Урок-игра "Лексика" (повторение). 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


 Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

– Что такое лексическое значение слова?

Учитель: Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы прошли этот раздел – поэтому сегодня Урок – повторение. На предшествующих уроках мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. И поэтому цель урока: закрепления умения и навыков по разделу «Лексика».

Задание 1. (на доске запись)

Объяснить пунктограммы данного текста. Написать слова, обозначающие предмет, действие, признак. Определить лексическое значение слов почта, почтальон.

Возят почту корабли,
Самолёты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.

В словаре В.И.Даля сказано, что почта – это учреждение срочного сообщения для пересылки писем, вещей, денег.

В словаре С.И.Ожегова почта – место приёма писем и бандеролей.

Почтальонпочтовый служитель для отправки почты и разноски писем, гонец.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин:

Здравствуйте, ребята!
Я с толстой сумкою хожу
Всем информацию ношу:
Посылки, письма, бандероли,
Газеты и журналов море
Всем принесу, мои друзья!
Вот какова профессия моя!

Учитель: Здравствуй! Ребята, вы узнали кто это? Проходи, Печкин, мы рады, что зашёл в наш класс.

Печкин: Долго я по Выселкам шагал, а пока дошёл до Вас – устал!

Учитель: Садись, отдохни.

Печкин: Да мне корреспонденцию разнести надо!

Учитель: Мы тебе поможем, только вот объясни нам значение этого слова.

Печкин: Корреспонденция, как сказано в Толковом словаре В.И.Даля, это взаимная переписка.

С.И. Ожегов считал, что корреспонденция – это обмен письмами , почтовые и телеграфные отправления.

Учитель: Спасибо, Печкин. Я думаю, что ребята это запомнят.

Печкин: Теперь вручим письма адресатам.(подаёт пакет учителю)

Учитель: (читает)

Пакет адресован для вручения
Словам, близким по значению.
Только вот забыла я,
Как их зовут, мои друзья!

(Синонимы)

Учитель: Что мы называем синонимами?

(Ответ учащихся)

Печкин: В квартире № 1 письмо получает один из братьев по имениСмелый .

Задание: Назвать имена остальных братьев.(Храбрый, Мужественный, Отважный, Бесстрашный, Решительный).

Учитель: Молодцы, ребята.

Смелый читает письмо.

«Дорогие синонимы! Хотели обойтись без Вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам.

(текст читает)

Дети поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно.

Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть.

Поднимались не зря сверху местность ещё красивее!

Учитель: Вам понравилось письмо? Если нет, то почему? (Допущена речевая ошибка)

Учитель: Попробуем отредактировать текст. Какие слова нам для этого понадобятся?

Смелый: Влезать, взбираться, вскарабкаться.(Читает отредактированный текст).

Учитель: Молодец, садись. Открываем тетради и записываем отредактированный текст.

Печкин:

Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
уже готовые в дорогу.

Учитель: Кто это? Один высокий – другой низкий. Один толстый – другой тонкий, один грустный – другой весёлый

Дети: Антонимы.

Учитель: Что называется антонимами?

Учитель: А для них письмо от дорогого дедушки, только вот половину размыто. Видно снегом припорошило, когда Печкин сюда шёл.

Печкин: Ой, беда – то какая!

Учитель: Поможем братьям письмо прочитать.

Ученик читает: Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтоб вы росли…

(смелыми, щедрыми, трудолюбивыми, сильными, умными, правдивыми, образованными, волевыми).

Учитель: А кому всё же письмо адресовано? (Нам!)

Учитель: Ребята, а нам пригодятся советы дедушки?

Дети: Конечно!

Учитель: Окна третьей квартиры распахнуты настежь, и весёлая песенка доносится оттуда и поможет понять, кто там живёт.

Что это за слова? Омонимы.

Учитель: Омонимам Печкин принёс их любимый журнал «Мир».

Задание: Определить лексическое значение слова Мир.

Мир 1 – земной шар; Мир 2 – отсутствие войны.

Составить словосочетание, в котором употребляются эти омонимы.

В мире животных. Заключить мир.

Лучшие запишем.

А можно ли составить словосочетание, в котором слово мир употреблено сразу в двух значениях? (Миру – мир! Мир во всём мире!)

А для кого нужен мир?

Кто больше всего выступает за мир?

Что интересного в журнале?

Печкин: Предлагаю вам прочесть юмореску.

Учитель: Юмореска. Что означает лексическое значение слова этого слова? Читает. Объясните, почему произошла ошибка?

Печкин: Юмореска – это в переводе с английского весёлая шутливая история.

Учитель: Это было давно. Усталый путник брёл по пустыне уже пятые сутки. Адски хотелось пить.

То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж.

Тогда путник встал на колени и поднял руки к небу, стал взывать к Всевышнему.

– О, Аллах! Умоляю да пошли мне сюда кран, кран, кран, о, Всевышний!

И случилось чудо.

Ударил гром, сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран.

Но кран был не водопроводный, а подъёмный!

«О горе мне», – закричал отчаянный спутник.

Почему произошла ошибка?

Использован омоним с другим лексическим значением.

Кран 1 – водопровод. Затвор в виде трубы для вывода остатка жидкости.

Кран 2 – механизм для подъёма грузов.

Учитель: Для чего служат омонимы в художественной литературе?

С какой целью используется омонимы в речи?

(Создание юмора)

Учитель: А под самой крышей находится мансарда. Что это такое? Печкин, ты там много ходишь и видишь, не знаешь ли что это за слово?

Печкин: Я думаю, это комната под самой крышей.

Учитель: Верно, Печкин, это жилое помещение на чердаке под скатом крыши, а в словаре у Даля – это горенка, теремок, вышка.

На мансарде идет заседание любителей образного слова. Собрались здесь слова необыкновенные: пламенные и страстные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

Слова умеют плакать и смеяться
Приказывать, молить и заклинать
И словно сердце, кровью обливаться
И равнодушно холодом обдать.
Что это за слова?
Для них у Печкина – бандероль.

Объясните что это такое, глядя вот на эту бандероль. Бандероль – это небольшое почтовое отправление упакованное в бумагу.

Вскроем.

Печкин: Здесь сборник стихов для любителей поэзии. Вот одна из страничек.

Читает ученик, называет слова в переносном значении.

Задание.

Составить словосочетание со словами:

Тяжелый Холодный

Тяжелый груз Холодный день

Тяжелый день Холодный взгляд

Где чаще всего используют, этот прием и как он называется? Метафора.

Учитель: К концу подходит наш урок

Ну что же подведем итог.

Печкин: Пока в гостях я побывал, про всю я лексику узнал.

– Какой раздел повторяли?

– Что такое лексика?

– Что значит лексическое значение слова?

– Что такое омонимы?

– Что такое синонимы?

– Что такое антонимы?

– Для чего нужны эти слова?

– А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)

Учитель:

Молодцы! работали активно, но самые четкие ответы были у………..

Хорошо и продуманно отвечали………

Печкин за знания и артистизм получает «5».

Домашнее задание на доске: темы мини-сочинений, в которых вы должны использовать слова в переносном значении.

Урок окончен. До свидания.