Цели и задачи урока:
- обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме;
- проанализировать функционирование звуков в речи;
- развивать умение давать грамотно сформулированные ответы на вопросы;
- продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.
Оборудование:
1) наглядно отпечатанные теоретические сведения по теме “Фонетика”: “Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц”, “Всегда мягкие согласные Ч, Щ, Й”, “Сонорные согласные Р, Л, М, Н”, “Буквенные сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ШН, ЩР пиши без Ь”;
2) тестовые задания для каждого учащегося (2 варианта);
3) учебник, орфоэпический словарь;
4) мяч для игры “Бумеранг” (“Проверь безударную гласную”);
5) портрет Ф.И.Тютчева.
I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока.
Учитель: Сегодня нам предстоит урок повторения и обобщения изученного по теме “Фонетика”. В названии темы я выделила слова “Учись слышать звуки слов”. Давайте подумаем, чем различаются значения слов “слушать” и “слышать”. Что труднее? (слышать). Почему? (чтобы услышать, надо очень постараться. Слышать – это значит понять). Человеку необходимо уметь слышать слова, уметь вслушиваться в них. И сегодня на уроке мы продолжим учиться сложному делу – размышлению о том, что и как мы говорим.
II. Один из учащихся готовится к теоретическому ответу у доски по плану, обдумывает примеры.
План.
1. Что изучают фонетика и орфоэпия?
2. Назовите отличие в образовании гласных и согласных звуков.
3. Для чего необходимо знание алфавита?
4. Когда гласные находятся в сильной позиции, когда - в слабой?
III. В это время второй учащийся у доски и дети на местах работают с предложениями.
У.: Назвать грамматические основы предложений, составить их схемы.
1. Ветер засвистел в ушах, и поднялась вокруг снежная пыль.
[ - = ], и [ = - ].
2. Я всегда удивлялся, что снег так сильно изменяет природу.
х
чему ? [ - = ], ( что - = ).
У.: Что общего между предложениями? В чем различие?
IV. Индивидуальный ответ первого учащегося у доски, рецензирование его ответа детьми по правилу “Пять П”.
1. Полно? – Обо всем ли сказано? Что упущено?
2. Правильно? – Все ли правильно? Есть ли неточности, ошибки?
3. Последовательно? – Все ли последовательно, по порядку?
4. Примеры? – Приводились ли примеры? Насколько удачно они иллюстрировали теоретические положения?
5. Пояснения? – Разъяснялись ли примеры? Насколько точно и понятно?
V. Орфоэпическая разминка.
У.: На схеме мы обозначили союз “что”. В чем особенность произношения этого слова? [што]
Прочитайте по цепочке слова, записанные на доске.
ателье что кашне чтобы модель конечно свитер скучный теннис пустячный партер скворечник шоссе яичница
У.: В чем особенность произношения выделенных согласных звуков в словах первой колонки?
(согласный твердый)
Назовите всегда твердые согласные. (ж, ш, ц)
Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, ц)
Несколько ребят на предыдущем уроке получили задание написать сочинение-миниатюру, используя данные слова. Послушаем, что у них получилось. (Учитель обращается к авторам миниатюр с просьбой читать выразительно, чтобы ребята не только слушали, но и услышали слова)
Лера: Когда девочка вернулась вечером из школы домой, мама поинтересовалась: “Что тебе приготовить поесть?” Дочь попросила, чтобы она пожарила яичницу. “Конечно, приготовлю!” - ответила мама. Дочь села в кресло и включила телевизор, но фильм оказался скучным. “Пустячный фильм!” - воскликнула девочка и пошла обедать.
Настя: На шоссе была пробка. Многие спешили на показ новой коллекции, который устраивало известное ателье. Модели выходили на подиум в вязаных свитерах всевозможных расцветок. Завершал показ манекенщик в пальто, а на шее у него было повязано кашне.
Зрители в партере довольно зааплодировали.
VI. Какое орфографическое правило связано с буквенными сочетаниями с согласными Ч, Щ?
Кто помнит рифмованное правило-шутку?
Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
- Спи, дочурочка, в тиши,
Мягкий знак тут не пиши.
Запишите слова в тетрадях под диктовку:
Женщина, коричневый, мощный, нянчить, помощник, карточка, звучный, наборщик, печка, корзинщик.
Подчеркните орфограмму общую для всех этих слов. Выполните самопроверку по записи на доске.
VII. Игра “Бумеранг” (“Проверь безударную гласную”)
– Вадим, отвечая на четвертый вопрос первого задания, сказал, что гласный в слабой позиции находится в безударном положении. Как не ошибиться в написании безударной гласной в корне? (нужно подобрать однокоренное слово, где бы этот гласный был под ударением.)
– А теперь игра “Бумеранг”. Задача играющих – как можно скорее найти проверочное слово. Проверять то, что требует проверки. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает ведущему. Сегодня ведущая Яна. Она дома подобрала слова для нашей игры:
Объединились, преподаватель, наслаждаться, подземелье, обвинить, разъясняет, объявление, приближение, поспешил, подразделение, встряхнуть, проглотил.
VIII. Выполнение тестовых заданий учащимися на местах, затем проверка работ ассистентами.
I. вариант | II. вариант |
А1 Укажи, в каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: е, ё, ю, я обозначают два звука: | А1 Укажи, в каких словах буквы |
|
|
А2 Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв: | А2 Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв: |
|
|
А3 Выдели слова, в которых все согласные – глухие: | А3 Выдели слова, в которых все согласные – глухие: |
|
|
А4 Выдели слова, в которых все согласные звонкие: | А4 Выдели слова, в которых все согласные звонкие: |
|
|
А5 В каких словах все согласные – мягкие: | А5 В каких словах все согласные – мягкие: |
|
|
А6 В каких словах все согласные - твердые: | А6 В каких словах все согласные - твердые: |
|
|
IX. Пока ассистенты проверяют ответы тестового задания, учащиеся выполняют фонетическую транскрипцию слов, в группах обсуждают ее правильность.
Первый ряд: поют [пай'ут] - 4 буквы, 5 звуков
Второй ряд: дорожки [дарошк'и] – 7 букв, 7 звуков
Третий ряд: лестница [л'эс'н'ица] – 8 букв, 7 звуков
X. Работа с упражнением учебника на стр. 124
– Прочитайте строчки стихотворения Ф.Тютчева “Весенняя гроза”.
– Что описывает автор? (грозу) Удается ли ему это? (да, слышатся раскаты грома, предчувствуются первые капли дождя)
– Каким образом поэт передает неповторимое звучание грома? (поэт добивается этого с помощью повторения звуков [г] , [р]: гроза, гром, играя, грохочет.)
– Какой прием использует автор? (аллитерацию)
– Ребята, вы молодцы! Попробуйте сами подобрать слова, которые смогут передать звучание грома (бормочет, грянет, барабанный, раскаты, громогласный)
– Итак, аллитерация – очень важное средство выразительности, и ее надо уметь слышать.
XI. Подведение итогов
– Какие понятия из раздела “Фонетика” мы сегодня повторили?
XII. Домашнее задание:
1) ответьте на контрольные вопросы стр. 124
2) придумайте 2-3 предложения о природе, употребив в них шуршащие звуки (ш, щ, ч, х, с)
3) выполните упр. 316 (спишите, расставляя знаки препинания при прямой речи; подчеркните в словах буквы е, ё, ю, я, обозначающие 2 звука)
(Задание 2, 3 – по выбору учащихся)