Цель урока: повторение материала по теме "Глагол и его формы".
Задачи:
- систематизировать правила образования глагольных форм,
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- проверить умения и навыки в правописании не с разными частями речи, окончаний и суффиксов глагола.
Форма урока: урок-повторение.
Обоснование использования ИКТ:
- расширение объёма предъявляемой учебной информации;
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодняшний урок поможет вам не просто вспомнить и отработать навыки правописания и пунктуации, но и оценить свои возможности и знания, проверить себя. Вы можете заработать следующее количество баллов. (запись на доске) Оценивать будете взаимо- и самопроверкой.
5-6 баллов - "5"
4 балла - "4"
3 балла - "3"
Для работы на уроке нам нужны тетради, карточки с заданиями, наш помощник - компьютер.
Обратимся к строкам из стихотворения Пушкина "Пророк":
Слайд 1
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли.
Глаголом жги сердца людей.
- Как вы понимаете фразу со словом "глагол"?
Сообщение ученика.
Глагол - это не только часть речи, обозначающая действие, но также - все слова, т.е. наша речь, и, в общем, будете правы. Но на самом деле глагол в значении "речь" и глагол - "часть речи" - это омонимы.
Слово глагол в значении "речь" заимствовано из старославянского языка. Сравните диалектизм глаголить - "говорить". Это слово дало много родственных - глаголица (название старославянского алфавита, созданного просветителем Кириллом), глаголь - название буквы в старом алфавите.
По статистике слова, относящиеся к части речи глагол, - самые употребляемые в повседневной речи: на сто слов к глаголу относятся 47. У А.Пушкина каждое третье слово принадлежит этой части речи.
- Назовите особые формы глагола. Как они образуются?
Итак, начинаем работу с отрывками из текста. В конце урока вам нужно будет определить, из какого текста данные отрывки. Оставьте строку для записи автора и названия.
Задание1: на месте пропусков вы должны вставить образованные вами причастия, в скобках дана их характеристика.
Работа с первым абзацем.
Стол был (краткое страдательное причастие прош. вр. ед. ч. муж. рода от глагола накрыть), завтрак готов, и мисс Жаксон, уже (полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от набелить) и (полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п от затянуть) в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки. Отец похвалил её (Лизу) за раннюю прогулку. Тут он привёл несколько примеров человеческого долголетия, (полное страдательное причастие в форме прош. вр., мн.ч, Р.п. от почерпнуть) из английских журналов, (деепричастие несов. вида, от глагола замечать), что все люди, (полное действительное причастие в форме прош.вр., мн.ч, И.п.от жить) более ста лет, вставали на заре зимой и летом.
Правильные ответы:
слайд 2
- краткое страдательное причастие прош. вр. ед. ч. муж. рода от глагола накрыть - накрыт
- полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от набелить - набеленная
- полное страдательное причастие в форме прош. вр., ед. ч, И.п. ж.р. от затянуть - затянутая
- полное страдательное причастие в форме прош. вр., мн.ч, Р.п. от почерпнуть - почерпнутых
- деепричастие несов. вида от глагола замечать - замечая
- полное действительное причастие в форме прош.вр., мн.ч., И.п. от жить - жившие
Если вы все слова записали верно, поставьте себе на полях "+". самопроверка
Задание 2:
- Вспомним о правописании не с разными частями речи.
Слайд 3
Узнать, насколько хорошо вы знаете это правило, нам поможет задание "Найди и объясни лишнее".
- (Не)удача, (не)покорный, (не)чего, (не) знает.
- (не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого.
- никем (не)тронутым, (не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески, (не)убраны.
Работа со вторым абзацем.
Объясните не с разными частями речи и расставьте знаки препинания.
Лошадь Муромского не:бывавшая никогда на охоте испугалась и понесла. Муромский провозгласивший себя отличным наездником дал ей волю и внутренне доволен был случаем избавляющим его от не:приятного собеседника. Но лошадь доскакав до оврага прежде ею не: замеченного вдруг кинулась в сторону и Муромский не:усидел. Упав довольно тяжело на мёрзлую землю лежал он проклиная свою куцую кобылу которая как будто опомнясь тотчас остановилась.
Взаимопроверка. Если все верно, ставим "+".
Какие пунктограммы вам встретились в этом тексте?
Расскажите о расстановке знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах. взаимопроверка
Задание 3
Прочитайте отрывок из текста. Какой орфограммой объединены слова с пропусками? Вспомним правило правописания суффиксов -ова-(-ева-) - -ыва-(-ива-).
Алексей божился ей, что она лучше всевозможных беленьких барышень, и, чтоб успокоить её совсем, начал опис..вать её госпожу смешными чертами:. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку, и Акулина выучилась азбуке удивительно скоро. На следующее утро она захотела попроб:вать и писать; сначала карандаш не слушался её, но через несколько минут она и вырисов..вать буквы стала довольно порядочно:. Акулина видимо привыкала к лучшему складу речей, и ум её приметно развивался и образов..вался.
Теперь попробуем себя оценить. Выпишите в столбик из приведенного ряда слов тот глагол, в котором пишется указанный суффикс:
Слайд 4
-ыва- - высчит_вать, совет_вать, приветств_вать
-ова- - ехидств_вать, допыт вать, рассказ_вать
-ива- - развеш_вать, лик_вать, исслед_вать
-ева- - гарантир_вать, ноч_вать, адрес_вать
-ыва- - команд_вать, отсчит_вать, чувств_вать
Если вы не ошиблись в выборе суффикса (о чем скажет ключевое слово - начальные буквы выписанных глаголов), вы вправе поставить себе "+" на полях. самопроверка
Слайд 5
Высчит_вать
Ехидств_вать
Развеш_вать
Ноч_вать
Отсчит_вать
Задание 4. Вставьте пропущенные окончания глагола. Как определить спряжение глагола.
- А покамест намерен я тебя женить
- Батюшка, я о женитьбе ещё не думаю.
- Ты не думаешь, так я за тебя думал и передумал.
- Воля ваша. Лиза Муромская мне вовсе не нравится.
- После понравится. Стерпится, слюбится.
- Я не чувствую себя способным сделать её счастие.
- Не твоё горе - её счастие. Что? Так-то ты почитаешь волю Родительскую?
Задание. Магический квадрат. Определите спряжение каждого глагола и впишите его цифровое обозначение соответственно в клетку квадрата. (2 человека у доски)
1. Сеять; 2. кланяться; 3. пахать; 4. бороться; 5. таять; 6. колоть; 7. учить; 8. носить; 9. видеть; 10. рубить; 11. стелить; 12. хлопотать; 13. колыхать; 14. взбираться; 15. веять; 16. топить; 17.зависеть; 18. строить; 19. дышать; 20. бросать; 21. полоть; 22. дуть; 23. решать; 24. проверять; 25. сооружать.
Соедините единички, которые заполнили клетки квадрата. Оцените.
!!! Прочитайте полученный текст, запишите автора и название. Если верно, поставьте +
Рефлексия. Подсчитайте количество "+".
Домашнее задание. Закончить текст по данному началу: Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.
(использовать причастные и деепричастные обороты, орфограмму не с разными частями речи)