Цель: познакомить учащихся с дощечками клинописного письма, с египетскими иероглифами, с древними текстами, написанными на папирусе.
Вид урока: урок развития речи.
Методы организации:
- словесные, наглядные;
- иллюстративный, эвристический.
Оборудование:
- иллюстрации;
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
Словарная работа:
- пиктография;
- клинопись.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Для передачи своих мыслей на далекие расстояния люди не всегда пользовались буквами.
Приложение – слайд 2
Задолго до того, как люди додумались до букв, почувствовали необходимость сказать, передать мысли людям, которые находятся далеко.
Ни телеграфа, ни телефона, ни радио, ни телевидения в те времена не было. В распоряжении человека были только конкретные предметы (камень, дерево). Вот посмотрите, что придумал человек.
Он брал сук дерева или ремень и к нему привязывал тоненькие ремешки, шнурки разной длины и разного цвета. Каждая веревка завязывалась различным образом для различных целей.
У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делались целые пояса. Например, на одной из ниток были рядом такие четыре раковины: белая, желтая, красная, черная. Это означало: «Мы вступим с вами в союз, если вы будете платить нам дань. Если же вы не согласны, мы пойдем на вас войной и всех перебьем». Но это же письмо можно было прочесть совсем иначе: «Мы просим мира и готовы дать много золота. Если война будет продолжаться, погибнем».
Приложение – слайд 3
Определенное значение присваивалось и некоторым предметам. Например, у индейцев трубка издавна была знаком мира, натянутый лук - знаком вражды.
В истории известно, как однажды скифы, населявшие в древности Северное Причерноморье, послали своим соседям птицу, мышь, лягушку и несколько стрел. Смысл этого был такой: «Умеете ли летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну».
- Как вы считаете, какой самый древний вид письма?
Приложение – слайд 4
Наиболее древним видом письма, которое возникает еще за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является письмо рисунками, или пиктография (нарисованный - от латинского и греческого «пишу»).
Передавать понятия путем рисунка человек научился гораздо раньше, чем было создано буквенное письмо. Раскопки древних мест поселения человека, особенно пещер, обнаруживают весьма искусные изображения домашней утвари, фигуры людей, животных. Эти рисунки первобытный человек высекал или выцарапывал на камнях, костях, шкурах.
Приложение – слайд 5
При помощи рисунков человек рано научился передавать не только отдельные понятия, но и целые рассказы. Такими рисунками и сейчас пользуются некоторые племена индейцев, австралийцев, негров и других народов. Например, в 1849 году индейцы послали президенту США такое письмо:
Они (индейцы) просят разрешения переселиться с озера Верхнего на соседнее озеро. Просят все семь родов, каждый из которых имеет свой символ. Глаза всех соединены линиями - это значит, что у всех один взгляд на спорный вопрос; сердца всех соединены также одной линией - это значит, что просьбу они направляют единодушно. Глаз предводителя из рода журавля смотрит одновременно по двум линиям: одна к президенту, а другая - к озерам - предмету просьбы.
Приложение – слайд 6
Рисунок, найденный на камне, поставленном на могиле боевого вождя индейцев, может быть расшифрован, например, так.
Опрокинутый олень обозначает животное, которому поклонялся весь род умершего. Семь полос слева указывают на семь военных сражений, в которых умерший участвовал раньше, а девять полос справа - на позднейшие сражения. Три вертикальные черточки значат три раны, полученные вождем. Он прославился как охотник на лосей – об этом свидетельствует рисунок головы лося. Изображение солнца говорит о его славе. Топорик означает последнее сражение, а два месяца - длительность его. Перевернутый олень под двумя месяцами говорит о смерти в последнем сражении.
Письмом рисунками мы пользуемся иногда и сейчас. Так, на вывеске булочной изображен хлеб, баранки; на вывеске оптического магазина - очки; на овощном - овощи и т.д.
Приложение – слайд 7
Как изменялось пиктографическое письмо?
По мере развития жизни людей, развитие языка рисунки приобретали более упрощенный вид, связь рисунка с определенными предметами стала стираться. Упрощенный рисунок превращался в условный знак, письмо стало идеографическим (от греческого «понятие, символ» и «пишу»).
Такие рисунки-знаки стали употребляться для обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке слово «человек» передавалось знаком, напоминающим две ноги, «ворота, дверь» - в виде двух створок, «дождь» передавался так: небосвод и падающие с него капли дождя и т.п.
Почему стало неудобно пользоваться идеографическим письмом? Как его могли изменить?
Количество слов в составе языков возрастало и пользоваться десятками тысяч разных знаков для разных слов становилось трудно. В связи с этим отдельными значками и рисунками начинают обозначать не отдельные слова, а отдельные слоги и даже звуки, как, например, в древнеегипетском языке.
Древнеегипетское письмо называлось ИЕРОГЛИФИЧЕСКИМ (от греческих слов «священный» и «резьба»). Иероглифическое письмо сохранилось на стенах храмов, на гробницах. Иероглифы (значки) наносились на камень. Они были выпуклы и иногда исполнялись в красках.
С развитием культуры меняется материал письма: начинают писать на дереве, на папирусе, применяя кисточку и черные или красные чернила.
Приложение – слайд 8
Как же была раскрыта тайна египетского письма иероглифами?
Тайна египетского письма иероглифами была разгадана ученым Шамполионом Младшим. При раскопках в Египте находят каменную плиту, на которой были высечены иероглифы, означающие имя фараона Птоломея.
Зная, каким значками обозначаются в этом слове П, Т, О, Л, Е, Шамполион попробовал подставить эти значки под другими египетскими иероглифами, высеченными на том же камне, и прочел слово - Клеопатра. Но, как оказалось, таким путем писались в Египте лишь имена. Для обозначения же других слов имелись иероглифы отдельных слогов и даже слов. Эта египетская грамота очень напоминает наши современные ребусы.
Приложение – слайд 9
А еще существует письмо КЛИНОПИСЬ (историю возникновения клинописи рассказывает подготовленный ученик).
(Клинопись возникает за 3000-2700 лет до н.э. Наибольшей известностью пользуется месопотамская клинопись, которой пользовался живущий там в то время народ - шумеры. Записи первоначально наносились на камень, кости, дерево. В дальнейшем для написания стали использовать глиняные плитки; знаки наносились при помощи заостренной палочки, острие которой оставляло на глине след в виде клина (откуда письмо и получило название- клинопись). Глина с нанесенными на нее знаками обжигалась на огне, получала твердость, благодаря которой глиняные плитки можно было сохранить. Таких плиток в музеях сейчас находятся тысячи.
Клинописное письмо шумеров имело несколько сот знаков, так как знак обозначал целое число. В шумерском языке было много, поэтому стало развиваться слоговое письмо, где для обозначения многосложного слова использовалось множество знаков.
Клинописным письмом шумеров воспользовались вавилоняне, от них - древние персы, в письме которых уже имелось 36 знаков для обозначения отдельных звуков и сочетания звуков, знак для разделения слов. И таким образом делается шаг к буквенному письму.
Практическая часть. Класс делится на 3 группы. Каждая получает определенное задание.
Приложение – слайд 10
Задание: написано пять слов - пять названий хищных зверей. Рассмотрите эти буквы с разных сторон и под разными углами. Угадайте, на каком языке написаны эти слова.
Ответ: на русском языке - лев, тигр, ягуар, лисица, медведь.
Приложение – слайд 11
Задание: «Занятные иероглифы»
Подсказка: головоломку расшифруйте при помощи ключа, нарисованного снизу. Посмотрите внимательно на ключ, сравните линию в бородке ключа с подобиями букв на рисунке и вы увидите, что в этих буквах не хватает некоторых линий. Добавив эти линии, не достающие в каждой букве, вы прочитаете фразу.
Ответ: песня не гость, а товарищ.
Приложение – слайд 12
Задание: найдите способ прочитать по этим непонятным буквам загадку и разгадайте ее.
Ответ: черные, кривые, от рожденья немые, станут в ряд, сразу заговорят.
Задание: на каком языке и что здесь написано?
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Ответ: Любите наш могучий язык.
Приложение – слайд 13
Задание: найдите способ прочитать написанное.
Ответ: Книга- источник знаний - написано с зеркальным отражением.
Приложение – слайд 14
Задание: фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы.
Ответ: учиться – всегда пригодится.
Вывод по уроку.