Цели:
- Проверить усвоение предшествующей темы «-Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
- Сформировать знания, умения и навыки по изучаемой теме.
- Повторить правописание О-Е-Ё после шипящих.
- Воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность в оформлении записей.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание; умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученных знаний.
Оборудование:
- Портрет М.В. Ломоносова.
- Графопроектор.
- Таблицы для воспроизведения.
- Карточки для проверки знаний учащихся.
Эпиграф на доске:
Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В. Ломоносов
I. Организационный момент
- Привествие.
- Проверка готовности к уроку.
- Слово учителя: «Мы продолжаем работу над изучением большой и сложной темы: «Причастие».
II. Проверка домашнего задания
1. Опрос учащихся по индивидуальным карточкам (3 человека за первыми партами).
2. Проверка у доски выполнения дополнительного задания из домашнего упражнения № (синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастия + дополнительное задание – конструирование предложения по данной схеме) (2 человека у доски).
3. Фронтальная проверка усвоения остальными учащимися темы предыдущего урока «-Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» - работа с перфопапками:
Подрезанные деревья
Крашеные стены
Заплетенная коса
Кошенный по росе
Несеяные травы
Выстроенная школа
Упакованные книги
Моченое яблоко
Прочитанная книга
Вязаные варежки
Дополнительное задание: с одним из словосочетаний составить предложение, подчеркнуть члены предложения, указать части речи.
III. Фронтальная беседа
1. Что называется причастием?
2. Какие группы причастий мы знаем?
3. Что такое причастный оборот? Как он выделяется на письме?
IV. Слово учителя
Мы еще далеко не все узнали о причастии. Тема сегодняшнего урока: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Запишите в тетрадях число, «классная работа» и тему урока.
Обратите внимание: на доске записаны слова, принадлежащие М.В. Ломоносову.
- Прочитайте их.
- Как называются слова, цитата, предшествующая книге, разделу, главе? (Эпиграф).
- Запишите эпиграф в тетеради. (Учитель напоминает, как правильно оформляется эпиграф при записи). Позже мы вернемся к нему.
- Прежде чем мы перейдем непосредственно к новой теме, давайте вспомним суффиксы страдательных причастий прошедшего времени (-НН-, -ЕНН-, -ЁНН-, -Т-).
V. Подготовка к восприятию нового материала
- Еще раз внимательно вчитаемся в тему урока.
- В связи с какими частями речи и какими морфемами мы говорили о правописании О-Ё после шипящих? (Правописание О-Ё после шипящих в корне; суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных).
Через графопроектор воспроизводятся вспомогательные таблицы. У доски работает ученик, который записывает под диктовку словосочетания и комментирует орфограммы.
Тихий шепот, ровный шов, солнечным лучом, темной тучей, выпал снежок, зажег свет, сильный ожог, плюшевый медвежонок, ситцевое платье.
- Что мы должны определить, чтобы верно написать гласную после шипящей? (Часть речи и морфему).
VI. Объяснение нового материала
- Каким же правилом мы должны руководствоваться при написании гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий? Каких суффиксов это касается? (-ЕНН-, -ЁНН-). Для этого самостоятельно прочитайте правило на с. , обратите внимание на примечание.
VII. Первичное закрепление
Попробуем применить наши познания и определить, все ли понятно.
1. Выборочное выполнение упр. (с. ) - на доске с отработкой графики.
2. Упр. (с. ) – 5 человек у доски. Задание: выписать по 5 примеров на каждую из орфограмм:
- правописание Е-Ё после шипящих в окончаниях глаголов;
- правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных;
- правописание О-Ё после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных;
- правописание О-Ё после шипящих в корнях слов;
- правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий.
VIII. Выборочный самодиктант
На доске воспроизведены строки М.Ю. Лермонтова:
Стоял недвижим Акбулат смущённый,
Мрачней, чем громом опаленный пень.
Шумела буря. Ветром наклонённый,
Скрипел полуразрушенный плетень;
Да иногда, грозою заглушённый,
Из бедной сакли раздавался вдруг
Беспечной, нежной, вольной песни звук!
- Выпишите из текста причастия с изучаемой орфограммой, выделите ее.
IX. Подведение итогов урока
- А теперь вновь обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова М.В. Ломоносова? Проиллюстрируйте эту мысль на примере стихотворного текста.
- Что нового вы узнали на уроке?
- С какими видами орфограмм работали?
X. Домашнее задание