Академик Лихачев воплощал в себе все то, что пережила Россия в этом столетии. Лихачев, с его любовью к своей стране, сочетавшейся с нетерпимостью и здравым смыслом, олицетворял собой “русский национализм” в лучшем смысле этого слова. И хочется верить, что его пример и его идеи будут процветать в России XXI – го века.
Кристофер Х. Смит.
2006 год президентом Российской Федерации В. В. Путиным был объявлен Годом Лихачева. 28 ноября 2006 года отмечали сто лет со дня рождения великого ученого. Когда произносишь имя Д. С. Лихачева, то невольно хочется употребить слова высокого, торжественного “штиля” подвижник, патриот, праведник. И рядом с ними такие понятия, как “благородство”, “мужество”, “достоинство”, “честь”. Это великое счастье для народа – знать, что еще совсем недавно рядом с нами жил человек, которому в самые трудные времена не нужно пересматривать жизненные принципы, потому что принцип-то у него одни: Россия – великая страна с необычайно богатым культурным наследием и жить в такой стране – это значит бескорыстно отдавать ей свой ум, знания, талант.
Кто же он такой, Дмитрий Сергеевич Лихачев? Академик, член не только Российской, но и ряда иностранных академий, увенчанный многими высшими наградами и званиями: Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий. Но это все внешнее, официальное, чему Дмитрий Сергеевич никогда не придавал особого значения. Самое важное, что его при жизни называли и продолжают называть “властителем дум”, “символом русской интеллигенции XX века”.
Д. С. Лихачев не только ученый с мировым именем, но и истинный гражданин России.
Д. С. Лихачев – талантливый писатель, публицист. В своих книгах “Земля родная”, Письма о добром и прекрасном” он показал, что значит для настоящего русского человека его земля, труд, культура.
Его тексты совершенны в эстетическом и нравственном отношении, поэтому помогают в решении задач воспитания духовности ребенка. Они образцовый дидактический материал для уроков развития речи.
В практике работы я использую тексты, отдельные фрагменты из публицистики Д. С. Лихачева на уроках русского языка в 8-9 классах.
Данный материал может помочь как при изучении отдельных тем, так и при организации подготовки учащихся к экзаменам.
С целью повторения, обобщения и систематизации изученного предлагается несколько заданий, разных по характеру. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его умений и знаний, темп работы.
Предлагаемый дидактический материал может быть использован на уроках-зачетах, уроках-практикумах, а также на уроках развития речи.
Работа с этим материалом формирует умение пользоваться справочными пособиями, словарями, материалом учебника.
8 класс.
I. О языке.
Упражнение 1.
Объяснительный диктант.
Запишите слова Д. С. Лихачева о языке из книги “Земля родная”.
Язык- самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком - устным и письменным – надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивает мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.
- Уточните значение выделенных слов по словарю. Как различаются слова многозначность и многозначительность?
- Найдите в тексте глаголы и укажите их грамматическое значение.
- Подумайте, какими примерами вы можете подтвердить, что язык может “отступать”?
Упражнение 2.
Комментированный диктант.
Запишите высказывание Д. С. Лихачева о словах из книги “Земля родная”.
И дальше мы стали вспоминать, сколько в русском языке слов с корнем “род”: родной, родинка, народ, природа, родина…
Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в природе. Земля рождающая, Земля урожая. И слово цвет – от цветов! Цвета цветов! Рублевское сочетание – васильки среди спелой ржи. А может быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки васильки – сорняк, и сорняк слишком яркий, густо-синий – не такой, как в рублевской “Троице”. Крестьянин не признает васильки своими, и рублевский цвет – не синий, а скорее небесно-голубой. И у неба сияющее-синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождением; рожь – это то, что рожает земля).
1. В чем, по мнению автора, состоит особенность русских слов?
2. Выпишите ключевые слова. Подчеркните среди этих слов эмоционально окрашенные.
3. Охарактеризуйте лексику данного отрывка. Сделайте вывод.
Упражнение 3.
Запишите предложение из тридцать четвертого письма Д. С. Лихачева.
В корне слова “подвиг” “застряло” движение: “по-двиг”, т. е. то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное.
1. Произведите на материале предложения разные виды разбора.
2. Напишите словарную статью к слову подвиг.
II. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Упражнение 4.
Самостоятельная работа.
1. Запишите текст. Объясните знаки препинания. Найдите причастный оборот, покажите его графически. Почему он обособлен? При каких условиях причастный оборот не обособляется? Запишите пример.
Добро – это прежде всего счастье всех людей. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость.
Упражнение 5.
Взаимодиктант. Объясните постановку знаков препинания. В чем особенность данных предложений? Слова какой части речи в них нет? Почему автор повторяет слова “наш”, “нашей”? Оправдано ли это?
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума.
Упражнение 6.
Запишите предложение. Почему поставили тире? Разберите прилагательное “ценное” по составу. Почему в этом слове НН? Вспомните, в каких еще случаях пишется НН? а Н?
Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.
III. Виды односоставных предложений.
Упражнение 7.
Объяснительный диктант.
Запишите предложения. Проанализируйте грамматические основы предложений и способы их выражения. Определите вид односоставных предложений. Объясните знаки препинания в 1-ом предложении. Выпишите из текста словосочетания, построенные по типу согласования. Выпишите из текста слова с орфограммой “Е – И в падежных окончаниях имен существительных”. Приведите свои примеры.
Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Поэтому берегите молодость до глубокой старости.
IV. Предложения с однородными членами.
Упражнение 8.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. Найдите в нем синонимы: существительные, прилагательные, глаголы. Выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.
Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.
Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади… Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля - это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо…
1. Найдите в тексте предложения, в которых говорится о том, чем отличаются друг от друг слова-синонимы. Выпишите эти предложения. Объясните постановку тире во втором предложении.
2. Выпишите из текста однокоренные слова. Укажите, какой частью речи они являются.
3. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему.
4. Докажите, что это текст.
Предложения с обособленными членами.
Упражнение 9.
Самостоятельная работа.
- Выпишите слова с НН и Н, распределив их по частям речи. Добавьте свои примеры.
- Обозначьте графически причастный оборот. Почему он обособлен?
- Перестройте предложения так, чтобы определение, выраженное причастным оборотом, стало необособленным.
- Подчеркните другие определения в тексте. Чем они выражены.
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года; осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков. В русской природе нет”вечных”, не меняющихся в разные времена года крупных объектов, вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию, то с голыми ветвями, создающими своеобразную “графику зимы”, то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и по степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра (“Сиверко” Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег – сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или часа суток.
VI. Предложения с вводными словами и вводными предложениями.
Упражнение 10.
Диктант.
Запишите текст под диктовку с последующей самопроверкой. Объясните постановку знаков препинания.
Найдите в тексте страдательное причастие, разберите его по составу. Найдите и выпишите относительное прилагательное, выполните морфологический разбор. Сгруппируйте слова по видам орфограмм. Приготовьте небольшое выступление перед одноклассниками о Кремле, используйте вводные слова, вводные предложения.
Сады в Московском Кремле делались на разных уровнях, террасами, как того требовал голландский вкус, огораживались стенами, украшались беседками и теремами. В садах устраивались пруды в гигантских свинцовых ваннах, также на разных уровнях. В прудах плавали потешные флотилии, в ящиках разводились редкостные растения (в частности, астраханский виноград), в гигантских шелковых клетках пели соловьи и перепелки (пение последних ценилось наравне с соловьиным), росли там душистые травы и цветы, в частности излюбленные голландские тюльпаны (цена на луковицы которых особенно возросла именно в середине XVII века), пытались держать попугаев и т. д. и т. п.
Упражнение 11.
Письмо по памяти.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Объясните знаки препинания.
Объясните, пользуясь словарём значение слов “нравственность”, “сострадание”. Запишите их толкование в тетрадь. Запишите текст по памяти. Как вы понимаете, что такое сострадание? Напишите ваше мнение. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Упражнение 12.
Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. В письме 21 Д. С. Лихачёв говорит о том, как надо писать
(письмо называется “Как писать”). Сформулируйте правило правильного письма, употребляя вводные слова. Выпишите предложения, в которых есть вводные слова, вводные предложения. К какой смысловой группе относятся вводные слова?
Внимание читающего должно быть сосредоточенно на мысли автора, а не на разгадке того, что автор хотел сказать. Поэтому чем проще, тем лучше. не следует бояться повторений одного и того же оборота. Стилистическое требование не повторять рядом одного и того же слова часто неверно. Это требование не может быть правилом для всех случаев. Язык должен быть,разумеется, богат, и поэтому для разных явлений и понятий надо употреблять разные слова. Употребление одного и тоже слова в разном значении может создать путаницу. Этого делать не следует. Однако если говорится об одном и том же явлении, слово употребляется в одном и том же значении, вовсе не надо его менять. Конечно, бывают сложные случаи, которые нельзя предусмотреть каким-либо советом. Бывает, что одно и тоже понятие (а следовательно, и одно и то же слово) употребляется от бедности самой мысли. Тогда, разумеется, если нельзя усложнить мысль. Лучше всего помогать мысли самой мыслью, а не вуалировать словом скудоумие.
Упражнение 13.
Диктант.
Запишите текст. Найдите в нём однородные члены и подчеркните их. Объясните постановку тире в предложениях. Укажите вводные слова и предложения. Какую роль они играют в данном тексте? Выпишите из текста имена существительные, распределив их в группы по лексическому значению. Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество - оно беспрерывно. Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.
9 класс.
VII. Сложное предложение.
Упражнение 14.
Объяснительный диктант.
Запишите отрывок из письма двадцать второго “Любите читать”, объясните постановку знаков препинания. Каковы тема и основная мысль? Определите, каким членом предложения является союзное слово который. Подчеркните это слово как член предложения. Докажите, что этот текст написан в публицистическом стиле.
Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те книги, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке? …У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.
Упражнение 15.
Самостоятельная работа.
Прочитайте отрывок из книги Д. С. Лихачёва “Земля родная”. Каковы тема и основная мысль текста? Выпишите сложноподчинённые предложения, объясните постановку знаков препинания. Определите вид придаточных. Вдумайтесь внимательно в то, что я вам скажу, молодые друзья. И не думайте только, что я хочу вам просто “прочесть мораль”. У каждого человека, помимо небольших и “временных” личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель… Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом… В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень - любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему счастье. Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование. Патриотизм-начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - всё определить в человеке и всё освещать. Сравните слова личный и личностный. Как содержание текста помогает понять их различие? Объясните значение и правописание слов освящаем, освещает.
Упражнение 16.
Изложение-миниатюра.
Прочитайте высказывание Д. С. Лихачёва. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе… Согласны ли вы с тем, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе? Перескажите (письменно) содержание текста, используя прямую и косвенную речь.
Упражнение 17.
Предупредительный диктант.
Прочитайте текст. Каковы его тема и главная мысль? Объясните орфограммы и пунктограммы. Приготовьтесь к диктанту. (Из книги “Земля родная”). …. Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком - устным и письменным- надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально,во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.
Упражнение 18.
Осложненное списывание.
Запишите предложение, раскрывая скобки, восстанавливая пропущенные буквы и расставляя запятые. Выполните полный синтаксический разбор сложных предложений.
Обр…щал (ли) кто (нибудь)вн…мание (на)то какие преда (н,нн)ые своему делу люди встр…чаются име (н,нн)о среди р…ставраторов и музейных работников?Они л…леют вещи и вещи плат.. т им (за)это любовью. Вещи пам.. тники дар…т своим хр…нителям вкус и понимание иску (с,сс)тва понимание прошлого прон…кновенное вл…чение к людям их с…здавшим.
Упражнение 19.
Свободный диктант.
Письмо сороковое “О памяти”. Объясните смысл названия. Подберите свои варианты заголовка. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.
Память - одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого. Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода. Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки. Память противостоит уничтожающей силе времени. Принято делить время па прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память- преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. “Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть-это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее - “Воспоминания в Царском Селе”, но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе “Евгений Онегин”. Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто к воспоминаниям. Память - основа совести и нравственность, основа культуры, память - одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей. Разберите по составу слова прослеживается, соединённый, бесследно. Подчеркните грамматические основы сложных предложений. Составьте схему сложносочинённого предложения.
VIII. Развитие речи.
Упражнение 20.
Сочинение-рассуждение.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. В каком стиле написан текст? Обоснуйте свой ответ. Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть “грызёт”. Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется “честью мундира”. У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но “честь мундира” остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце. “Честь мундира” заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятниками обществами. Примеров подобного отстаивания “чести мундира” можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души. Напишите сочинение –рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.
Упражнение 21.
Сочинение-рассуждение.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал , знает несколько языков. А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, были гостеприимны и приветливы.
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение и к миру и к людям.
Выпишите из текста слова с “НН и Н в разных частях речи”, “Удвоенная согласная”. Распределите выписанные слова по частям речи. Добавьте в каждую группу 3-4 слова с данными орфограммами. Выпишите причастие и выполните морфологический разбор. Найдите сложное предложение. Запишите его. Выполните синтаксический разбор.
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблемам, поставленным автором.