Из всех видов проверочных работ по русскому языку и литературе в школьной практике сочинение традиционно считается самым трудным.
Обучение сочинениям требует особенно чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутье языка, вкус к работе над словом. Индивидуальный подход в обучении сочинениям- один из самых действенных рычагов развития творческих способностей школьников. Мы, педагоги, должны развивать литературные способности всех учащихся, потому что творческая работа над сочинениями развивает духовные силы каждого ученика и подготавливает его “для оригинального творчества в пору самостоятельного труда”, какую бы профессию он ни избрал.
Как педагог, я просто и серьезно объясняю, что мои ученики обязаны относиться к своим произведениям внимательно: доводить начатую работу до конца, сохранять сочинения, сравнивать их из года в год, чтобы видеть свой творческий рост, накапливать литературный опыт. Каждый из них должен стать человеком наблюдательным, принципиальным, проницательным, начитанным, с развитым воображением и безупречно грамотным. Умение радоваться всему хорошему и возмущаться всем дурным, умение тепло и задушевно разговаривать с людьми, трудолюбие и требовательность к себе также необходимы самому ученику как автору.
Учить школьников отражать в сочинении свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность — это значить учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения на изучаемый предмет, приобщать к тому, что уже известно людям, свои наблюдения, свои выводы, анализировать свои представления, поступки. Мы придерживаемся мнения известного методиста Л.Н. Лесохиной, что “сочинение в школе- это один из способов самовыражения; общественная ценность его определяется тем, насколько полно, ярко оно выражает личность автора”. Если мы сумеем разобраться в творческой индивидуальности ученика, откроется возможность для благотворного влияния на становление его личности.
Бесспорно, сочинения содействуют развитию творческих способностей. Очень важно думать о теме сочинения. Именно мы, учителя, должны над этим хорошо думать. Интригующая тема вызывает у школьника ассоциации, стимулирует мышление, воображение, вдохновляет на творческую работу и наоборот: бледная, невыразительная тема оставляет его равнодушным. Я бы сказала больше: темы сочинений должны быть не только интересными, но и побуждающими! Чтобы они будоражили, увлекали ученика! Думаю, что учащиеся могут и должны писать как можно больше сочинения. Используя эти, разумеется, хорошо продуманные темы, учитель развивает фантазию своих воспитанников и способствует более глубокому овладению литературным материалом.
Творческие работы, по-моему, наилучшая и самая серьезная лингвистическая школа для учащихся: глубокое знание языка немыслимо без его практического применения. В разговоре ученику некогда размышлять над словом, предложением. Когда же свою мысль он излагает письменно, то может спокойно обдумать и отобрать слово, шлифовать предложения. Поэтому письменные работы незаменимы и для развития речи, и для обогащения словарного запаса, и для совершенствования стиля, что подтверждают нижеприведенные работы учащихся.
Роль знаний в жизни человека
Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного. В вечном усилии познать большее.
Человек учится всю свою жизнь. И своими знаниями он обеспечивает свою старость. В молодости человек должен достичь те знания, которые ему понадобятся в дальнейшем. Потому что потеря времени самое ужасное для того, кто хочет учиться, исследуя неизвестное. Потому что без знаний человеку не выжить. Вот почему человек всю жизнь учится.
Нелунов Павел, 8 класс
Юность - пора роста и формирования личности
В жизни каждого человека есть четыре этапа. Это детство, юность, зрелость и старость.
На мой взгляд, наиболее важный этап- юность. Юность- это переход из детства во взрослый мир. Это сложное время, когда человек уже не ребенок, но и не взрослый. Поэтому ее часто называют переходным, где все не очень просто. Ведь формируется человеческая личность, внутренний мир, свое собственное “я”. Именно здесь юный человек пытается понять, что плохо, что хорошо. Очень часто случается так, что некоторые его представления о хорошем оказываются далеки от истины. Например: я курю, значит, очень крут, и ведь почти всегда слово “крутой” означает как хороший, авторитетный, лидирующий.
Или же другая ситуация: в компании курят все, и подросток, чтобы не отстать, тоже начинает курить. Иначе говоря, чтобы не выглядеть “белой вороной”. Поэтому в этом возрасте очень важно в какой компании ты находишься. Нужно очень часто смотреть на себя со стороны. Или просто брать пример со взрослых (с родителей).
Еще одна очень важная проблема- болезни, такие, как венерические. В таком возрасте риск заболеть очень велик. В первую очередь, по неопытности, от нехватки информации, незащищенности. Как добиться безопасности? Нужны знания и информированность, а также осторожность, осмотрительность, а главное, ответственность за свою и чужую безопасность.
Еще в этом возрасте формируется характер. Поэтому нужно заниматься самовоспитанием. Надо много учиться, заниматься, достигать каких-то высот.
Я считаю, что переходный возраст играет особенную роль в жизни человека. В этом возрасте надо относиться к себе очень серьезно. Ведь именно здесь закладывается основа будущей жизни…
Иовлева Лиза, 9 класс
Каким я представляю себе красивого человека?
“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,- писал А.П.Чехов.
Мне кажется, в человеке самое главное место занимает не лицо и походка, а его духовная красота, красота его души. Это не в прямом смысле “красота”, а характер человека: самопожертвование, простота, доброта, отзывчивость, искренность, готовность помочь.
Есть поговорка “По одежке встречают- по уму провожают”. Она говорит о том, когда человека видишь в первый раз, сразу обращаешь внимание на его внешний вид, одежду, лицо. А потом, познакомившись поближе, узнаешь характер, умный этот человек или нет.
Конечно, внешний вид и здоровье тоже играют немалую роль. Когда человек здоров, то другое уже можно приобрести со временем. Внешняя красота важна, но она стоит после красоты духовной и здоровья.
Эртюкова Люба, 9 класс
В заключении отметим, что какой бы жанр, какую бы форму мы ни избрали для сочинения, его главная цель- активизация творческого начала.
Детское творчество следует всячески стимулировать. Не только на уроке, не только отметкой. Было бы неплохо, чтобы детские и молодежные газеты и журналы публиковали больше стихотворений, сказок, рассказов учащихся, даже если они и отличаются некоторыми недостатками.