Урок русского языка "Повторение и обобщение знаний об имени существительном как части речи и его роли в речи"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  • Ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного;
  • Формирование понятия “имя существительное”;
  • Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?
  • Повторение написания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА; правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, слов из словаря; повторение темы “Состав слова”, “Части речи”;
  • Связь с уроками природоведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дорогие ребята! На уроке прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

- Скажите, какое время года заканчивается? (Время года – зима).

- Назовите признаки зимы. (Понижение температуры, мороз, снегопад, прилет зимующих птиц, замерзание рек, озер, теплая одежда у людей, деревья без листьев…)

- Чаще всего зимой замерзают руки, разогреем их.

II. Физическая разминка:

(Руки на столе перед грудью согнуты в локтях).

- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены).

- С добрым утром! (Пальцы рук переплести).

- Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться).

- Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание).

- Полотенцем вытираться. (Поочередно скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Каждый пальчик массируется).

- Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад, пальцы расслаблены, взмахи кистями).

- Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях).

- И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

III. Чистописание:

- Какой месяц зимы заканчивается? (Февраль).

- О каком природном явлении февраля эта загадка?

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

(Природное явление – метель)

- А метель то стелется по земле поземкой, то вздымается вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как “петля”. Продолжайте последовательность до конца строки. (Учащиеся пишут “петли” высокие и низкие в определенном порядке).

IV. Фронтальная словарная работа.

- Без явления, зашифрованного в этом ребусе невозможно представить зиму, особенно этого года. Что это за явление? (МОРОЗ).

- Что вы можете сказать о правописании этого слова? (Мороз – словарное слово, надо запомнить правописание безударной гласной о в корне слова, непроверяемой ударением и парной согласной по звонкости – глухости з).

- С красной строки с большой буквы запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Мороз

- Как можно проверить парный согласный в корне слова?

морозы

- К какой части речи относятся эти слова? (Это существительные, так как обозначают предмет и отвечают на вопрос что?).

- От данного слова образуйте слово, которое отвечает на вопрос какой? Выделите корень.

морозный

- К какой части речи относится это слово? (Это имя прилагательное, потому что обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?)

- Образуйте слово с этим же корнем, которое отвечает на вопрос что сделали?

заморозили

- Что вы можете сказать об этом слове, как части речи? (Это глагол, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что сделали?)

- Все образованные слова являются проверочными парного согласного.

- Запишем еще два слова с корнем мороз.

1. Его прихода все люди ждут с нетерпением. (Дед Мороз)

2. Как называется сказка и герой, любимый и детьми и взрослыми. (Морозко)

Подсказка – “Вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Вези ее во чисто поле на трескун-мороз”.

- На какой вопрос отвечают эти слова и как вы их запишите? (Пишутся с большой буквы, так как являются именами собственными, отвечают на вопрос кто?).

Дед Мороз, Морозко

- Посмотрите внимательно на записанные слова, как можно назвать их одним словом?

(Это однокоренные слова).

- Какие пословицы вы знаете со словом мороз? (Каждая сказанная детьми пословица объясняется).

Мороз невелик, а стоять не велит.

Береги нос в большой мороз.

Невелик мороз, да краснеет нос.

Зима без мороза не бывает.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Январю – батюшке морозы.

На морозе и старик вприпрыжку идет.

Теплое слово и в мороз согреет. (Запись пословицы по памяти).

V. Работа по теме урока.

1. – Все слова, которые мы записали, изучает наука Морфология. Об одном разделе этой науки мы продолжим разговор на уроке. Послушайте стихотворение:

Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.

- Некоторые слова из стихотворения выписаны на доске, прочитайте их, назовите орфограммы. (Собака, часы, жираф, кино, утюг, пенал, котенок, конфеты, стол). Что объединяет эти слова?

(Они обозначают предметы и отвечают на вопросы КТО? ЧТО?).

-Запишите эти слова в два столбика.

Какие слова отвечают на вопрос кто? (Собака, жираф, котенок).

- Какие слова отвечают на вопрос что? (Стол, часы, кино, утюг, пенал, конфеты).

Чем одно слово отличается от других? (Слово конфеты во множественном числе).

- к какой части речи относятся эти слова? (Это имена существительные).

2. Игра “Живой - неживой”.

- На доске записан столбик из 7 слов, отвечающих на вопрос КТО? Нужно заменить в каждом слове одну букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос ЧТО?

Кто? Что?
коза коса
кот рот
рак мак
цапля капля
щука мука
зверь дверь
лиса липа

VI. Физминутка:

- Если слово отвечает на вопрос КТО? – поднимите руки вверх, а если на вопрос ЧТО? – руки вперед. Если встретили слова, относящиеся к другим частям речи, то надо присесть.

-Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, мы, окно, зеленый, ученик, часы, умный, отец, радость.

VII. Работа по учебнику:

Наблюдение над ролью имен существительных, упражнение 389 устно.

упражнение 390.

VIII. Упражнение в классификации существительных.

- Замените каждую группу слов, одним словом:

1) Тополь, клен, береза, ель;

2) Волк, лиса, заяц, медведь;

3) Сорока, ворона, воробей, аист;

4) Брусника, черника, земляника;

5) Футболист, хоккеист, волейболист;

6) Шкаф, парта, стол, стул;

7) Молоко, сахар, хлеб, мясо;

8) Костюм, пальто, кофта, платье;

9) Ботинки, сапоги, валенки, туфли;

10) Кукла, мяч, юла, барабан.

- Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?

- Что могут обозначать имена существительные, отвечающие на вопрос КТО?

Домашнее задание:

Упр. 391.

- Дома вам предстоит в каждую группу дописать по 2-3 слова.

Закрепление изученного.

1. Игра “Кто я?”.

- Подобрать подходящие карточки со словами к выражениям:

В школе я … пешеход
В магазине я … ученик
На улице я … КТО? покупатель
В транспорте я … пассажир
Дома я … сын, дочь

- Какой части речи слова вы использовали?

2. На карточках даны три столбика слов:

повар варить вареный
цветок цвести цветной
старушка стареть старый
коля коля коля

- Все ли благополучно в записи слов? (Слово Коля – имя собственное, надо писать с большой буквы, оно лишнее во втором и третьем столбиках)

- В каком столбике имена существительные? Докажите.

- На какие вопросы отвечают слова второго и третьего столбиков? Какими частями речи являются?

- Выпишите слова в тетрадь согласно схемам, данным на доске.

3. – Выберите имена существительные и припишите к ним существительные, противоположные по значению.

начало -…

легкий - …

день - …

смех - …

тянуть - …

твердый - …

молодость - …

Итог урока.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Какой вид работы понравился?