Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.
Задачи:
- создать условия для развития орфографической зоркости учащихся, умения выделять орфограммы; связной речи; обогащения словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию памяти, мышления, внимания, умения анализировать, обобщать;
- воспитывать любовь к татарскому творчеству через национальные игры, пословицы, поговорки и загадки;
- прививать навыки каллиграфического письма.
Оборудование урока:
учебник “Русский язык” для 1 класса / Т.М. Андрианова, В.И. Илюхина; рабочая тетрадь №2 к учебнику русский язык.- М.:“Издательство Астрель”, 2005.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2006.
магнитофон ( кассета с записью татарской плясовой музыки), пословицы, сказки, загадки татарского народа.
Демонстративный материал: карточка со словарным словом.
Раздаточный материал: карточки со схемами составления слов.
Татарские национальные костюмы: тюбетейки, калфаки, жилеты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Ученики. Придумано кем-то мудро и просто При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.
2. Психологический настрой.
Учитель. -Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят) - Уши внимательно слушают и всё … (слышат) - Голова хорошо … (думает) - На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.
3. Минута чистописания.
Учитель. Откройте рабочую тетрадь. Страница 6. Запишите дату. Классную работу. Назовите орфограммы в этих словах. Ученик. Удвоенная согласная “с” в слове “классная”. Безударная гласная “а” в слове “работа” Учитель. Буквоед предлагает нам своё задание. Допишите буквы строчкой ниже. - Назовите буквы, которые вы записали? Ученик. б, д, в, е, г, ж, и, з, л, к, Л, М
4. Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .
На доске: В живом уголке жили ужи и
ежи.
У Миши машина, у машины шина.
Учитель. - Прочтите про себя запись. - Прочтите вслух. - Как вы думаете, что это такое? Ученик. - Это скороговорки. Учитель. – Что такое скороговорка? Ученик. – Скороговорка - это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки.
Ученик. – Скороговорку надо проговаривать быстро.
Учитель. – В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.
Скороговорка это:
1) Быстрая речь.
2) Специально придуманная фраза с
труднопроизносимым подбором звуков, быстро
проговариваемая шуточная прибаутка.
Учитель. - Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. – Какой звук повторялся здесь много раз? Ученик. - [ж] Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. - [ж] – согласный, твёрдый, звонкий.
Учитель. - Произнесите 2-ую скороговорку. - Какой звук повторялся чаще всего? Ученик. - [ш]
Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. – Этот звук согласный, глухой, твердый.
Учитель. - Приведите примеры слов, где эти согласные были бы твёрдыми?
Ученики. – Жаба, шорох, жук, жокей, ширина, живот, шоколад, шашки, жизнь.
Учитель. - Назовите такие слова, где эти звуки произносятся мягко.
Ученик. – Таких слов нет. Эти согласные звуки всегда твердые.
Учитель. – Верно.
5. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Тюбетейка”
/Игра проводится под татарскую народную плясовую музыку. Дети надевают тюбетейку рядом стоящему товарищу, пока музыка не остановится./
Учитель. - Ребята, как только музыка остановится, я произнесу вам татарскую пословицу, а вы должны будете назвать слово, в котором есть сочетание жи или ши .
Кто поработал – едой себя тешит,
Кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться,
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется, лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почёте.
У доброго джигита всякое дело в руках горит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
6. Наблюдение над правописанием сочетаний ЖИ-ШИ. Формулирование темы урока.
Учитель. – Я буду загадывать вам татарские народные загадки, а вы должны записать только отгадки. /Один ученик работает у доски./
1) Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
2) Иголок много, а шить не умеет. (Ёжик)
3) Телега есть, коня нет.
Если сядешь, коня обгонишь. (Машина)
Учитель. – Что объединяет записанные слова? На какое они правило?
Ученик. – Во всех словах встречаются сочетания ЖИ-ШИ.
Учитель. - Как вы думаете, какова тема урока?
Ученик. – Правописание ЖИ – ШИ.
Учитель. – А что вы знаете о правописании ЖИ – ШИ? –Прочтите в учебнике на стр.48.
Ученик. – ЖИ – ШИ пиши с буквой И.
Учитель. – Как вы думаете, ребята, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится. Выскажите свои догадки, предположения.
- Вы знаете, Буквоед рассказал мне одну очень интересную сказку. Эта сказка о том, почему буквы Ж и Ш дружат всегда только с буквой И, а с Ы никогда не стоят рядом. Хотите послушать?
7. Прослушивание сказки.
Был жаркий летний день. Буквы Ж и Ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала туча. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались, бедные, кричат: “Помогите! Тонем!”
А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет Ж и Ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с И. Помните об этом, ребята.
7. Словарная работа.
Учитель. – Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Составьте из данных слогов слово.
ши ма лы
Ученик. - Малыши.
Учитель. - Произнесите с ударением. Назовите орфограммы.
Ученик. - Безударная гласная “а”, ши пишется с “и”.
Учитель. - Кто такие малыши? О ком так говорят?
- От какого слова, от какого корня произошло слово “малыши”? Придумайте однокоренные слова.
Ученик. – Малышка, малышок, малышня, маленький, малый.
Учитель. – Пропишите слово малыши, подчеркните орфограммы. Запомните его правописание.
8. Тренировочные упражнения.
1) Письменное выполнение упражнения 3, стр.48.
Учитель. – Послушайте задание (чтение задания учителем).
- Прочитайте слова, данные в упражнении.
- Как по-другому можно сформулировать задание?
- Давайте поговорим, что у вас должно получиться. Запись на доске и в тетрадях.
Ученик. – Нож –ножи, ухо – уши.
2) Задание в группах.
Учитель. - Сейчас вам предстоит работа в командах.
- Каждая команда получит карточки, на которой дана схема. По этой схеме вам нужно будет составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание можно ставить как в начале слова, так и в конце. Полученные слова необходимо записать на листочке.
Задание для 1 команды.
пы на
ер мы
у ШИ кры
ло шала
Задание для 2 команды.
стри вот
е тель
раф ЖИ лу
лы мор
Учитель. – Послушаем, какие слова у вас получились. (1 ученик из команды читает)
9. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Минлебай”
/Дети встают в круг. Одного ученика выбирают на роль Минлебая. Он встаёт в середину круга. Минлебай говорит и показывает движения, дети повторяют за ним. /
Водим - водим хоровод,
В середине - Минлебай.
Повторяем за тобой
Все движения подряд.
- Я жужжу – мы жужжим. Я вышиваю – мы вышиваем. Я бегу – мы бежим. Я спешу – мы спешим. Я визжу – мы визжим.
10. Разучивание стихотворения о правописании ЖИ ШИ.
На доске: Лыжи, мыши и ужи,
Шипы, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.
Учитель. – Прочтите про себя стихотворение, которое записано на доске.
- К чему призывает нас это стихотворение?
- Какие слова на это правило встретились в четверостишии?
- Выучите наизусть это стихотворение.
11. Итог урока.
Учитель. – Ребята, наш урок подходит к концу. Подведём итог.
- С каким правилом вы сегодня познакомились?
- Назовите слова на это правило?
- Какая национальная игра вам больше понравилась?
- Почему?
12. Заключение.
Учитель. Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Я очень довольна. Урок окончен. До свидания!