Цели:
- образовательная
тип урока – урок закрепления (урок совершенствования ЗУН);
вид урока – урок самостоятельных работ;
дидактическая основа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
методы обучения – по источникам знаний – практические; по дидактическим целям – закрепление материала; по уровням познавательной самостоятельности учащихся – исследовательский;
формы обучения – групповые (микрогруппы);
средства и приемы обучения – учитель, учебники, дидактический материал (карточки, памятки, алгоритмы…), воображение ученика, наглядность;
психологическая цель урока – учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; учет психологических и возрастных особенностей каждого ученика; учет индивидуальных (мотивационных) особенностей ребенка, его тип памяти (приложение № 1).
ХОД УРОКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
I. Стадия вызова |
II. Стадия осмысления |
III. Стадия рефлексии |
Игра «Исправь ошибку» |
Стратегия «Зигзаг» |
Выполнение проверочной работы. |
Учитель. У нас сегодня урок – взаимообучение. Вы будете работать в 4-х группах. Каждая группа получает своё задание. Чтобы составить полный ответ по теме урока, вы будете работать по таким темам:
- Можно ли уяснить тему «Правописание приставок на – з (-с)» без знания правила «Правописание гласных и согласных в приставках».
- Чтобы правильно подобрать приставку на – з (-с), следует чётко отделять звонкие согласные от глухих.
- Чтобы знать, перед звонкими или глухими согласными пишется з- (с-), нужно уметь выделить корень.
- Некоторые трудности в выборе буквы з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня).
I. Стадия вызова
Найдите и справьте ошибки в предложенных вам заданиях.
I группа. Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки Он записал следующие: улететь, списать, нарисовать, заехать, забавлять, ударить, выход, разлив. В каких случаях он допустил ошибку и почему?
II группа. Найдите лишнее слово.
б-п | в-ф | г-к | д-т |
суп | лев | круг | город |
серп | плов | плуг | отряд |
клуб | сев | друг | букет |
тулуп | шеф | волк | сад |
III группа. Найдите лишнее слово в каждой группе. Объясните.
1.горевать | 2. вода | 3. пахать | 4. столик |
сгореть | водитель | пахучий | столетие |
гореть | водный | пахнет | столовая |
обгореть | водянка | запах | застольная |
IV группа. Исправьте ошибки.
Ученику предложили подобрать к словам другие:
1) с противоположным значением (антонимы) с приставкой на – з (-с).
Вот что у него получилось: грамотный - безграмотный; платный - бесплатный; шумный - бесшумный; сильный - бессильный; там – здесь; разжать - cжать .
На доске плакат:
Работая в группе, вы свободно обмениваетесь мнениями.
Вы имеете право на ошибку.
Критика запрещается.
Вы уважаете мнение каждого участника.
II. Стадия осмысления. Стратегия « Зигзаг»
ЭТАП I.
Подбор групп из упорядоченного списка с учётом итегративного протокола (приложение 1).
Парты расставлены попарно; соединены 2, получается парта для 4-х человек, расставлены параллельно доске:
Роли в группах распределены следующим образом:1) лидер, 2) инициатор идей, 3) корректор, 4) репортёр.
Каждая группа получает своё учебное задание, которое состоит из 4-х частей.
Материал к темам подобран таким образом, чтобы повторяя и систематизируя изученное ранее, ученики не испытывали трудностей в практическом применении правила «Буквы з и с на концах приставок».
Группы работают. Учитель наблюдает и консультирует.
Учебное задание №1. Выполните данное задание, обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.
Часть 1.
Чтобы научиться писать правильно з и с на конце приставок, следует чётко уяснить, как пишутся приставки не на з и с.
Упражнение 1. Образуйте глаголы при помощи указанных в скобках приставок. Образец: пустить – впустить.
Писать ( пере-; над-; под-; в-; о-; за-); тащить (с-; про-; от-; до-; в-; пере-); чувствовать (пред-; про-; со-; по-;).
Часть 2.
Нужно запомнить, что в русском языке нет приставки з -.
Упражнение. З или С?
Образец: бить - сбить.
Сбор, сбегать, сгибать, сберечь, сговориться, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдался, сдержанно, сжать, сжечь, сшить, сбить, сшибать, сзади.
( Первая буква во всех словах пропущена: …бор, …бегать, … гибать и.т. д)
Часть 3.
Повторив правописание приставок не на з - (с -), дети подходят вплотную к работе с приставками на з - (с-).
Упражнение. Запишите в 2 графы:
Приставки на | Другие случаи |
з - (с-) | |
Образец: беспокойный | сзади |
Ра…глядеть, ра…певать, и…менить, бе…грамотный, пре…юбилейный, пре…праздничный, пре…верие, …делать.
Часть 4.
Проверочная работа по теме « Буквы з и с на концах приставок».
Вставить пропущенные буквы:
бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звёздный, бе…сильный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ
Первые 3 части задания выполняют разные ученики. Третье упражнение выполняет лидер вместе с самым слабым учеником в группе. Последнее 4 задание дается как проверочная работа по теме, т.к. это второй урок по теме. Проверочную работу выполняет каждый ученик группы и класса самостоятельно после того, как дети закончили работу в группах, групповой отчетности и стадии рефлексии. Контроль производится в форме самопроверки по ключу (образцу правильного выполнения).
Учебное задание № 2.
Часть 1.
Составьте таблицу-подсказку: «Пары звонких и глухих согласных».
звонкие ------------------глухие
Образец:
[б]------------------------------------------[п]
[в]------------------------------------------[ф]
[г]------------------------------------------[к]
[д]------------------------------------------[т]
[з]------------------------------------------[с]
[ж]-----------------------------------------[ш]
Упражнение 1. Составьте парами односложные слова с первым звуком каждой пары.
Образец: бок – пол; вол – флаг ит.д.
Часть 2.
Нахождение пар по звонкости-глухости.
Упражнение 2. Прочитайте пары слов; произнесите звуки, благодаря которым различаются значения этих слов в каждой паре. Укажите парные звонкие и глухие звуки, встретившиеся в словах.
Образец: [г]олос - [к]олос;
гора – кора, жить – шить, жар – шар, зуб – суп, дом – том, бочка – почка, дуб – ду[п], просьба – про[з ,]ба.
Часть 3.
Упражнение 3. Отметить в словах корни, обозначить сверху с глухого или звонкого звука начинается корень слова:
Образец: подчеркивать [ч] – глух.;
обходить, приготовь, вкатить, обтесать, наделить, обработать, подрубить, подсказать.
Часть 4.
Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».
Вставить пропущенные буквы: бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ.
Таблицу составляет самый слабый ученик, остальные 3 упражнения определяются учителем по степени сложности и соответственно поручаются ученикам.
Последняя 4 часть выполняется аналогично 1 группе каждым учеником класса самостоятельно как итоговая работа по теме (т.к. 2-ой урок).
Учебное задание № 3.
Часть 1.
Упражнение 1. Рассмотрите внимательно карточки (сначала первую группу, затем вторую). Какое предложение в них зашифровано? Запишите прочитанное вами высказывание К.Г.Паустовского.
Часть 2.
Упражнение 2. Подберите к словам, записанным ниже, как можно больше однокоренных слов, запишите рядами, обозначив корень:
утро –
лист –
Часть 3.
Упражнение 3. Выделите корни в словах:
Образец: разглядеть, распевать, изменчивый, истекший, безграмотный, беспечный, возрадоваться, восходить.
Часть 4.
Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».
Вставить пропущенные буквы:
бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …давить, …делать, с…орудить, …дание.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ
Часть 1, упражнение 1- задание выполняют все 4 ученика группы. Упражнение 2 выполняет лидер вместе со слабым учеником, упражнение 3 –двое оставшихся, работа в парах.
Учебное занятие № 4.
Некоторые трудности в выборе букв з и с на конце приставок (слова, включающие з- в состав корня, удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Часть 1.
Упражнение 1. Выделить приставки в словах, написав их правильно (з или с?):
…гибать, …беречь, …делать, …десь, …дание, …говориться, …доровье, …жать, …дравствуй.
Часть 2.
Упражнение 2. По кратким определениям запишите одним словом понятие. Это слово должно содержать двойные согласные:
- группа учеников одного года обучения (одноклассник)
- исполнительность, точность, тщательность (аккуратность)
- безрельсовый трамвай (троллейбус)
- избирательный листок (бюллетень)
- один из видов спортивной игры в мяч (теннис)
- рисунки в книге, журнале (иллюстрации).
Часть 3.
Упражнение 3. Вставь пропущенную букву, объясни, удвоенные согласные.
Образец: беззаветный, бе…заботный, бе…системный, бе…содержательный, бе…сердечный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…совестный, бе…срочный, бе…звучный.
Часть 4.
Проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».
Вставить пропущенные буквы:
Бе…шумный, бе…звучный, бе…покойный, бе…грамотный, бе…славный, бе…полезный, бе…жалостный, бе…домный, бе…звездный, бе…вкусный, бе…конечный, бе…сердечный, …делать, …давить, с…орудить, …дание.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ РАБОТА НАД ЗАДАНИЕМ
Часть 2, упражнение 2 выполняется коллективно, часть 1, упражнение 1 и часть 3, упражнение 3 выполняют в парах: 1. сильный – 2. слабее.
ЭТАП 2.
Лидеры групп (эксперты) приглашаются в экспертную группу (учитель). Учитель раздает каждой группе алгоритм проверки буквы –з (-с) на конце приставок.
Алгоритм проверки правильности выбора букв –з (-с) на конце приставок.
- Выделите в слове корень.
- Обратите внимание, на какой согласный звук начинается корень.
- Если корень начинается со звонкого согласного ([б], [в], [г], [д], [з], [ж]), тогда на конце приставки следует писать тоже звонкий [з].
- Если корень начинается с глухого согласного звука ([п], [ф], [к], [т], [с], [ш]), тогда на конце приставки следует писать тоже глухой звук [с].
- Запишите слово правильно, постарайтесь запомнить это написание.
Образец заполнения алгоритма.
Беззвучный – корень слова –звуч – (чередование в корне к//ч) начинается со звонкого согласного звука [з], на конце приставки следует писать тоже звонкий звук [з]: возрадоваться, восходить.
Каждый лидер получает правильные ответы к заданиям, полученным в начале урока.
ЭТАП 3.
Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполненные задания.
ЭТАП 4.
Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала, в презентации звучат также ответы на вопросы, заданные в начале урока:
1группа: ошибки ученик допустил в словах: забавлять, ударить, в этих словах нет приставок.
2 группа: лишние слова: б-п – клуб (оглушенные); в-ф – шеф (нет оглушения); г-к – волк (нет оглушения); д-т – букет (нет оглушения).
3 группа: лишние слова: 1- горевать; 2 – водитель; 3 – пахать; 4 – столетие (все слова лишние в своей группе: имеют иное лексическое значение).
4 группа: сильный – бессильный (пропуск одной с на стыке приставки и корня); там – здесь (запомнить); разжать – сжать (нет приставки з-).
III. Стадия рефлексии.
Применение алгоритма правописания приставок на –з(-с) на практике.
Выполнение на карточках задания: Часть 4, проверочная работа по теме «Буквы з и с на конце приставок».
Контроль-самопроверка по ключу (у каждого ученика карточка часть 4, ключ раздается после выполнения работы. Карточки сдаются позже, учитель перепроверяет, отметка выставляется в журнал.
Учитель оценивает работу каждой группы, поощряя и подбадривая, отмечая достижения. Даются советы, как работать в дальнейшем, чтобы работа в группе стала более слаженной.
Контроль знаний по теме выявил следующие результаты: писали работу 16 человек, из них:
«5» - 5
«4» - 7
«3» - 4
«2» - 0
Успеваемость – 100%
Качество – 75%
Вывод: материал по теме усвоен учащимися на высоком уровне.