В 2005-2006 учебном году я, Шкатова Оксана Юрьевна, начала работать по интегратирному учебному курсу Д.З.Арсентьева, “Родной язык – живоносный источник добра и любви”, который является “дополнительным учебно-методическим комплексом (УМК) к основному курсу русского языка в средней школе и предназначен для создания и расширения у учащихся языковой картины мира и культурного кругозора, развития языковой интеграции и навыков понимания текста различных типов, в первую очередь художественного”.
(Из методических рекомендаций для учителя). В настоящий комплекс входят:
- программа;
- рабочая тетрадь (для 5-6 и 7 классов);
- хрестоматия (для 5-9 классов);
- фонохрестоматия (к рабочей тетради 5-6 и 7 классов);
- методические рекомендации для учителя.
Администрация школы выделила дополнительно в прошлом учебном году (2005-2006) 1 час в 6 “В” и 1 час в 7 “А” классах и в этом году (2006-2007) 1 час в 5 “В”, 7 “В” и элективный курс в 8 “А” классах. Мы приобрели специальные тетради, хрестоматии и фонохрестоматии. За первый год обучения прошли материал, рассчитанный на два года обучения (в 5-6 классах), потому что начали курс не с пятого класса, как рассчитано у автора. Но данный курс составлен Д.З.Арсентьевым таким образом, что его можно использовать для работы с детьми любого возраста среднего звена. Материал представлен объёмно, глубоко, ярко, образно, он не ограничивает жёстко учителя, а предполагает сотворчество. Дети тоже приглашаются к творчеству, они видят предложенный материал как бы с четырёх точек обзора: через художественные живописные образы, музыкальное восприятие, непосредственный устный и письменный языковой материал и внутреннее осмысление через личностную призму. Такой подход даёт возможность видеть предложенный материал панорамно, весьма глубоко как в эмоциональном, так и в познавательном плане, самому включаться в творческий процесс, создавая собственные тексты, отражающие уровень посприятия темы, точку зрения юного автора.
Один из основополагающих моментов программы, или курса, - проникновение в словесный корневой элемент. Это привлекает внимание учащихся и даёт знание этимологической основы слова, его синонимики, словообразовательного гнезда, лексического значения, орфографии, стилевого местоположения. Например, понятие “текст” формируется с помощью соединения и сопоставления таких слов, как текст – textum (лат. связь, соединение), родственное им – texete (лат. ткань, сплетать, строить, изготовлять). С помощью языковых параллелей дети восстанавливают однокоренной ряд: текст – ткань – ткач - ток – поток – точка - течь – сутки – стык – протыкать. Автор вводит образ: “Текст – это река, протекающая между мной и тобой… это творческая реальность, пространство, где реализуется наш творческий потенциал…нечто связное, непрерывное… это та реальность, в которую меня вовлекает тот, кто хочет поговорить со мной, который нуждается во мне, которому я интересен”. Понимание текста и есть восстановление его внутри себя, можно сказать, творение нового пространства в своём внутреннем мире, его расширение, а возможно, и преображение”.
Работа с художественным текстом есть, безусловно, расширение жизненного опыта учащихся, воспитание языкового чутья, формирование творческого мышления, нравственного отношения к себе, к другим людям, окружающему миру. “Каждый единичный человек,- пишет русский философ Соловьёв В.С. в статье “Оправдание добра”, - как личность обладает возможностью совершенства, или положительной бесконечности, именно способностью всё понимать своим разумом и всё обнимать сердцем, или входить в живое единство со всем. Эта двоякая бесконечность – силы представления и силы стремления и действия, называется в Библии (по толкованию отцов церкви) образом и подобием Божьим, есть непременная принадлежность каждого лица, в этом, собственно, состоит безусловное значение, достоинство и ценность человеческой личности и основание её неотъемлемых прав”. Права на выражение своего мнения на уроке, на то, что его обязательно выслушают и примут, права на творчество, на ошибку, на развитие духовно-психического потенциала, духовно-нравственных ориентиров, потому что
“Слово, - как полагает Потебня Н.А., - главное условие и средство формирования духовного начала в человеке, но приходит он к нему в диалоге и только через диалог”. Итак, диалог на уроке – это то зерно, из которого постепенно формируется весь колос урока, темы, идеи, курса.
Каждый урок программы – это ступенька в прекрасный мир слова, музыки, цвета, мир добра, взаимопонимания, милосердия, мир радости, красоты, человеческого тепла. Тема каждого урока раскрывает глубину освещаемого материала:
“Как прекрасен этот мир!” (урок №8), “Услышать музыку природы” (урок №9), “Где гнездо моей жизни?” (урок 13), “Как книга мир передо мной” (урок № 17), “И пусть моей опорой станет слово” (урок № 30), “Жизнь – самое непостижимое в мире” (урок №7), “Бескнижная человеческая душа мертва” (урок №11), “Твоё спасенье, РУСЬ, в величии родного языка” (урок №32). Каждое из занятий учит понимать язык природы, гуманно относиться к “братьям нашим меньшим”, дорожить каждой минутой жизни, стремиться к миру и согласию, гордиться своим Отечеством, е го богатствами, людьми, ценить их труд, широко раскрывать себя в слове и рисунке, видеть уже сейчас цель своей жизни, выделять программы минимум и максимум, воспитывать волевые качества, желание и стремление преодолевать жизненные трудности, чувствовать чужую боль как свою, осуществлять правильный выбор, формировать устойчивую жизненную позицию, осуществлять самоанализ и саморегуляцию. Каждый урок построен так, что в конце его ребёнок высказывает своё мнение в письменной работе, которая проводится под звучание специально подобранного классического музыкального произведения. Эти работы свидетельствуют о внутреннем росте каждой личности, умении мыслить, понимать сложные философские проблемы, выражать своё мнение, проникать в глубины авторского замысла, анализировать и синтезировать полученную информацию.
Уже на третьем уроке ребята должны были высказаться на тему: “Молчать – значит говорить. Как? Где? С кем?” Предлагаю Вашему вниманию несколько работ учащихся, делающих первые шаги в мир слова. (Примечание №1.1.).
Урок № 5 “Тайные ритмы пути” тоже нашёл отклик в сердцах детей, вот как они ответили письменно на вопрос: “Заветная рифма любви” (Примечание №1.2.).
Прекрасными эмоциональными работами откликнулись дети на тему урока № 7
“С добрым утром !”, в основу которого было положено одноимённое стихотворение Сергея Есенина, которое дети прослушивали в музыкальном сопровождении.(Примечание №1.3).
Урок № 21 “Добро не лихо: бродит по миру тихо” пробудил в душах детей чувство сопереживания, они поняли, что часто под внешним отрицательным восприятием человека, под раковиной грубости и жестокости, кроется глубокое, доброе, отзывчивое начало. Прочитайте, пожалуйста, работы ребят к этому уроку (Примечание № 1.4.).
Так урок за уроком, неделя за неделей мы открывали этот мир, который расцветал новыми ощущениями и красками. На последнем уроке года был проведён тест, который показал, что дети научились легко, свободно, логически стройно отвечать в письменной форме на любой поставленный вопрос, выражать свою точку зрения. Этот же тест для сравнения был предложен и учащимся параллельного и более сильного класса, который не учился по этой программе: результат привёл нас в изумление.
Изменилось отношение детей 6-го класса, занимающихся по программе Д.З. Арсентьева, к классической музыке: 23 ученика из 25 отметили, что музыка помогает им во время работы быстрее находить верное решение, настраивает, заставляет думать. В параллельном же классе только 7 учащихся из 19 отозвались положительно о классической музыке. В 7 классе из 22 учащихся 21 оценил преимущество классической музыки. В параллельном классе 14 детей из 25 согласились с ними. Систематическая работа, основанная на прослушивании классических произведений, анализе и сопоставлении языкового и музыкального материалов, письменные работы с обязательным музыкальным фоном дали свой положительный результат: учащиеся изменили на 98-99% своё отношение к классической музыке, оценили её по достоинству, с удовольствием слушают её и работают в её сопровождении.
Программа кардинально изменила и мировоззрение ребят. Восьмой вопрос теста: “Стоит ли подать руку человеку, нечестно поступившему с другим ?”- у учащихся, работавших по программе, вызвал стремление помочь человеку, попавшему в беду, 20 из 25 решили протянуть руку помощи этому человеку, потому что, по их мнению, зло нельзя плодить, его нужно побеждать добром, но в параллельном классе только 3 человека сделали бы то же самое.
За каждый ответ на вопрос можно было получить от 1 до 5 баллов. В 6 классе, работающем год по программе, высокие баллы (от 40 до 55) получили 10 учащихся, из которых 1 учится весьма средне, в параллельном классе только один человек набрал 40 баллов, то есть 10:1, хотя второй класс считается боле сильным. В 7-х классах соотношение составило 12:3, средний балл класса, работающего по программе, составил: в 6 классе – 37, в 7классе - 39; в параллельных класса, не работающих по данному курсу, в 6 – 24, в 7 - 28 ; то есть 37:24 и 39: 28.
Общий средний объём письменного ответа на один из двенадцати вопросов в классах, работающих по программе, составил в среднем в 6 классе – 17слов, в 7классе – 17слов; в параллельных класса в 6 – 7 слов, в 7 – 11 слов; то есть 17:7, 17:11. Всего за один год дети, которые в течение этого времени осваивали новую программу, научились мыслить самостоятельно, без подсказок взрослых излагать свои мысли на письме, логически стройно оформлять свои письменные ответы, используя большое количество языкового материала. Так общее количество слов, использованных в ответах учащихся, составило:
6 класс 6 класс 7 класс 7 класс до 100 слов 3уч. 11уч. 1уч. 4уч. до 150 слов 7уч. 3уч. 7уч. 6уч. до 200 слов 4уч. 1уч. 3уч. 5уч. до300 слов 7уч. - 8уч. 2уч. свыше 300 слов 4 уч. - 2уч. - свыше 400 слов - - 1уч. - общее количество слов, использованных в работе всем классом, и средние результаты одного ребёнка по каждому классу: 4944/17 1175/7 4630/17 2538/11
Показатели классов, работающих по инновационной программе Д.З.Арсентьева. Показатели классов, не работающих по инновационной программе.
Результаты подтверждают, что учащиеся обогатили свой словарный запас, объём их работ значительно превышает объём работ учащихся обычного класса, они научились логически верно выстраивать свой письменный ответ, поэтому большее число учащихся в классах, занимающихся по инновационной программе, смогло набрать высокие баллы за свои ответы. Изменилось и сознание ребят, они повернулись в сторону добра, может быть, пока только на уровне понимания, но и это уже большой прогресс. Программа работает и демонстрирует высокие результаты, так как средний по учебной подготовке класс перекрывает вдвое - втрое показатели сильного класса, а класс коррекционного уровня показывает результаты, равные показателям сильного класса и даже превосходит их.
Как же был достигнут этот уровень? В чём суть данной программы?
В курсе 5-6 классов - 30 уроков, все они объединены в блоки, каждый из которых имеет общую тему, на заключительном уроке все микротемы объединяются в единую тему, например:
Язык природы:
- “Кому улыбается лес?”
- “С добрым утром!”
- “Как прекрасен этот мир!”
- “Услышать музыку природы”.
- “Понимать слова иных племён”.
- “Куда стремятся листья?”
Журавлиный зов:
- “Какую весть несут нам журавли?”
- “Где “Гнездо” моей жизни?”
- “Летит по небу клин усталый”.
- “В чём спор синицы с журавлём?”
- “В ком журавлиный клин таится?”
Общие темы остальных блоков: “На перепутье”, “Страна надежды и опоры”, “В путь за чудесами”.
В курсе 7 класса – 34 урока: Жизнь, ты прекрасна!:
- “Дорогой друг!”
- “Псалом жизни”.
- “Жизнь великих - призывает нас к великому идти”.
- “Действуй только в Настоящем и ему лишь доверяй”.
- “Жизнь – самое непостижимое в мире”.
Общие темы последующих блоков: “В письме и книге – мир живой”, “В страданиях СВЯТАЯ РУСЬ явилась”, “За что же, РУСЬ, ты воевала?”, “Лишь в языке ты, РУСЬ, жива!”.
В этом году ребята продолжают радовать и учителя, и автора, и родителей, и администрацию школы своими успехами. Мы вышли на более высокий как духовный, так и творческий уровень. В этом году мы попробовали сами создавать псалмы, свои работы отдали в местную церковь, где нас заверили, что работы ребят будут звучать во время богослужений. Предлагаю вашему вниманию лучшие работы ребят. (Примечание № 1.5).
Вы здесь видите и работу учителя, дело в том, что учитель вместе с ребятами принимает участие во всех работах, высказывает на равных своё мнение. Я очень много написала стихотворений во время этих занятий: обстановка настолько творческая, что поэзия буквально витает в воздухе:
Нахмурилось небо, и брызнули слёзы
На пыльную зелень лесов.
Заискрились свечи берёз вдоль дороги,
И зашумели вершины дубов.
Дождь поскакал по лужайкам, тропинкам,
Прыгая весело через поля,
Солнце раздвинуло тёмные тучи –
Вся засветилась, омывшись, земля.
Листья примерили яркие серьги,
Ветви украсили жемчуга.Травы вздохнули, расправили стебли,
Вышли цветы погулять на брега.
Воздух наполнился терпким настоем,
Ветер уснул под ветлою в лесу.
Дали зелёные дышат покоем,
Радостно видеть природы красу!
Как хороши вы, родные просторы!
Сколько в вас жизни и чистоты!
И забываешь людские укоры,
Сердцем вступив на тропу доброты.
(Работа учителя к уроку № 22 на тему: “После ливня – чистота”).
Восьмиклассники на элективных курсах, основанных на этой же программе, уже делают первые шаги в журналистике. Первой пробой пера стали лирические этюды на осенние темы, где каждый показал свою осень, подобрал свои языковые краски, свой индивидуальный стиль.
(Примечание № 1.6.).
Дети с большим желанием ждут этих занятий и сочинения под музыку пишут намного лучше, чем без неё. Думаю, что результаты второго года обучения будут ещё интереснее.