Русский язык
-
Урок по теме "Паронимы (учимся выполнять задание А2 ЕГЭ по русскому языку)" 2009
Паронимы представляют собой весьма значительный пласт лексики, являясь – наряду с синонимами, антонимами и омонимами – одним из компонентов лексической системы языка. Значительная часть речевых ошибок приходится на ошибки в употреблении паронимов – слов, похожих по звучанию и разных по значению. Объяснить разницу между такими словами нелегко. Поэтому одна из целей разработанного урока - научить правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
-
Сочинение-описание по репродукции картины Н.П. Крылова "Зимний вечер" 2009
Цели работы: научить детей описывать репродукцию; научить их "увидеть" изображённое на картине, уметь объяснить сюжет, суметь раскрыть секрет мастерства художника; научить составлять собственные тексты на основе коллективно составленного плана работы и рабочих материалов; передать чувства, настроения, которые возникают от картины; видеть красоту родного края, своей большой Родины.
-
Использование мультимедийных презентаций при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Презентация-тренажер «Словосочетание» (часть 2, В 3) 2009
Одним из вариантов применения компьютерных технологий с целью подготовки к ЕГЭ по русскому языку является использование программы Microsoft PowerPoint, которая позволяет создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов. Теоретический материал может сопровождаться как устным комментарием, так и представляться полностью. Практическая часть может состоять из тестовых заданий.
-
Урок по теме НРК "Русская азбука – историческая память народа" 2009
Цели и задачи данного занятия: создать условия для понимания глубины (сакральности) русской азбуки; воспитывать любовь к русскому языку; совершенствовать работу в группах.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и изобразительного искусства в 5-м классе по теме "Диалог" 2009
Представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и изобразительному искусству для учащихся 5-го класса. В процессе урока дети изучают использование диалога в устной и письменной речи на материале русских народных сказок и иллюстраций к ним.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Местоимение как часть речи" с использованием компьютера 2009
Данный урок является вводным в разделе "Морфология. Местоимение". Это урок новых знаний с обобщением ранее изученного по данной теме. Местоимение как часть речи рассматривается учащимися еще в начальной школе.В 6-м классе учащиеся продолжают знакомство с разрядами местоимений, а также с ролью местоимений в речи. На данном уроке ребята получат общие представления о такой необычной, но очень важной части речи.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Устаревшие слова" в разделе "Лексика" 2009
Тема находится в разделе «Лексика» учебника под редакцией Баранова. Урок рассчитан на один учебный час. Включает в себя межпредметные связи: литературу, математику, народную культуру. Относится к разряду нестандартных уроков. Знакомит учащихся с элементами жизни, быта, фольклора русского народа, обогащает словарный запас учащихся, расширяет кругозор.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным условием" 2009
Цели и задачи: формирование умений и навыков находить главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении; правильно определять вид придаточного, отличать придаточное условия от других видов; отработка расстановки знаков препинания.
-
Урок по культуре русского речевого общения "Двойственная природа речи СМИ" 2009
Урок по предмету «Культура русского речевого общения» (11-й класс) представляет собой один из системы уроков по работе с разными стилями и типами речи в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание С). Также может быть использован на элективных, факультативных и олимпиадных занятиях с целью повышения языковой компетенции и общей эрудиции учащихся.
-
Тема урока "Анализ текста. Средства художественной выразительности" 2009
Один из уроков в системе уроков развития речи по формированию всех видов компетенций: коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. В ходе анализа текста отрабатывались уже имеющиеся знания, умения, навыки, а также формировались новые. Важность этой работы определяется тем, что на экзамене в 11-м классе предлагаются тексты различных типов, и учащиеся должны уметь анализировать текст.
-
Предупреждение ошибок на уроках русского языка 2009
В статье раскрыта необходимость работы по предупреждению ошибок на уроках русского языка в начальной школе. Представлен алгоритм решения орфографической задачи, а также выделены и подробно рассмотрены факторы, способствующие формированию орфографической зоркости. Статья содержит теоретический и практический материал по работе в данном направлении, методические рекомендации автора и может оказать помощь в работе учителям начальных классов.
-
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка. "Урок по теме "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительны" (6-й класс) 2009
Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.
-
"Типы придаточных в сложноподчиненном предложении" (11-й класс) 2009
Урок направлен на повторение и систематизацию материала, изученного в 9-м классе в разделе «Синтаксис и пунктуация». В тестовых заданиях ЕГЭ отводится большое место пунктуационному анализу и синтаксическому разбору предложений, поэтому на уроке требуется проговаривание и отработка навыков выделения грамматической основы предложения, определения типа придаточного предложения. Выполнение творческого задания всей группой поможет обобщить знания и систематизировать в форме схемы.
-
Урок-семинар "Деепричастие" (7-й класс) 2009
Данный урок является обобщающим по теме «Деепричастие» в 7-м классе. Урок развивает творческие способности, исследовательские навыки, воспитывает гордость и любовь к малой родине и людям, живущим в ней.
-
Интегрированный урок литературы, русского языка и риторики в 7-м классе по теме "Тарас Бульба - выразитель взгядов и патриотических чувств запорожских казаков" 2009
Данный урок рассчитан на учащихся 7-х классов, изучающих наряду с русским языком и литературой риторику по программе Т. Ладыженской. В 7-м классе на уроках русского языка (по программе М. Разумовской) ученики знакомятся с публицистическим стилем. Так возникла идея провести интегрированный урок риторики, русского языка и литературы по повести Гоголя, в центре которого анализ речи Тараса Бульбы о товариществе.
-
"Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении", 7-й класс 2009
Данный урок имеет своей целью формирование умения постановки запятой в сложном предложении. Для достижения этой цели на уроке широко применяется такой вид работы, как построение схем сложных предложений. С помощью схем вырабатывается алгоритм восприятия сложного предложения и постановки знаков препинания в нем.
-
Урок русского языка в 4-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Имена собственные" 2009
Урок с применением мультимедийной наглядности, созданной автором в программе презентаций Microsoft PowerPoint. Чтобы повысить заинтересованность детей и наиболее ярко объяснить, а затем закрепить тему урока, было решено провести его с использованием героев мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино». Персонажи мультфильма стали помощниками учителя и участниками учебного процесса.
-
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе. Тема: "Роль языка в жизни общества" 2009
Урок нацелен на формирование представления о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа и воспитание сознательного, ответственного отношения к языку. Урок строится на работе с текстом Д.С. Лихачева. Задания к тексту составлены с учетом требований к ЕГЭ по русскому языку.
-
Изучение фразеологии как один из способов развития образной речи учащихся 2009
Статья посвящена вопросу формирования образной речи учащихся при изучении фразеологии. В практике преподавания русского языка именно фразелогия как один из важных источников выразительности языка может служить основой повышения уровня культуры речи и обогащения словарного запаса учащихся.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Я русский бы выучил…" 2009
Урок построен в форме исследовательского проекта. В ходе реализации проекта учащиеся провели самостоятельные исследования, раскрывающие проблемные вопросы. Результаты исследований были оформлены в виде буклетов, презентаций, небольшой сценической постановки, был создан словарь молодежного сленга.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Окказионализмы" 2009
Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В соответствии с данной технологией учащиеся проходят три стадии: вызова, осмысления новой информации (на основе работы с информационным текстом) и рефлексии, что требует от них достаточно высокого уровня готовности решать предлагаемые задачи.
-
Урок-соревнование "Знатоки руского языка" 2009
На уроке учащиеся воспроизводят и закрепляют теоретические сведения по теме «Имя существительное, разносклоняемые имена существительные, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода». Учатся определять морфологические признаки имени существительного, проводить морфологический разбор существительного.
-
Информационные технологии на уроках русского языка в 7-м классе по теме "Частицы. Разряды частиц. Формообразующие частицы" 2009
Урок проводится с использованием компьютерной технологии. В увлекательной форме проводится знакомство с новым материалом, что способствует повышению мотивации в обучении.
-
Урок развития речи "Моя снежинка", 2-й класс 2009
Урок помогает развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин.
-
Урок элективного курса "Культура коммуникаций: Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон" 2009
В рамках элективного курса «Культура коммуникаций» представлен урок, цель которого познакомить с этическими понятиями "долг", "справедливость", "честность", "нравственные запреты" и научить делать нравственный выбор.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными" как элемент подготовки к ЕГЭ 2009
Урок является элементом подготовки девятиклассников к ЕГЭ по русскому языку. Его цель — обобщить изученный грамматический материал на основе текстовых упражнений.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Запятые при деепричастном обороте" 2009
Целью урока является закрепление знаний о деепричастном обороте, умений по нахождению деепричастий в предложении, навыков обособления, графического обозначения деепричастных оборотов, а также формирование навыков построения предложений с деепричастным оборотом.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы О, Е после шипящих в конце наречий" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с условиями выбора написания О, Е после шипящих на конце наречий. Урок призван формировать навык написания данной орфограммы; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка.
-
Разработки уроков по темам "Аннотация", "Конспект" 2009
Цель уроков: познакомить учащихся с особенностями таких вторичных текстов, как аннотация, конспект, дать советы по практическому применению знаний. В материалах подробно описан каждый этап урока, предложены дидактические материалы. Уроки ориентированы на учащихся 7-8-х классов.
-
Урок русского языка по теме "Алфавит" 2009
Данный урок можно провести и как внеклассное мероприятие по предмету в рамках недели русского языка. Этот урок – своего рода проверка умений пользоваться различной литературой, отбирать нужный и интересный материал, проверка умения работать в группе, воспитание чувства товарищества.