Урок русского языка с элементами интеграции (психология) по теме "Интервью"

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с информационным жанром интервью, научить использовать жанр интервью при коммуникативном общении и на письме.

Задачи:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения-интервью: научить учащихся составлять вопросы к интервью;
  • познакомить  с этапами работы над интервью;
  • освоить правила поведения журналиста во время интервью.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; сюжет из детского юмористического журнала «Ералаш»; видеозаписи «Отрывок из передачи о школе» и «Интервью с футбольной командой 7А»; презентации «Трудные собеседники» и  «Варианты вступлений к интервью»; интервью с Алиной Петровой «Круто я попал на «Ягры-телик»»; подшивка школьной  газеты «Большая перемена»; лист-помощник; памятка «Правила активного слушателя».

ХОД УРОКА

I. Постановка цели и задач урока

Слово учителя. Мы сегодня с вами присутствуем на открытом заседании редакции школьной газеты «Большая перемена». И вести наше заседание буду я, Драчева Ольга Викторовна, руководитель редакции, а помогать мне будут редактор газеты Кальницкая Алена и психолог Магдеева Анна Альфредовна.
Итак, уважаемые журналисты, на повестке дня очень интересная тема «Интервью», а  главные вопросы, на которые мы дадим ответы:
– Каковы этапы интервью? Какие приемы, журналистские «уловки» мы можем использовать при написании интервью?

II. Объяснение нового материала

1. Задание для учащихся

– Давайте разберемся со значениями слов значения слов ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРВЬЮЕР, ИНТЕРЬЮИРУЕМЫЙ, ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ. Совместите слова с их лексическими значениями.

Работа с листом-помощником, задание 1. (См. Приложение 1)

– Поставьте пропущенный знак препинания. Почему именно тире вы поставили?

2. Интервью с редактором газеты

Итак, уважаемые журналисты, может быть, кто-то из вас уже брал интервью? Или выступал в роли интервьюируемого? Что показалось вам самым сложным?
Как же мы будем работать?

ОВ: Алена, может быть, вы мне поможете? Разрешите взять у вас интервью? В последнем номере школьной газеты «Большая перемена» есть взятое вами интервью «Я + ТЫ = Катя + Дима». Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.

А: Работа над интервью включает в себя 3 этапа: подготовка, беседа и написание материала.  Названия этапов записаны у вас, ребята, на листе-помощнике под цифрой 2.

ОВ: Расскажите, пожалуйста, о том, как вы работаете на первом этапе-подготовке.

А: Я продумываю тему интервью, выбираю собеседника, собираю о нем информацию, составляю вопросы, продумываю их последовательность и определяю способ записи ответов.

ОВ: Алена, а какой из этапов подготовки является для вас самым сложным?

А: Составление вопросов.

ОВ: Почему?

А: Вопросы должны быть интересными. Они должны быть последовательными.

3. Задание для учащихся

Давайте «потренируемся» в составлении вопросов? (Показ эпизода фильма «Дай закурить» из киножурнала «Ералаш». См. Приложение 2). Придумайте вопросы к режиссеру или актерам фильма и запишите их под цифрой 3 на листе-помощнике.(Заслушать несколько вопросов).
Этот фильм называется «Дай закурить», но показали мы его вам не для того, чтобы вы курили, а наоборот, чтобы помнили: курить – это вредно.

4. Вопрос психолога и ответы учащихся

– Как вы думаете, почему составление вопросов является трудным?

Вывод психолога: чаще всего мы разговариваем с незнакомым человеком; не знаем, как он отнесётся к вопросам, которые мы задаём; не можем предугадать настроение собеседника.

5. ОВ: Алена, разрешите снова обратиться к вам с вопросом? Как вы себя ведете во время беседы?

А: Веду себя в зависимости от обстоятельств, продумываю свой внешний вид. Но всегда помню о том, что должна показать собеседнику, что мне интересна  тема, о которой мы говорим. Не забываю поблагодарить интервьюируемого.

6. Вопросы  психолога и ответы учащихся

– А почему важно продумывать заранее свой внешний вид?
– Как нужно вести себя во время интервью? Почему это так важно?
– Вспомним о правилах активного слушания (см. памятку, Приложение 3).
– С какими собеседниками мы можем столкнуться, какие трудности могут возникнуть? (См. Приложение 4. Презентация «Трудные собеседники»).
– А что делать, если человек затрудняется ответить на ваши вопросы? Что может быть причиной этих затруднений? (Человек не готов к беседе, растерян. У него просто может быть плохое настроение).
– Для того чтобы человек захотел ответить на поставленные вопросы, необходимо быть искренне заинтересованным в собеседнике, проявлять к нему уважение и при этом не льстить: «Вы так великолепны! Вы такая знаменитая! Я так боюсь брать у вас интервью».
– Почему лесть опасна? (Лесть опасна тем, что мы принижаем себя в глазах собеседника и перестаём быть ему интересным.)

7. Интервью с редактором газеты

ОВ: Алена, что необходимо знать, приступая к третьему этапу работы – написанию материала?

А: Необходимо знать структуру интервью.

ОВ: Обратите внимание на  лист-помощник. План интервью написан под цифрой 4.
И самое сложное это всегда начало – введение или лид, как говорят журналисты. Посмотрите презентацию (см. Приложение 5), в которой ваши одноклассницы рассказали о вступлениях к интервью. Примеры они нашли в нашей газете «Большая перемена». (Примеры записаны и на вашем листе-помощнике под №5).

Задание для учащихся. Ответить на вопрос из презентации. Словарная работа со словом «АНОНС».

8. Показ отрывка из передачи о школе (см. Приложение 6)

На экране вы только что видели нашу звездочку, ученицу 9в Алину, ведущую программы о нашей школе на «Ягры-телик». А интервью с Алиной мы читали вчера на уроке(см. Приложение 7)
– Обратите внимание на заглавие. Удачно ли оно подобрано журналистом? (Отражает основную мысль интервью: здорово быть журналистом).
– Укажите композиционные части интервью.
– Соблюдается ли последовательность вопросов и ответов? (Все стройно, последовательно. Так и в интервью, которое вы будете писать, должна быть цепочка взаимосвязанных вопросов и ответов, а не случайный набор).
– Как оформляется  интервью? (В форме диалога).
– Вспомните правила оформления диалога. Допишите предложение на листе-помощнике под цифрой 4.

9. Просмотр интервью с учениками 7А (см. Приложение 8)

Задание для учащихся:Запишите несколько вопросов и ответов  из интервью  по памяти на листе-помощнике, задание 6..

10. Работа психолога

Анализ поведения интервьюера и интервьюируемого.

III. Дифференцированное домашнее задание

Планирование специального выпуска школьной газеты «Большая перемена». (См. Приложение 1. Задание 7)

Темы (идеи) материалов

Жанр

Рубрика

Оформление

Ответственный

Дата сдачи
материала

Рассказ о жизни в школе.
Встречи с интересными людьми.
Интервью «Школьные новости»,
«Городские новости»
Фотография или рисунок. Вписывается фамилия учащегося 22. 03. 08.
Переделать заметку из газеты «Большая перемена» в интервью. Интервью «Школьные новости»,
«Городские новости»
Фотография или рисунок.   22. 03. 08.

– Дома можно выполнить задание № 1 или № 2.
– Если вы решили выполнить задание № 2, возьмите заметки из газеты «Большая перемена» у руководителя газеты Драчевой О.В. (кабинет 6).
– Во время работы обратитесь к памятке «Как работать над сочинением в жанре интервью» в учебнике «Русская речь» (страница 150).

Список литературы:

  • Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж // РЯШ – 1995. – № 5. – С.23.
  • Никитина Е.Н. Русская речь: Развитие речи.7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2003.
  • Попова Г. Круто, ты попал на «Ягры-телик»// Большая перемена. – 2007. – № 2 [55]. – С.5.

Примечание: Из-за размеров, превышающих допустимые, на Приложение 2 и Приложение 8 ссылки не даются. За этими материалами обращайтесь к автору статьи