Глагол как часть речи (по программе вспомогательной школы VIII вида). 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:

  • Познакомиться с новой частью речи. Рассмотреть значение глагола в речи.
  • Развитие устной и письменной речи, воображения, устойчивого внимания, зрительной памяти.
  • Воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости, коммуникативности.

Оборудование:

Сигнальные карточки с названием части речи, текст с пропущенными словами, индивидуальные карточки для целеполагания, словарные слова, наглядность “солнце”, сигналы-маячки, аудиокассета.

1 этап. Организационный момент.

Психологический настрой:

- Ребята, что вы можете сказать о погоде в это время года?

- Чего не хватает нам зимой?

Предлагаю нарисовать это солнце кончиком пальца на спине у соседа. Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас.

2 этап. Сообщение цели.

А чтобы в классе стало теплее, я тоже нарисую солнце (вывешиваю наглядность).

Это солнце нам поможет:

  • Узнать новую часть речи.
  • Развить зрительную память, речь, воображение, внимательность.
  • Воспитать в себе коммуникативность, т.е. умение общаться и получать удовлетворение от общения друг с другом и целеустремленность.

Поясняю: у вас на парте лежит листок с фразой “Сегодня на уроке я постараюсь …” продолжи фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок. Стремитесь ее достичь.

3 этап. Каллиграфия

- Ребята! Солнце зажгло свой первый луч – это значит нужно перейти к следующему этапу урока. Под его теплыми лучами оттаял интересный зверь.

- Из каких букв он состоит? Определи лишнюю букву? (а, и, о, е, г)

- Лишняя буква – г. Докажи.

- Ребята, эта буква нам поможет узнать на уроке много нового. Напиши ее каллиграфическим подчерком.

4 этап. Словарная работа.

Зажегся следующий луч.

Буква Г ведет за собой слова с непроверяемыми безударными гласными, т.е. словарные слова.

А для чего на уроках мы работаем с такими словами? (вывешиваются словарные слова)

ГАЛЕРЕЯ, ГАРНИТУР

  • определи лексическое значение каждого слова.
  • поставь ударение.
  • сколько всего слогов?
  • какие слоги безударные?
  • подчеркни “ошибкоопасные” места.
  • составь и запиши предложение с одним из слов.

5 этап. Повторение изученного материала.

Зажегся луч.

А теперь мне хочется проверить ваши знания. Для этого активно отвечайте на следующие вопросы:

Из чего состоит наша речь?

Что обозначают слова?

Как называются слова, которые обозначают предмет? Приведи примеры.

К своим именам существительным подбери слова, которые будут обозначать признак предмета.

Как называются такие слова? Назови вопросы этой части речи.

- А что еще могут обозначать слова, кроме предмета и его признака? Приведи примеры, согласуя действие со своим существительным.

6 этап. Объяснение нового материала.

Зажегся луч.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи (вывешиваю “глагол”).

- Что такое глагол? Сравните свое определение с моим.

- Глаголы бывают разного значения, а какого мы определим в ходе следующего задания.

- Предлагаю распределить ряд глаголов по смыслу:

значение цвета   жужжит
значение чувства   зеленеет
значение звучания   любит
значение движения   говорит
значение речи   идет

- Подбери к глаголам имена существительные и запиши словосочетания.

7 этап. Физминутка.

Зажегся луч.

“Вдохни все светлое, чистое, белое. Выдохни плохое, грязное, темное”

“Погладь себя рукой по голове”

8 этап. Закрепление

Зажегся луч.

Работа с сигнальными карточками.

- Если читаю глагол, подними карточку “Г”, имя существительное “С”, имя прилагательное “П”.

Дифференцированная работа с карточками (уровень выбирают по желанию):

  • 1 уровень – выписать только глаголы
  • 2 уровень – глаголы, имена существительные
  • 3 уровень – глаголы, имена существительные, имена прилагательные

Взаимопроверка.

- Ребята, с какой частью речи вы познакомились? Что вы о ней узнали?

Глагол сочинил про себя стихотворение (вывешиваю готовый текс). Слова, обозначающие действие, спрятались. Помоги их раскрыть.

- Читаю текст без глаголов.

Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи (решаю), на скрипке (играю),
Сынишку соседки в коляске (катаю).
Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),
И на стадионе голы (забиваю).
Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),
И чисто-пречисто весь двор (подметаю).
Дорожки в саду я песком (посыпаю),
А после работы в тени (отдыхаю).

- Можно ли назвать это текстом? Почему?

- Для чего нужны глаголы в речи?

Запиши запомнившиеся глаголы из этого текста и проверь свою зрительную память.

9 этап. Домашнее задание.

Зажегся луч.

По желанию подобрать фото или иллюстрацию “Зимний вечер” и составить пять предложений с глаголами.

10 этап. Итог.

Зажегся луч.

- Как вы считаете, справились ли мы с задачей?

Оценка своей работы по целеполаганию (помощь учителя).

Солнце дарит лучик тепла каждому с пожеланием (например, желаю счастья!) под композицию Г. Хольберга “Сюита”.

Приятно было с вами работать!