Урок русского языка в 5-м классе по теме "Существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Форма: Урок с применением системы мультимедиа.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  • образовательная: повторение и совершенствование знаний об имени существительном, формирование умения определять род существительных, проверить усвоение ранее изученного материала при использовании мультимедийной презентации. (Презентация)
  • развивающая: развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
  • воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд 1). Скажите, какова тема нашего урока и чем мы будем заниматься сегодня? (Продолжим изучать род имен существительных). Но прежде мы немного поиграем и повторим.

  1. Актуализация знаний.

Отгадайте загадки и запишите ответ в тетрадь (Слайд 2)

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий,
А маляр покрасит меня краской. (Загородка)

(3 слайд).

Корень с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс, как в слове отметка,
А она годится не только в разведке. (Выдумка)

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс, как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке. (Подсказка)

(Слайд 4).

  • Определите, какой частью речи являются выделенные слова?
  • Что такое имя существительное?
  • Как изменяется существительное?
  • Какие грамматические признаки имеет имя существительное?
  • Чем является в предложении?

(Слайд 5).

Исключите из цепочки лишнее слово и обоснуйте причину исключения.

Колонны, костюм, объединил, какао, школа.

  • Скажите, что мы начали изучать на прошлом уроке? (Род существительных). (Слайд 6)
  • Какие три рода вы знаете?
  • Докажите примерами, что имена существительные по родам не изменяются? (Слайд 7)
  1. Изучение нового материала. (Слайд 8)

На экране даны словосочетания, можете ли вы самостоятельно определить какой вариант верный?

Надеть туфлю или туфель, дай мне один помидор или одну помидору, чистый полотенец или чистое полотенце, моя фамилия или мое фомилие.

А сейчас самостоятельно, определите род у слов. (Слайд 9).

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, мозоль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ.

Проверка

  • Из данных слов составьте словосочетания. (Слайд 10)
  • Отдохнем и порассуждаем “какого рода Саша?” (Слайд 11)

Нет единого мнения, тогда мы ответим на этот вопрос попозже. У вас на столах лежат карточки. Сгруппируйте слова и вставьте пропущенные буквы.

Сон, р..сток, р..стение, пор..сль, невежда, предл..жение, к..согор, неряха, заг..р, горемыка, пл..вец, уг..р, трудяга, врач, сл..жение, умница. (слайд 12)

  • Скажите, на какие группы разделили слова? Какие слова остались?
  • Почему?
  • Он или она ясно? Мой или моя? Неясно эти слова называются существительными общего рода. Выпишите их в отдельную группу.
  • Составьте с существительными общего рода по два предложения.

Скажите, а сейчас можете сказать какого рода? Делаем вывод, существительные общего рода приобретают род только в контексте.

А сейчас ответьте на вопрос: Какого же рода Саша? Запишите предложение, где Саша будет женского рода и где будет Саша мужского рода.

А сейчас проверим как вы знаете имя существительное? (Слайд 13-18)

Выполните тест, выберете правильный ответ. Опрос.

(Слайд 19). Нарисуйте свою оценку уроку, оцените себя, как вы сегодня поработали.

  1. Итоги урока
  • Скажите, что мы сегодня нового узнали о существительном?
  • Можем мы у слов плакса, врач, адвокат, продавец определить род? Какой род?
  • Могут эти слова быть женского или мужского рода?
  1. Домашнее задание.

Со словами геолог, парикмахер составить предложения, чтобы ясно было, о мужчине или о женщине идет речь. (Слайд 20).

Презентация