Цель:
- Познакомиться с новой частью речи. Рассмотреть значение глагола в речи.
- Развитие устной и письменной речи, воображения, устойчивого внимания, зрительной памяти.
- Воспитание аккуратности, целеустремленности, усидчивости, коммуникативности.
Оборудование:
Сигнальные карточки с названием части речи, текст с пропущенными словами, индивидуальные карточки для целеполагания, словарные слова, наглядность “солнце”, сигналы-маячки, аудиокассета.
1 этап. Организационный момент.
Психологический настрой:
- Ребята, что вы можете сказать о погоде в это время года?
- Чего не хватает нам зимой?
Предлагаю нарисовать это солнце кончиком пальца на спине у соседа. Улыбнитесь! Пусть это солнце греет вас.
2 этап. Сообщение цели.
А чтобы в классе стало теплее, я тоже нарисую солнце (вывешиваю наглядность).
Это солнце нам поможет:
- Узнать новую часть речи.
- Развить зрительную память, речь, воображение, внимательность.
- Воспитать в себе коммуникативность, т.е. умение общаться и получать удовлетворение от общения друг с другом и целеустремленность.
Поясняю: у вас на парте лежит листок с фразой “Сегодня на уроке я постараюсь …” продолжи фразу. Пусть эта цель будет перед вами весь урок. Стремитесь ее достичь.
3 этап. Каллиграфия
- Ребята! Солнце зажгло свой первый луч – это значит нужно перейти к следующему этапу урока. Под его теплыми лучами оттаял интересный зверь.
- Из каких букв он состоит? Определи лишнюю букву? (а, и, о, е, г)
- Лишняя буква – г. Докажи.
- Ребята, эта буква нам поможет узнать на уроке много нового. Напиши ее каллиграфическим подчерком.
4 этап. Словарная работа.
Зажегся следующий луч.
Буква Г ведет за собой слова с непроверяемыми безударными гласными, т.е. словарные слова.
А для чего на уроках мы работаем с такими словами? (вывешиваются словарные слова)
ГАЛЕРЕЯ, ГАРНИТУР
- определи лексическое значение каждого слова.
- поставь ударение.
- сколько всего слогов?
- какие слоги безударные?
- подчеркни “ошибкоопасные” места.
- составь и запиши предложение с одним из слов.
5 этап. Повторение изученного материала.
Зажегся луч.
А теперь мне хочется проверить ваши знания. Для этого активно отвечайте на следующие вопросы:
Из чего состоит наша речь?
Что обозначают слова?
Как называются слова, которые обозначают предмет? Приведи примеры.
К своим именам существительным подбери слова, которые будут обозначать признак предмета.
Как называются такие слова? Назови вопросы этой части речи.
- А что еще могут обозначать слова, кроме предмета и его признака? Приведи примеры, согласуя действие со своим существительным.
6 этап. Объяснение нового материала.
Зажегся луч.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи (вывешиваю “глагол”).
- Что такое глагол? Сравните свое определение с моим.
- Глаголы бывают разного значения, а какого мы определим в ходе следующего задания.
- Предлагаю распределить ряд глаголов по смыслу:
значение цвета | жужжит |
значение чувства | зеленеет |
значение звучания | любит |
значение движения | говорит |
значение речи | идет |
- Подбери к глаголам имена существительные и запиши словосочетания.
7 этап. Физминутка.
Зажегся луч.
“Вдохни все светлое, чистое, белое. Выдохни плохое, грязное, темное”
“Погладь себя рукой по голове”
8 этап. Закрепление
Зажегся луч.
Работа с сигнальными карточками.
- Если читаю глагол, подними карточку “Г”, имя существительное “С”, имя прилагательное “П”.
Дифференцированная работа с карточками (уровень выбирают по желанию):
- 1 уровень – выписать только глаголы
- 2 уровень – глаголы, имена существительные
- 3 уровень – глаголы, имена существительные, имена прилагательные
Взаимопроверка.
- Ребята, с какой частью речи вы познакомились? Что вы о ней узнали?
Глагол сочинил про себя стихотворение (вывешиваю готовый текс). Слова, обозначающие действие, спрятались. Помоги их раскрыть.
- Читаю текст без глаголов.
Я страшное дело, какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи (решаю), на скрипке (играю),
Сынишку соседки в коляске (катаю).
Я пряжу (мотаю) и хлеб (покупаю),
И на стадионе голы (забиваю).
Укроп (поливаю), кусты (подстригаю),
И чисто-пречисто весь двор (подметаю).
Дорожки в саду я песком (посыпаю),
А после работы в тени (отдыхаю).
- Можно ли назвать это текстом? Почему?
- Для чего нужны глаголы в речи?
Запиши запомнившиеся глаголы из этого текста и проверь свою зрительную память.
9 этап. Домашнее задание.
Зажегся луч.
По желанию подобрать фото или иллюстрацию “Зимний вечер” и составить пять предложений с глаголами.
10 этап. Итог.
Зажегся луч.
- Как вы считаете, справились ли мы с задачей?
Оценка своей работы по целеполаганию (помощь учителя).
Солнце дарит лучик тепла каждому с пожеланием (например, желаю счастья!) под композицию Г. Хольберга “Сюита”.
Приятно было с вами работать!