь. Всё видно хорошо, и снег по-зимнему мигает искрами.

Коней уж распрягли, началась работа. Мы утаптывали сено. Мужики бросали огромные навильники и ненароком заваливали нас. Рванёшься наверх и поплывёшь… И ещё не успеешь отплеваться, на тебя снова летит навильник. Все радовались и дурачились по-детски.

И вот всё. Наконец-то работа закончена. Вместе с мужиками в избу проник запах сена, стало точь-в-точь по-летнему.

Дедушка достал холщовый мешочек, медленно запустил в него руку, а мы с Алёшкой напряжённо подались вперёд. Дедушка вытащил обломок белого калача, с улыбкой положил перед нами и сказал: “Это вам от зайца”. (По В. Астафьеву).

5. В зимнюю ночь.

Ещё в детстве я слышал о волчьих охотах. Отец жил среди охотничьих угодий. Нередко вместе с гостями он уезжал на охоту. Частенько охотники рассказывали о необычных приключениях. Однажды услышал я о старинной охоте на волка.

По-зимнему искрится под месяцем снег, постукивает морозец по деревьям, по накатанной дороге медленно, неторопливо двигаются сани. Подпрыгивая на неровностях дороги, тащится следом свиная требуха, привязанная к длинной верёвке. Издали она кажется собачонкой. В мешке отчаянно заливается поросёнок.

Вдалеке показываются волки и неприметно преследуют подводу. Здесь нужна осторожность. Поторопишься, выстрелишь, и навек потеряешь.

Несколько лет назад я пытался охотиться по-старинному. Мои попытки прошли неудачно. Но даже после бесплодных попыток, чувствовал я себя всегда отменно. Уж очень красива лунная ночь и волнующе ожидание встречи со зверем. (По И. Соколову-Микитову).

6. Метель.

День был солнечный. Снег так блестел, что больно было глядеть.

К вечеру вдруг небо замутилось, задула позёмка. И вот вижу я, что валит снег уж с неба, сверху, несёт его ветер, кружит. Заманила меня метель в ловушку и заметёт насмерть, спешит, воет, торопится. Ветер сечёт, забивает глаза снегом. Дыбом его подняло и крутит до самого неба, по-зимнему. Теперь уж никуда не приехать!

Пассажиры мои бок о бок сидят. Сверху и сбоку их замело, а внизу у них тепло. Лошади мои всё неслись вскачь, а теперь устали. Я взялся за узду, и пошли мы втроём. Иду и уж ничего не думаю, лишь слушаю и вперёд смотрю.

Вдруг стена передо мной, чуть-чуть не дышлом упёрлись, ворота открыты настежь. Приехали!

Невтерпёж мне стало крепиться, расплакался я. (По Б. Житкову).

Изучая тему, прорабатываем орфограммы, присутствующие в диктанте; дети в любое время могут взять тексты и работать с ними, как считают нужным.

На контрольном уроке при помощи обычного игрального кубика выбираем номер диктанта и… пишем.

После каждого диктанта провожу тщательный анализ каждой работы. При помощи программы Microsoft Office Excel строю диаграмму, в которой отражены орфограммы, в которых допущены ошибки и количество ошибок. На уроке работы над ошибками с каждым ребёнком работаю индивидуально, устраняя его личные “пробелы”.

Работа эта очень и очень кропотливая и тяжёлая, но, поверьте, “игра стоит свеч”.

Надеюсь, что ой опыт и мои находки помогут кому-то в нелёгком деле вытаскивания наших детей из болота безграмотности.