Цель: познакомить учащихся с информационным жанром интервью, научить использовать жанр интервью при коммуникативном общении и на письме.
Задачи:
- подготовить учащихся к написанию сочинения-интервью: научить учащихся составлять вопросы к интервью;
- познакомить с этапами работы над интервью;
- освоить правила поведения журналиста во время интервью.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; сюжет из детского юмористического журнала «Ералаш»; видеозаписи «Отрывок из передачи о школе» и «Интервью с футбольной командой 7А»; презентации «Трудные собеседники» и «Варианты вступлений к интервью»; интервью с Алиной Петровой «Круто я попал на «Ягры-телик»»; подшивка школьной газеты «Большая перемена»; лист-помощник; памятка «Правила активного слушателя».
ХОД УРОКА
I. Постановка цели и задач урока
Слово учителя. Мы сегодня с вами
присутствуем на открытом заседании редакции
школьной газеты «Большая перемена». И вести наше
заседание буду я, Драчева Ольга Викторовна,
руководитель редакции, а помогать мне будут
редактор газеты Кальницкая Алена и психолог
Магдеева Анна Альфредовна.
Итак, уважаемые журналисты, на повестке дня очень
интересная тема «Интервью», а главные
вопросы, на которые мы дадим ответы:
– Каковы этапы интервью? Какие приемы,
журналистские «уловки» мы можем использовать
при написании интервью?
II. Объяснение нового материала
1. Задание для учащихся
– Давайте разберемся со значениями слов значения слов ИНТЕРВЬЮ, ИНТЕРВЬЮЕР, ИНТЕРЬЮИРУЕМЫЙ, ИНТЕРВЬЮИРУЕМЫЙ. Совместите слова с их лексическими значениями.
Работа с листом-помощником, задание 1. (См. Приложение 1)
– Поставьте пропущенный знак препинания. Почему именно тире вы поставили?
2. Интервью с редактором газеты
– Итак, уважаемые журналисты, может
быть, кто-то из вас уже брал интервью? Или
выступал в роли интервьюируемого? Что показалось
вам самым сложным?
Как же мы будем работать?
ОВ: Алена, может быть, вы мне поможете? Разрешите взять у вас интервью? В последнем номере школьной газеты «Большая перемена» есть взятое вами интервью «Я + ТЫ = Катя + Дима». Расскажите, пожалуйста, о вашей работе.
А: Работа над интервью включает в себя 3 этапа: подготовка, беседа и написание материала. Названия этапов записаны у вас, ребята, на листе-помощнике под цифрой 2.
ОВ: Расскажите, пожалуйста, о том, как вы работаете на первом этапе-подготовке.
А: Я продумываю тему интервью, выбираю собеседника, собираю о нем информацию, составляю вопросы, продумываю их последовательность и определяю способ записи ответов.
ОВ: Алена, а какой из этапов подготовки является для вас самым сложным?
А: Составление вопросов.
ОВ: Почему?
А: Вопросы должны быть интересными. Они должны быть последовательными.
3. Задание для учащихся
Давайте «потренируемся» в составлении
вопросов? (Показ эпизода фильма «Дай закурить»
из киножурнала «Ералаш». См. Приложение 2).
Придумайте вопросы к режиссеру или актерам
фильма и запишите их под цифрой 3 на
листе-помощнике.(Заслушать несколько вопросов).
Этот фильм называется «Дай закурить», но
показали мы его вам не для того, чтобы вы курили, а
наоборот, чтобы помнили: курить – это вредно.
4. Вопрос психолога и ответы учащихся
– Как вы думаете, почему составление вопросов является трудным?
Вывод психолога: чаще всего мы разговариваем с незнакомым человеком; не знаем, как он отнесётся к вопросам, которые мы задаём; не можем предугадать настроение собеседника.
5. ОВ: Алена, разрешите снова обратиться к вам с вопросом? Как вы себя ведете во время беседы?
А: Веду себя в зависимости от обстоятельств, продумываю свой внешний вид. Но всегда помню о том, что должна показать собеседнику, что мне интересна тема, о которой мы говорим. Не забываю поблагодарить интервьюируемого.
6. Вопросы психолога и ответы учащихся
– А почему важно продумывать заранее свой
внешний вид?
– Как нужно вести себя во время интервью? Почему
это так важно?
– Вспомним о правилах активного слушания (см.
памятку, Приложение 3).
– С какими собеседниками мы можем столкнуться,
какие трудности могут возникнуть? (См. Приложение 4. Презентация
«Трудные собеседники»).
– А что делать, если человек затрудняется
ответить на ваши вопросы? Что может быть причиной
этих затруднений? (Человек не готов к беседе,
растерян. У него просто может быть плохое
настроение).
– Для того чтобы человек захотел ответить на
поставленные вопросы, необходимо быть искренне
заинтересованным в собеседнике, проявлять к нему
уважение и при этом не льстить: «Вы так
великолепны! Вы такая знаменитая! Я так боюсь
брать у вас интервью».
– Почему лесть опасна? (Лесть опасна тем, что мы
принижаем себя в глазах собеседника и перестаём
быть ему интересным.)
7. Интервью с редактором газеты
ОВ: Алена, что необходимо знать, приступая к третьему этапу работы – написанию материала?
А: Необходимо знать структуру интервью.
ОВ: Обратите внимание на
лист-помощник. План интервью написан под
цифрой 4.
И самое сложное это всегда начало – введение или лид,
как говорят журналисты. Посмотрите презентацию (см.
Приложение 5), в
которой ваши одноклассницы рассказали о
вступлениях к интервью. Примеры они нашли в нашей
газете «Большая перемена». (Примеры записаны и на
вашем листе-помощнике под №5).
Задание для учащихся. Ответить на вопрос из презентации. Словарная работа со словом «АНОНС».
8. Показ отрывка из передачи о школе (см. Приложение 6)
На экране вы только что видели нашу звездочку,
ученицу 9в Алину, ведущую программы о нашей школе
на «Ягры-телик». А интервью с Алиной мы читали
вчера на уроке(см. Приложение 7)
– Обратите внимание на заглавие. Удачно ли оно
подобрано журналистом? (Отражает основную
мысль интервью: здорово быть журналистом).
– Укажите композиционные части интервью.
– Соблюдается ли последовательность вопросов и
ответов? (Все стройно, последовательно. Так и в
интервью, которое вы будете писать, должна быть
цепочка взаимосвязанных вопросов и ответов, а не
случайный набор).
– Как оформляется интервью? (В форме
диалога).
– Вспомните правила оформления диалога.
Допишите предложение на листе-помощнике под
цифрой 4.
9. Просмотр интервью с учениками 7А (см. Приложение 8)
Задание для учащихся:Запишите несколько вопросов и ответов из интервью по памяти на листе-помощнике, задание 6..
10. Работа психолога
Анализ поведения интервьюера и интервьюируемого.
III. Дифференцированное домашнее задание
Планирование специального выпуска школьной газеты «Большая перемена». (См. Приложение 1. Задание 7)
Темы (идеи) материалов |
Жанр |
Рубрика |
Оформление |
Ответственный |
Дата сдачи |
Рассказ о жизни в школе. Встречи с интересными людьми. |
Интервью | «Школьные новости», «Городские новости» |
Фотография или рисунок. | Вписывается фамилия учащегося | 22. 03. 08. |
Переделать заметку из газеты «Большая перемена» в интервью. | Интервью | «Школьные новости», «Городские новости» |
Фотография или рисунок. | 22. 03. 08. |
– Дома можно выполнить задание № 1 или № 2.
– Если вы решили выполнить задание № 2, возьмите
заметки из газеты «Большая перемена» у
руководителя газеты Драчевой О.В. (кабинет 6).
– Во время работы обратитесь к памятке «Как
работать над сочинением в жанре интервью» в
учебнике «Русская речь» (страница 150).
Список литературы:
- Котельникова С.А. Сочинения нетрадиционных жанров: интервью и репортаж // РЯШ – 1995. – № 5. – С.23.
- Никитина Е.Н. Русская речь: Развитие речи.7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2003.
- Попова Г. Круто, ты попал на «Ягры-телик»// Большая перемена. – 2007. – № 2 [55]. – С.5.
Примечание: Из-за размеров, превышающих допустимые, на Приложение 2 и Приложение 8 ссылки не даются. За этими материалами обращайтесь к автору статьи