Цели:
- Ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного;
- Формирование понятия “имя существительное”;
- Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?
- Повторение написания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА; правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, слов из словаря; повторение темы “Состав слова”, “Части речи”;
- Связь с уроками природоведения.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Дорогие ребята! На уроке прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
- Скажите, какое время года заканчивается? (Время года – зима).
- Назовите признаки зимы. (Понижение температуры, мороз, снегопад, прилет зимующих птиц, замерзание рек, озер, теплая одежда у людей, деревья без листьев…)
- Чаще всего зимой замерзают руки, разогреем их.
II. Физическая разминка:
(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях).
- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены).
- С добрым утром! (Пальцы рук переплести).
- Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться).
- Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание).
- Полотенцем вытираться. (Поочередно скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Каждый пальчик массируется).
- Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад, пальцы расслаблены, взмахи кистями).
- Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях).
- И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).
III. Чистописание:
- Какой месяц зимы заканчивается? (Февраль).
- О каком природном явлении февраля эта загадка?
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Природное явление – метель)
- А метель то стелется по земле поземкой, то вздымается вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”. Продолжайте последовательность до конца строки. (Учащиеся пишут “петли” высокие и низкие в определенном порядке).
IV. Фронтальная словарная работа.
- Без явления, зашифрованного в этом ребусе невозможно представить зиму, особенно этого года. Что это за явление? (МОРОЗ).
- Что вы можете сказать о правописании этого слова? (Мороз – словарное слово, надо запомнить правописание безударной гласной о в корне слова, непроверяемой ударением и парной согласной по звонкости – глухости з).
- С красной строки с большой буквы запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
Мороз
- Как можно проверить парный согласный в корне слова?
морозы
- К какой части речи относятся эти слова? (Это существительные, так как обозначают предмет и отвечают на вопрос что?).
- От данного слова образуйте слово, которое отвечает на вопрос какой? Выделите корень.
морозный
- К какой части речи относится это слово? (Это имя прилагательное, потому что обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?)
- Образуйте слово с этим же корнем, которое отвечает на вопрос что сделали?
заморозили
- Что вы можете сказать об этом слове, как части речи? (Это глагол, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделали?)
- Все образованные слова являются проверочными парного согласного.
- Запишем еще два слова с корнем мороз.
1. Его прихода все люди ждут с нетерпением. (Дед Мороз)
2. Как называется сказка и герой, любимый и детьми и взрослыми. (Морозко)
Подсказка – “Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз”.
- На какой вопрос отвечают эти слова и как вы их запишите? (Пишутся с большой буквы, так как являются именами собственными, отвечают на вопрос кто?).
Дед Мороз, Морозко
- Посмотрите внимательно на записанные слова, как можно назвать их одним словом?
(Это однокоренные слова).
- Какие пословицы вы знаете со словом мороз? (Каждая сказанная детьми пословица объясняется).
Мороз невелик, а стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Невелик мороз, да краснеет нос.
Зима без мороза не бывает.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Январю – батюшке морозы.
На морозе и старик вприпрыжку идет.
Теплое слово и в мороз согреет. (Запись пословицы по памяти).
V. Работа по теме урока.
1. – Все слова, которые мы записали, изучает наука Морфология. Об одном разделе этой науки мы продолжим разговор на уроке. Послушайте стихотворение:
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Некоторые слова из стихотворения выписаны на доске, прочитайте их, назовите орфограммы. (Собака, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты, стол). Что объединяет эти слова?
(Они обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО? ЧТО?).
-Запишите эти слова в два столбика.
Какие слова отвечают на вопрос кто? (Собака, жираф, котенок).
- Какие слова отвечают на вопрос что? (Стол, часы, кино, утюг, пенал, конфеты).
Чем одно слово отличается от других? (Слово конфеты во множественном числе).
- к какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные).
2. Игра “Живой - неживой”.
- На доске записан столбик из 7 слов, отвечающих на вопрос КТО? Нужно заменить в каждом слове одну букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос ЧТО?
Кто? Что? коза коса кот рот рак мак цапля капля щука мука зверь дверь лиса липа
VI. Физминутка:
- Если слово отвечает на вопрос КТО? – поднимите руки вверх, а если на вопрос ЧТО? – руки вперед. Если встретили слова, относящиеся к другим частям речи, то надо присесть.
-Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, мы, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.
VII. Работа по учебнику:
Наблюдение над ролью имен существительных, упражнение 389 устно.
упражнение 390.
VIII. Упражнение в классификации существительных.
- Замените каждую группу слов, одним словом:
1) Тополь, клен, береза, ель;
2) Волк, лиса, заяц, медведь;
3) Сорока, ворона, воробей, аист;
4) Брусника, черника, земляника;
5) Футболист, хоккеист, волейболист;
6) Шкаф, парта, стол, стул;
7) Молоко, сахар, хлеб, мясо;
8) Костюм, пальто, кофта, платье;
9) Ботинки, сапоги, валенки, туфли;
10) Кукла, мяч, юла, барабан.
- Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?
- Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?
Домашнее задание:
Упр. 391.
- Дома вам предстоит в каждую группу дописать по 2-3 слова.
Закрепление изученного.
1. Игра “Кто я?”.
- Подобрать подходящие карточки со словами к выражениям:
В школе я … пешеход В магазине я … ученик На улице я … КТО? покупатель В транспорте я … пассажир Дома я … сын, дочь
- Какой части речи слова вы использовали?
2. На карточках даны три столбика слов:
повар | варить | вареный |
цветок | цвести | цветной |
старушка | стареть | старый |
коля | коля | коля |
- Все ли благополучно в записи слов? (Слово Коля – имя собственное, надо писать с большой буквы, оно лишнее во втором и третьем столбиках)
- В каком столбике имена существительные? Докажите.
- На какие вопросы отвечают слова второго и третьего столбиков? Какими частями речи являются?
- Выпишите слова в тетрадь согласно схемам, данным на доске.
3. – Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению.
начало -…
легкий - …
день - …
смех - …
тянуть - …
твердый - …
молодость - …
Итог урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Какой вид работы понравился?