ЦЕЛИ:
- формировать умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (и по суффиксу – л - в прошедшем времени).
- воспитывать любовь к природе, учить беречь ее и заботиться о ней.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка. Тему вы определите, если внимательно послушаете стихотворение И. Сурикова. (Читает учитель).
И вот опять пришла весна,
И снова зеленеет поле,
Давно уж верба расцвела…
Взгляни кругом: как хорошо
Весной мир божий расцветает!
Как солнце весело глядит
И в поле травку пригревает!
- Да, весна. Сегодня у нас в гостях весна. (вывешивается рисунок с изображением девушки – Весны). Она принесла нам свои задания, а за каждый хорошо выполненный этап работы на веточке будут распускаться цветы.
- Как вы думаете, “весна” это хорошо или плохо? (элемент ТРИЗ).
(Ответы детей).
- Что ж, мы вернемся к этому вопросу еще раз в конце урока, а пока минутка чистописания.
2. Минутка чистописания.
а) Откройте тетради. Запишите число и название работы.
б) Объясните поговорку.
ВЕСНА ДНЕМ КРАСНА.
3. Словарная работа. (Одновременно у доски работают дети индивидуально по карточкам).
МОРОЗ, РАБОТА, ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН, ЧУВСТВО.
Дети записывают словарные слова под диктовку, отмечают орфограммы.
ПРОВЕРКА по записи на доске.
- Что общего в этих словах? (Отвечают на один и тот же вопрос, являются именами существительными).
- Подберите к этим словам однокоренные глаголы.
Например: мороз – (что делать?) морозить.
Ответы детей: (что делать?) работать; (что делать?) завтракать; (что делать?) обедать; (что делать?) ужинать; (что делать?) чувствовать.
- Что называется глаголом?
- Мы продолжаем работать над большой темой “Глагол”. Какова же цель нашего урока? Чему мы будем учиться? Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.
- Итак: Глагол это… часть речи. (Предложение заканчивают дети).
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Как изменяется? (по числам).
- Назовите вопросы, на которые отвечает глагол в единственном (во множественном) числе?
- На прошлом уроке мы узнали, как еще изменяется глагол? (по временам).
- Назовите времена глагола. (на доске появляется таблица).
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ Что делаю? Что делаешь?
Что делаем?
Что делал? Что сделал?
Что делали?
Что буду делать? Что сделает?
Что сделают?
4. Проверка домашней работы. (упр. 560, стр. 209).
Текст упражнения.
Коньки.
Первые коньки появились несколько тысяч лет назад. Наши далекие предки делали коньки из кости и катались на них с помощью палок.
Теперь мы катаемся на коньках из металла. Легко кружат фигуристы на фигурных коньках. Быстро мчатся бегуны на длинных беговых коньках.
а) Назовите глаголы, которые стоят в настоящем времени.
Как вы определили?
б) Слово КОНЬКИ звуко-буквенный разбор. (на доске).
5. Самостоятельная работа по группам.
1 ГРУППА. Выписать глаголы по вопросам:
что сделают?. . .
что сделали?. . .
что сделает?. . .
Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И. Суриков).
2 ГРУППА. Выписать глаголы, поставить вопрос, определить время.
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей. (Я. Колас).
ГРУППА. Выписать глаголы прошедшего и будущего времени.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
ПРОВЕРКА: (по цепочке).
- Прочитать задание.
- Выразительно прочитать отрывок.
- Прочитать глаголы.
Повторение алгоритма.
- Как определить время глагола? (Надо задать вопрос).
2. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.
1. Физминутка для глаз.
2. Работа по картине “Разлив”. (Элементы ТРИЗ)
- Что видите?
- Что слышите?
- Что чувствуете?
- Что было до этого?
- Что было потом?
- Почему река разлилась?
- Почему дедушка помогал зайцам?
- Животные наши братья меньшие и мы должны заботиться о них, по возможности помогать им.
К сожалению, весной многие реки разливаются и от этого страдают не только животные, но и люди. По центральному телевидению передавали, что наводнение начинается в нескольких областях, в том числе и в Башкортостане. Убедительна просьба: не ходить за вербой или смотреть ледоход без родителей.
3. Работа по учебнику. (страница 210, упражнение 562).
Текст упражнения.
Наводнение.
Река Нева вышла из берегов. Она разлилась по улицам, затопила нижние этажи домов.
Почему это произошло? Река с…единяет Ладожское озеро с Балтийским морем. Вот с моря дует сильный шт…рмовой ветер. Он гонит морскую воду в реку. Река не может сдержать напора морских волн. Она поднимается и выступает из берегов.
а) Прочитайте текст.
б) Выразительно прочитайте вслух.
в) – Какой это текст: описание или рассуждение?
- О чем говорится в первой части? Найдите глаголы. На какой вопрос отвечают глаголы? Определите время.
- Что объясняется во второй части? На какой вопрос отвечают глаголы? В каком времени стоят глаголы в этой части?
- Как вы определяли времена глаголов? (по вопросам).
г) Спишите ту часть, в которой описывается разлив Невы. (Комментированное письмо).
Проверка индивидуальной работы на доске.
4. Вывод.
-Итак, ребята, “весна” - это хорошо или плохо? (Ответы детей)
- Весна- это хорошо, но иногда она может принести много бед. В тех населенных пунктах, которые расположены у больших рек, люди готовятся к наводнениям заранее.
5. Домашнее задание. (упражнение 561)
- Прочитайте задание. Есть ли вопросы? Сможете ли вы самостоятельно определить время глагола? Как будете это делать?
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1. Работа по группам.
- Вставить пропущенные буквы. Найти глаголы. Определить время.
1 ГРУППА.
А рядом, у проталинки,
В тр. ве между к. рней
Б . жит, струится маленький
Серебряный ручей.
2 ГРУППА.
Кругом р . са медвяная
Сп . лзает по к . ре,
Под нею зел . нь пряная
Сияет в серебре.
3 ГРУППА.
Черемуха душистая
С в . сною расцв . ла
И ветки з . л . тистые
Что кудри зав . ла.
4. ИТОГ.
- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока? Научились определять время глагола?
Наша веточка расцвела. Весне понравилось, как вы работали на уроке.
5. ОТМЕТКИ ЗА УРОК.
- Всем спасибо за работу.