Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме “Деепричастие”.
Задачи урока:
1) проверить и откорректировать уровень умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
2) продолжить развитие устной и письменной речи обучающихся;
3) воспитывать интерес к истории и природе родного края.
Оборудование:
- карта Кемеровской области,
- фотозарисовки с видами Кузбасса,
- выставка книг о Кузбассе, карточки с текстами,
- толковый словарь Ожегова С.И., картина “Зима в лесу”, путевые листы экскурсантов.
Ход урока
Учитель: Я приветствую вас, ребята! Урок у нас необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока.
Приглашаю вас совершить заочную экскурсию по нашей “малой” родине – Кузбассу. Сегодня каждый из вас заполнит “Путевой лист экскурсанта” (Приложение1). Что такое экскурсия?
После объяснения, данного учениками, предлагается сравнить с толкованием значения этого слова в словаре С.И.Ожегова.
На доске:
Экскурсия.
1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-нибудь с целью ознакомления с чем-либо.
2. Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
А мы совершим экскурсию с образовательной целью. В классе есть всё необходимое для этого: карта Кемеровской области, фотозарисовки с видами родной природы и, говоря о Кузбассе, мы обобщим и систематизируем знания по изученной теме. И вы ещё раз убедитесь, что деепричастие – важная часть речи.
Фронтальный опрос
Своё путешествие мы начнём с Визитной карты Кузбасса. Её представит экскурсовод (Текст читает подготовленный ученик).
Ребята, обратите внимание, сколько деепричастий вы услышите в рассказе.
Текст № 1.
Визитная карта Кузбасса. Кемеровская область, расположившись на юго-востоке Западной Сибири, входит в шестой часовой пояс. В современных границах область существует с января 1943 года, отметив в этом году свой очередной юбилей. Кузбасс, находясь в центре материка Евразия, значительно удалён от морей и океанов. Горные массивы, заняв большую часть территории области, влияют на её экономику. Равнины позволяют успешно вести сельское хозяйство, увеличивая посевные площади. Климат резко континентальный: рано наступает холодная зима, сменяясь коротким, но тёплым летом. |
- Так сколько же деепричастий вы услышали? Деепричастия помогли вам воссоздать целостную картину Кузбасса.
- Зачитайте их по тексту (карточки с текстами - на каждой парте).
- Что называется деепричастием?
- Признаки каких частей речи сочетает в себе деепричастие?
Откройте 1 путевой лист, и, записывая в таблицу деепричастия, прокомментируйте, какие свойства глагола и наречия каждое из них имеет (Приложение №:2).
Ребята, изучая географию, вам уже известны термины: рельеф, котловина и др. Готовясь к путешествию, вы успели познакомиться с “Тайнами имён земли Кузнецкой” (они представлены в классном толковом словарике), поэтому, слушая мой рассказ, обратите внимание на глаголы. (Рассказ учителя по карте Кемеровской области).
Текст № 2.
Рельеф Кузбасса. Рельеф Кузбасса разнообразен. Можно выделить пять форм рельефа. Кузнецкий Алатау – горная система, находится на востоке и северо-востоке области, является водоразделом между бассейнами рек Оби и Енисея. Горная Шория – горная страна, заняла южную часть области. Её разделили речные долины. Салаирский кряж – это плоскогорье. Представьте её дугой, протянувшейся с юга на северо – запад. В северной части он сглаживается, переходя в Кузнецкую котловину. Западно – Сибирская равнина является частью региона Западная Сибирь. |
Учитель: Используя текст “Рельеф Кузбасса”, заполните 2 путевой лист самостоятельно. Образуйте от глаголов деепричастия, запишите их, распределяя их по столбикам. Выделите суффиксы деепричастий (Приложение № 3). На выполнение работы 3 минуты.
- Работу проверим с помощью сигнальных карточек.
- Ребята! Вы хорошо поработали, давайте сделаем привал и споём “Песню туристов” (Физминутка).
Учитель: Да! Здорово, что все вы собрались, потому что сможете поучаствовать в игре. Ребята, объединитесь в команды по четыре человека. По моему сигналу из набора предложений составьте текст. Прочитав его, ответьте на вопрос:
- Какое правило иллюстрирует полученный текст?
- Начали!
- Стоп игра!
- Прочтите полученный текст (текст читает победившая команда).
- Так какое же правило здесь спрятано?
- Как пишется Не с деепричастиями?
- Ребята, в 3-ий путевой лист (Приложение № 4) выпишите деепричастия с частицей НЕ.
- А в 4-ый путевой лист (Приложение №5) выпишите предложение, которое можно заменить пословицей, близкой по значению. Произведите синтаксический разбор предложения (Не зная брода, они не лезут в воду.).
Развитие речи
Ребята, на привале мы побывали на юге Кузбасса, а сейчас перенесёмся в северные районы Кузбасса.
Богата и разнообразна природа Кузбасса. Высокие, покрытые вечными снежниками горы, необъятные таёжные дали, стремительные горные реки – создают неповторимую красоту нашего края (рассказ по фотозарисовкам).
А сейчас и вы попытаетесь создать свою красоту зимней природы. Для того, чтобы ожила картина “Зима в лесу”, вам необходимо распространить текст (он на классной доске) деепричастиями и деепричастными оборотами, но прежде вспомните:
- Что называется деепричастным оборотом?
- Как на письме деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми?
- Работаете вы в 5-ом путевом листе (Приложение №6) пока звучит музыка.
Зима в лесу.
Вьюга замела лес. Иней украсил деревья. Над опушкой пролетели птицы. По лесной поляне идёт лось. Лиса оставила следы на снегу.
(На выполнение задания 5-6-ть минут).
Подведение итогов урока.
Ребята! Наша образовательная экскурсия подходит к концу. Путешествуя, вы увидели, как могуч и красив наш Кузбасс и вы показали хорошие знания о деепричастии. А теперь докажите, что вы можете самостоятельно эти знания применить. Откройте 6-ой путевой лист (Приложение № 7) и выполните тест по теме “Деепричастие”. На выполнение работы 5-ть минут. (Взаимопроверка тестов проводится по ответам, записанным на доске).
Домашнее задание (на выбор обучающихся (7-й путевой лист. Приложение №8):
1. Сочинение-миниатюра “Это мой Кузбасс”, используя классную выставку книг о Кузбассе;
2. Сочинение-миниатюра о своей “малой” Родине, используя опорные слова-деепричастия (записаны на доске).