Цели урока:
- Обобщить сведения об основных видах придаточных предложений, о способах их определения, о соотношении видов придаточных с членами предложения.
- Повторить ряд признаков, по которым можно определить вид придаточного (значение, вопрос, союз или союзное слово, синтаксическая роль указательного слова).
- Работать над характеристикой сложноподчиненного предложения.
- Воспитывать целеустремленность, чувство товарищества.
- Продолжить работу над формированием устной монологической речи.
Ход урока
Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Я думаю, все вы любите путешествовать, поэтому приглашаю совершить интересную поездку на Лингвистическом поезде. Сегодня вы не будете, как обычно, сидеть за партами, писать в тетрадях. Сегодня вы не ученики, а железнодорожники! Это логично, потому что наша школа железнодорожная. И маршрут наш тоже будет удивительным: мы отправимся в интересную, полную загадок и вопросов страну под названием “Придаточная”.
Заранее мы сформировали 2 бригады: “Экспресс” и “Локомотив”. Представляю вам машинистов и их помощников.
Чтобы в пути не было скучно, предлагаю устроить соревнование. Столкновение составов в пути исключено, так как они будут двигаться по параллельным веткам.
Пусть девизом нашим станут такие слова:
Вот она, моя железка:
Рельсы, шпалы, провода...
Вот она, моя железка,
Вот она, моя судьба!
- Занимайте места в вагонах! Перед отправлением проверим ваше орфографическое здоровье. Первым от перрона отойдёт тот состав, члены которого орфографически более подготовлены к поездке.
Друг за другом мчатся поезда по железной дороге, и наша орфографическая разминка будет проходить так: машинист записывает слово, которое я называю, передаёт мел следующему члену бригады, а тот, записав очередное слово, может исправить написанное до него, если считает нужным, и т. д. Последним работает помощник машиниста, который может отредактировать все написанное его коллегами.
Слова для разминки:
Шлагбаум, плацкарта, магистраль, транзитный, семафор, узкоколейка, диспетчер, станционный, привокзальный.
- Крепкое орфографическое здоровье — это замечательно, но железнодорожник должен быть настоящим профессионалом, должен быть отлично теоретически подготовлен, потому что на нём лежит огромная ответственность: благополучно доставить ценные грузы, сохранить жизни людей. Проверим профессиональные качества, проведя своеобразную аттестацию под названием “Кросс-вопрос”. Председатель аттестационной комиссии карточкой-семафором будет определять правильность ответа.
Вопросы для “Экспресса”:
- из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
- по схеме, спроецированной на доску, определить вид подчинения;
- назвать средства связи простых предложений в составе сложноподчинённого;
- чем отличается союз от союзного слова?
Вопросы для “Локомотива”:
- назвать виды придаточных;
- как определить вид придаточного?
- по схеме, спроецированной на доску, определить вид подчинения;
- назвать основное пунктуационное правило в сложноподчиненном предложении.
Аттестацию прошли успешно - отправление составов разрешается! (Звучит запись перестука колёс).
- Мы замедляем движение и останавливаемся на маленькой станции. Прямо напротив - здание с вывеской “Бюро находок”. Наверное, придаточные предложения могли что-то потерять. Давайте поможем найти хозяина утерянным “вещам”!
- вопрос “чему?”
- место после главного;
- союз “если”;
- вопрос “какой?”;
- значение меры и степени;
- вопрос “как?”;
- союз “так что”;
- значение уступки.
- Экстренное торможение! Видимо, что-то случилось. Что за вывеска “ЛОВД”? Это Линейный отдел внутренних дел, он имеет дело с нарушителями порядка. Может быть, потребуется наша помощь?
А вот и телефонограмма: “Разыскивается особо трудные придаточные определительные и обстоятельственные. Всем, кто знает их приметы, срочно сообщить в “ЛОВД”.
Давайте поможем! Бригада “Локомотива” составят приметы определительных придаточных, а бригада “Экспресса” - обстоятельственных.
- Следующее задание: в тексте необходимо найти предложение с обстоятельственными и определительными видами придаточных предложений, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор одного предложения.
Правила для пассажиров, желающих совершить поездку в железнодорожном
транспорте.
Если вы едете один (или одна) в течение всей поездки не оставляйте ценных вещей
без присмотра. Не доверяйте случайным попутчикам которые могут оказаться
грабителями или мошенниками. Не стоит рассказывать соседям по купе о своих
доходах перевозимых ценностях так как это может спровоцировать ограбление. Перед
сном обязательно заблокируйте дверь купе. По возможности старайтесь не покупать
билет в плацкартный вагон где вы будете гораздо уязвимее.
- Может быть, кто-то мечтает стать диспетчером на железной дороге? Приглашаю по одному человеку от бригады!
Придаточные обстоятельственные могут иметь разные значения. Какие? (Условия, времени, следствия, уступки, сравнения, цели, причины, образа действия, места). Что помогает верно определить значение обстоятельственного придаточного? (Вопрос).
У вас в руках карточки-семафоры. Я буду высказывать суждение. Если оно будет ошибочным, вы с помощью семафора дадите это понять.
- придаточные образа действия отвечают на вопрос “зачем?”
- придаточные причины отвечают на вопрос “почему?”
- вопрос “как?” говорит о придаточном следствия
- придаточные места отвечают на вопрос “куда”
- “где?” - это вопрос придаточного обстоятельственного места
- “что из этого следует?” - - это вопрос придаточного обстоятельственного условия
- союз “если” - многозначный
- на вопрос “с каких пор?” отвечает придаточное сравнительное.
- Снова остановка! Идём в спортзал. (Физкультминутка).
Делаете то, что я скажу! Чтобы в пути быть бодрее, внимательнее, надо:
- 4 раза поднять руки вверх и хлопнуть ими над головой;
- 5 раз наклониться вперёд и покачать головой;
- 4 раза поднять голову и посмотреть на потолок;
- 6 раз поднять плечи и тихо сесть.
Какое придаточное есть в предложении, которое я использовала, приглашая вас немного взбодриться? (Обстоятельственное цели)
- Наш состав прибыл на станцию “Поэтическая”. Задание, которое вы должны выполнить здесь, несложное: нужно собрать рассыпавшиеся строчки из стихотворения русского поэта, назвать стихотворение и фамилию поэта.
Думаю думу свою
Всюду родимую Русь узнаю
Быстро лечу я по рельсам чугунным
Всё хорошо под сиянием лунным.
(Н.А. Некрасов, “Железная дорога”)
А вот и таможня, здесь вас подвергнут экспресс-контролю. У каждого из вас есть лист бумаги, на котором написаны числа от 1 до 10, под этими числами вы должны указать вид придаточного в предложениях, которые услышите.
- Вокзалом в 17 веке назывался парк с концертным залом, который находился в пригороде Лондона.
- Один из таких парков был сооружён в Павловске, куда специально приезжали послушать музыкантов из Петербурга.
- Удивительно, как изменился железнодорожный транспорт за свою 160-летнюю историю.
- Наша страна испытывает потребность в железнодорожном транспорте, потому что топливно-сырьевые базы находятся в восточных районах, а перерабатывающая промышленность расположена в европейской части.
- Радует то, что стальные магистрали работают стабильно и бесперебойно.
- Чтобы поступить в железнодорожное учебное заведение, нужно уже сейчас много трудиться, читать специальную литературу.
- Вы сможете получить хорошую специальность, если будете трудолюбивыми, любознательными, целеустремленными, терпеливыми.
- Внимательность – одно из важнейших качеств, которые необходимы диспетчеру-железнодорожнику.
- Я хочу пожелать вам, чтобы ваша мечта исполнилась.
- Вот мы и вернулись туда, откуда сорок минут назад отправились наши составы.
Ключ к “Экспресс-контролю”:
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j |
Опр. | Опр. | Доп. | Обст.прич. | Подлеж. | Обст. цели | Обст. усл. | Опр. | Доп. | Обст. места |
- В пути наш поезд попал под лёгкий фразеологический дождик. Вспомните устойчивые сочетания на тему “Железная дорога” и ответьте на вопросы, используя их:
- Как говорят о человеке, которого стали преследовать неудачи? (Сошёл с рельсов).
- Как говорят, когда дел невпроворот? (Вагон и маленькая тележка).
- Как говорят о человеке, находящемся в безвыходном положении? (Попал в тупик).
- Что значит делать всё в последний момент? (Прыгать в последний вагон).
- Чтобы в порыве раздражения не наломать дров, нужно …(выпустить пар или спустить дело на тормоза).
- Если не сделать всего этого, то можно …(не увидеть свет в конце тоннеля).
- Вот и закончилось наше путешествие, мы снова дома. Но ведь вы не просто путешествовали – вы работали, и вашей “заработной платой” будут оценки.
Вспомним строчки из песни: “Дорога железная, как ниточка тянется, а сердце горячее горячим останется…”. Пусть будет именно так! Пронесите по жизни пыл своей души, не остудите жар юных сердец! Желаю вам быть всегда впереди – быть локомотивом, а не прицепными вагонами, жить интересно, стремительно, как экспресс!
- Домашнее задание: написать небольшое сочинение о своих впечатлениях от нашего путешествия в виде путевого очерка, эссе, письма другу. Обязательное условие: использовать сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, определить виды придаточных.