Подготовка к уроку “В музеях деревянного зодчества”.
Карточка №1
– Демонстрирование иллюстративного материала (Альбом “Деревянное зодчество России”).
– Словарная работа. Толкование лексического значения слова:
- Талант, искусный, искусство, зодчество, архитектура, памятник, архитектурный
- ансамбль, этнографический музей-заповедник
- ремесло
- интерьер
- горница
- часовня
– Составление словосочетаний.
По словарю С. И. Ожегова (в помощь ученику)
(к карточке №1)
Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.
Искусный –
- Умелый, хорошо знающий своё дело;
- Умело, хорошо сделанный.
Искусство –
- Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах;
- Умение, мастерство, знание дела.
Зодчество – то же, что архитектура.
Архитектура –
- Искусство проектирования и строения зданий, сооружений;
- Стиль постройки;
- Здания, сооружения.
Ансамбль – согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое.
Памятник –
- Скульптура или архитектурное сооружение в память кого, чего-нибудь.
- Сохранившийся предмет культурного прошлого.
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Заповедник – заповедное (неприкосновенное, заветное, запретное, хранимое в тайне) место, где оберегаются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Этнография –
- Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
- Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа.
Ремесло –
- Профессиональное занятие - изготовление изделий ручным, кустарным способом;
- Вообще профессия, занятие (разг.)
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство.
Горница –
- Комната (устар.)
- Чистая половина крестьянской избы. (обл.)
Часовня – маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.
Подготовка к уроку “В музеях деревянного зодчества”.
Карточка №2
– Прочитайте текст. Определите тему. Озаглавьте.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя при этом орфографию и пунктуацию.
– Определите разряд прилагательных.
– Выполните разборы:
- наследии5
- деревянная2, безвестных2, воздвигали2
- русской3
– Составьте схему последнего предложения.
– Запишите основную мысль текста, составив сложное предложение.
отн.
отн.
отн.
отн.
Русь деревянная… Но почему же? Каменная,
кирпичная, крупноблочная,
отн.
отн.
железобетонная, стальная! Стекло,
алюминий, пластик!
отн.
отн.
кач.
Наш рассказ о русской народной архитектуре,
о её памятниках, о драгоценном
отн.
наследии минувших веков и о безвестных
крестьянских зодчих, которые воздвигали
кач.
удивительные здания.
кач.
кач.
отн.
В горделивых и величавых храмах, в
избах русский крестьянин выражал
своё представление о прекрасном. “Архитектура
– та же летопись мира: она говорит тогда,
когда уже молчат песни и предания”, –
писал Н. В. Гоголь.
(По А. Ополовникову, Г. Островскому.)
К карточке №2
Выполненное задание:
– Тема: “Русь деревянная”
– Наследие5 – явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений. (Ожегов)
– деревянная, безвестных, воздвигали
– русской (архитектуре) – прилагательное, н.ф. – русский – относительное, в полной форме, в Предложном падеже, единственном числе, женском роде. ;
архитектуре (какой?) русской.
– “П”, - а.
– Основная мысль: “Русь деревянная – это наследие минувших веков, представление русского крестьянина о прекрасном. Это начало нашей родословной”.
Подготовка к уроку “В музеях деревянного зодчества”.
Карточка №3
– Рассмотрите предложенный иллюстративный материал (альбом “Деревянное зодчество России”). Охарактеризуйте произведения русского деревянного зодчества, составляя словосочетания с предложенными (на доске) существительными и прилагательными:
- Заповедник, талант, искусство, красота, чудо, сказка, чувство.
- Деревянный, торжественный, драгоценный, необыкновенный, подлинный, несказанный, таинственный.
– Объясните правописание Н, НН в прилагательных.
– Напишите миниатюру о русском деревянном зодчестве (2-3 предложения), используя полученные словосочетания и иллюстративный материал.
Подготовка к уроку “В музеях деревянного зодчества”.
Карточка №4
I. – Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Рыленкова. О чём рассказывает поэт?
Коль помянуть кого хотим
Мы не добром,
Честим его дела: топорная работа!
Но есть в Кижах собор.
Он срублен топором,
И меркнет перед ним любая позолота.
– Как вы понимаете фразеологизм “топорная работа”?
– Объясните постановку запятой в последнем предложении; выполните его синтаксический разбор; составьте схему.
– Дайте толкование слова “собор”.
– Объясните орфограммы в словах:
позолота, хотим, честим, меркнет
– Подберите однокоренные слова к слову “помянуть”.
II. – Прочитайте предложенный текст.
– Как вы понимаете два последних предложения? Для чего нужны такие музеи?
– Спишите. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Остров Кижи называют деревянной сказкой. Туманная синь Онежского озера окружает его. Мы не перестаём восхищаться необыкновенной красотой музея под открытом небом и наполняется чувством благоговением.
Кижи – это завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
(Е. Осетров.)
Урок развития речи (2 ч.)
Русский язык. 6 класс.
Тема:
- В музеях деревянного зодчества.
- Кижи.
- Творческая работа.
Название: “Красы небывалой виденье.” (В. Рождественский)
Эпиграф:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Н. Рыленков.
Кижи – это завещание потомкам любить
свою страну.
Осетров.
Оборудование:
- альбом “Деревянное зодчество России”,
- открытки “Кижи”,
- музыкальные композиции.
Цели:
- познакомить учащихся со страницами истории и культуры русской земли,
- рассказать о музее деревянного зодчества Кижи;
- развивать речь;
- воспитывать любовь к родной земле,
- эстетические чувства прививать.
ТЕМА УРОКА. ЗАДАЧИ. ЦЕЛИ.
Учитель. На нескольких предыдущих уроках мы побывали с вами в музеях деревянного зодчества.
– Вспомните о них. Назовите. Почему мы говорим о них как о памятниках искусства, талантливых произведениях русского народа?
Иллюстрации альбома “Сер. Зодчество России”.
(Учащиеся вспоминают об архангельском, суздальском, новгородском музеях деревянного зодчества. Называют и объясняют понятие: талант, искусный, зодчество, архитектурный ансамбль, музей-заповедник)
Сегодня мы вновь попробуем всмотреться в красоту деревянной Руси, задуматься над её историей и культурой. Пусть драгоценное наследие минувших веков раскроется перед нами.
Мы отправляемся на Север, на маленький остров Кижи. Нам предстоит ответить на вопрос: О чём рассказывают нам архитектурные летописи деревянных соборов и изб? Затем вы напишите творческую работу, т.е. необычное сочинение: этюд, сказку, фантазию. Это будут ваши впечатления об услышанном и увиденном.
БЕСЕДА.
(звучит музыкальная композиция)
Учитель. Маленький остров Кижи расположен на севере сурового Онежского озера. (открытка №1)
Впервые о нём упоминается в исторических источниках 1496 года. Но через 200 лет церкви здесь сгорели от удара молнии во время сильной грозы.
После пожара уже в 18 веке началось восстановление Кижей.
Конечно же, они не потеряли ничего, даже стали лучше.
– Каким? Посетим Кижи?
Демонстрация открыток №2-7
Виды:
- Преображенская церковь
- Покровская церковь
- Часовня знамения Богородицы
- Часовня Петра и Павла
- Часовня Трёх Святителей
- Церковь Воскрешения Лазаря.
– Почему Кижи называют “красы небывалой виденье”?
(Здесь с наибольшей полнотой воплотились лучшее традиции русских плотников, крестьянский идеал красоты, рождённый в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, озером, родной избой)
Онего сердито, и волны свежи,
Но солнце из сини туманной
Прорвалось – и встали в сиянье Кижи
Узором резьбы деревянной…
(Вс. Рождественский)
– Что значит “узор деревянной резьбы” или деревянное кружево”?
– Почему дерево лучше золота здесь?
– Вспомните строки стихотворения Н. Рыленкова:
…есть в Кижах собор.
Он срублен топором,
Но меркнет перед ним любая позолота
Как вы понимаете эти слова?
– Почему именно так сказал о Кижах поэт?
Мы ничего не знаем о мастерах, срубивших кижские церкви, но можно не сомневаться, что по свободолюбию смелости и таланту они не уступали тем своим односельчанам, имена которых хранит история.
Открытки “Кижи” №8-11: Дом Бунина.
- Дом Овшенёва.
- Дом Елизарова.
- Дом Яковлева.
– Что вы видите на фотографиях? Какие чувства вызывают у вас русские избы?
Почему их можно называть произведениями искусства?
Любой крестьянский дом в Кижах напоминает о том, что каждая вещь, сделанная руками крестьян, не только полезна, но и красива.
(ОТКРЫТКИ № 12,13)
Многотрудная жизнь крестьянина и постоянное стремление его к красоте оставили отпечаток на внутренней обстановке домов, где примитивные орудия труда соседствуют с великолепными образцами народного творчества.
(ОТКРЫТКИ № 14,15)
ВЫВОДЫ:
Вспомните слова Гоголя: “Архитектура – та же летопись мира”.
– Какой она предстаёт в Кижах, его архитектурном ансамбле?
– О чём рассказывает нам древнерусское деревянное зодчество?
– Согласны ли вы с писателем Осетровым:
“Кижи – это завещание потомкам любить свою страну.
Кижи – это бессмертная древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем”.
Объясните эти слова.
Неслучайно в 1966 году на кижской земле откроет государственный музей-заповедник. Вся территория острова отдана музею под открытым небом. “Здесь надо всмотреться”, и тогда мы не будем Иванами родства не помнящими. Мы будем знать свою историю и наследовать традиции русской культуры.
3. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ
Составление словосочетаний. Работа над орфографией.
Туманная синь, узор деревянной резьбы, небывалое виденье, как песня, как сказка, благоговеть перед сказочной красотой, неповторимое чудо, восхищаться, величавый, торжественный, без единого гвоздя, крылатый шатёр.
Обращение к материалам, собранным на предыдущих уроках
(См. дидактический материал)
1. Выбор названия:
- Деревянная сказка
- Озерная сказка
- Жемчужина Севера
- Чудо Севера
- Северная сказка
2. Выбор жанра:
- Этюд
- Сказка
- Фантазия
3. Работа на черновик
4. Чтение набросков
5. Сочинение
Из творческих работ учащихся.
1.
“В музее-заповеднике на берегу Онежского озера возвышаются торжественные храмы, избы, часовни. Это драгоценное наследие нашей страны.
Несказанные чувства вызывает Преображенская церковь. При свете солнца на голубом небе все 22 купола становятся золотыми. Это производит незабываемое впечатление…
Архитектура Древней Руси нам рассказывает, как жили люди. Чем занимались. Всё было сделано с любовью на века, поэтому эти произведения искусства бессмертны. Глядя на них, я горжусь своей Родиной”.
(Уралова Юлия, 6б кл. )
2.
“На земле есть действительно русский уголок. Это Кижи, музей искусства, музей таланта, музей красоты.
Здесь есть неописуемой красоты Преображенская церковь. Когда на неё смотришь, не верится, что она сделана вручную. 22 купола! Они овеяны деревянным кружевом. Поистине это искусство сказочной красоты. Простые русские люди вложили в свои творения душу и любовь. Я думаю, что эти соборы и избы дают нам понять деревянную Русь, помогают нам узнать наших предков, нашу культуру. Мы должны хранить эту красоту и как святыню передавать из поколения в поколения.”
(Верстак Алексей, 6б кл.)
3.
“Тонкое искусство и красоту выражают умелые русские зодчие в превосходной деревянной сказке, которая затмевает любые драгоценные камни и золото.
Меня удивляет талант простых русских людей, которые вложили свою душу в это чудо, живущее по сей день и почитаемое нами…
Это наше наследство. Это наша жизнь, и мы должны бережно относиться к памяти веков.
(Зайцева Татьяна, 6б кл.)
4.
“На острове Кижи много удивительных и прекрасных соборов. Это музей-заповедник. Можно часами смотреть на деревянную сказку, и замирает дыхание. Самые лучшие, торжественные чувства вызывает это чудо”.
(Гагин Александр, 6б кл.)
5.
“Когда видишь эту церковь в солнечных лучах, представляешь её золотой. Её можно назвать деревянным чудом, сказочным видением…
Архитектурные летописи Древней Руси хотели рассказать нам, как красива наша Родина и что наши мастера – самые искусные резчики!”
(Передерий Кристина, 6б кл.)
6.
“С первого взгляда видно, что это чудо сотворено золотыми руками…
Кижи показывают, что нам есть чем гордится за свою Родину. Россия – великая держава!”
(Щемелинин Павел, 6б кл.)
Подготовка к уроку “В музее пейзажной живописи”.
Карточка №1
– Дайте толкование слов:
- галерея
- пейзаж
- пейзажист
- живопись
- портрет
- картина
- натюрморт
- полотно
- эскиз
- этюд
- шедевр
– Составьте словосочетания с данными словами.
– Прочитайте текст. О чём рассказывает автор? Каким художником, по-вашему, был А. К. Саврасов? Почему мы восхищаемся его пейзажами?
Алексей Кондратьевич Саврасов остановился в Молвитине. Это большое село со старинной церковью на окраине. Не было здесь ничего необычного. Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Слышно, как где-то кричат грачи. Церковь Воскресения работа мастеров восемнадцатого века – это белый храм с пятью небольшими куполами.
Но у околицы неприметного русского села Саврасов почувствовал особое ощущение весны, остроту и силу мартовского воздуха, красоту обновляющейся природы, ради этого он проехал столько вёрст.
(По О. М. Добровольскому)
– Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя их.
– Выполните разборы:
- времени2,
- старинной2,
- неприметного2,
- восемнадцатого2,
- старинная5,
- околица5,
- церковь5
– Как вы думаете, почему слова: ничего, этого, столько – относят к местоимениям?
Ответ обоснуйте.
– Составьте схему предложения “Но у околицы неприметного русского села…”
– Выполните пунктуационный разбор предложения “Церковь Воскресения работы мастеров…”
Подготовка к уроку “В музее пейзажной живописи”.
Карточка №2
– Демонстрирование иллюстративного материала (открытки “Пейзажи Саврасова и Левитана”). Какие открытия вы сделали, рассматривая репродукции? Запишите свой ответ, составив сложное предложение, используя слова: живопись, полотно, пейзаж, этюд, шедевр и т.п.
– Прочитайте предложенный текст. Что общего и чем отличаются пейзажи Саврасова и Левитана?
Как вы понимаете выражения “эмоциональный ключ”, “цветовые созвучия”, “поэтический смысл”?
– Спишите, комментируя орфограммы и пунктограммы.
Для каждого времени года, для каждого состояния природы, её настроения Левитан искал особый красочный строй. Осенью – это звенящее золото листвы в резком контрасте с ещё зелёной травой и ярко - синим небом. Весной – прозрачное, холодное небо, вешняя вода, леса с чуть зеленеющими или розовеющими почками деревьев. Верно найденное цветовые созвучия определяют весь эмоциональный ключ картины.
Когда Левитан работал над картиной “Весна. Большая вода”, он мог вспоминать своего учителя Саврасова, который около двадцати лет назад показал настоящую весну в знаменитой картине “Грачи прилетели”. Такие же тонкие берёзки, изогнутые и голые, за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова- хмурое, низкое нависшее серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня. У Левитана всё запело, зазвучало, исполнилось поэтического смысла. Так вылилась в живописи скромно радостная, чуткая душа художника.
(По М. Алпатову)
Урок развития речи (2 ч.)
Русский язык. 6 класс.
Тема: В музее пейзажной живописи.
Работа над сочинением по картинам Саврасова “Грачи прилетели”, Левитана “Весна. Большая вода”
Название: Настроение весны.
Эпиграф:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
А. С. Пушкин
Оборудование:
- репродукции картины Саврасова “Грачи прилетели”, Левитана “Весна. Большая вода”,
- музыкальные композиции.
Цели:
- познакомить учащихся с произведениями живописи, объясняя понятия эскиз,
- этюд, шедевр, пейзаж; развивать навыки описания картины, дополняя его элементами творчества, развивать речь; воспитывать любовь к природе, к родной
- земле; прививать художественный вкус.
1. ТЕМА УРОКА. ЗАДАЧИ. ЦЕЛИ.
Учитель.
Гонимы вешними ручьями,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Так А. С. Пушкин открывает одну из глав своего романа “Евгений Онегин”.
– О чём пишет поэт? Почему называет весну утром года? Что происходит в природе весной?
(Демонстрация рисунков учащихся, выполненных к уроку литературы после чтения стихов о весне)
(Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение, как утром после хорошего ночного отдыха…)
Учитель. Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Саврасова и Левитана. Мы ответим на вопросы: Какой предстаёт весна на картинах пейзажистов? Как художникам удаётся передать весеннее настроение? О чём ещё рассказывает нам эти шедевры живописи?
Итак, я приглашаю вас в музей пейзажной живописи.
– Перед началом работы вспомните, что означают понятия: эскиз, этюд, шедевр, пейзаж, жанр.
(Работа словарная проводилась на предыдущих уроках)
Итогом нашей беседы станут ваши сочинения о весне, которая откроется нам на картинах Саврасова и Левитана.
2. САВРАСОВ “ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ”
(звучит музыка)
Учитель. Однажды Алексей Кондратьевич Саврасов отправился в старинное русское село Молвитино.
– Зачем? Что он хотел увидеть здесь? Что увидел? Что перенёс в свою картину?
(Учащиеся вспоминают отрывок из очерка Добровольского, который анализировали на предыдущих уроках. (карточка №1) Демонстрация картины. Описание переднего и заднего плана. Обращали внимания на цветовую гамму. Составляем сложное предложение, в котором представляем свои впечатления о картине.)
– Каким художником, по-вашему, был Саврасов? Почему он решил написать неприметное русское село? Что особенно притягательно в его пейзаже?
3.ЛЕВИТАН “ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА”
(звучит музыка)
Учитель. Левитан был учеником Саврасова, и через 20 лет после написания картины “Грачи прилетели” появилось левитановская весна.
– Что поражает в пейзаже Левитана? Какая здесь весна?
– Вспомните высказывание искусства вида Алпатова о поэтическом смысле и цветовых созвучиях этой картины. Описывая картину, объясните эти слова.
4. Два шедевра
– Чем связаны эти картины?
– Чему уделяет особое внимание каждый художник?
– Какие краски использует?
(У Саврасова – хмурое, низко нависшие серое небо, а у Левитана – прозрачная синева и золотистый свет солнечного дня, будто всё поёт.)
– Что хотят показать художники на своих полотнах?
(Простоту, естественную красоту, одухотворённость русского пейзажа.)
– Как вы думаете, что особенно удалось? Ответьте на этот вопрос, используя данные (на доске) словосочетания:
Мастера русского пейзажа, замечательные этюды, оригинальное решение, живописный пейзаж, тонкие оттенки, удивительные краски, любовь к родной земле, просторы России, одухотворённая красота, поэзия неброской родной природы.
(Составление предложений с однородными членами)
6. Работа над планом к сочинению.
План:
- Вступление. Весна “утро года”
- Весна на полотнах русских пейзажистов
– Описание картины “Грачи прилетели”;
– Описание картины “Весна. Большая вода”;
– Оттенки и краски, выбранные художниками;
– Общее настроение. Что хотели передать, показать художники?
- Заключение. Я люблю весну, потому что…
7. Работа над черновиком сочинения.
Домашнее задание: закончить сочинение
Из творческих работ учащихся.
1.
“Знаменитые художники Саврасов и Левитан многие свои произведения посвятили весне. Картина “Грачи прилетели” дышит свежестью…
Оба художника выбрали тонкие, завораживающие оттенки. Они сумели выразить в своих картинах цвета настоящей жизни и настоящей весны. Художники хотели передать на своих картинах любовь к родной земле, родной природе. Они учат уважать и любить русскую красоту, ведь нигде в мире невозможно отыскать хоть один похожий уголок.”
(Зайцева Татьяна, 6б кл.)
2.
“Когда смотришь на картины Саврасова и Левитана, улучшается настроение. Ты чувствуешь, как в неживой картине пробуждается жизнь и струится лучами радости.”
(Верстак Алексей, 6б кл.)
3.
“В живописных пейзажах Саврасова и Левитана отразились тонкие оттенки человеческой души. Общее настроение выражено в одухотворённой красоте простор России. На своих картинах художники хотели передать любовь к русской земле”.
(Андреева Оксана, 6б кл.)
4.
“Художник заставил нас любоваться обычным пейзажем. Почему мы не обращаем внимание на такой вид на улице? Картина восхищает нас!..
Мне кажется, что художники хотели передать ощущения весны, эту радость, которую мы чувствуем.
Когда я смотрю на эти картины, я чувствую бодрое настроение.”
(Щемелинин Павел, 6б кл)
5.
“Художники хотели научить нас увидеть в обычной природе удивительные оттенки, одухотворённую красоту просторов России.
Саврасов и Левитан передают нам настроение ранней весны, ей свежесть и бодрость.”
(Передерий Кристина, 6б кл.)
Подготовка к классному часу “Семейные реликвии” ( 9 класс)
Карточка №1 (Приложение 1).
Подготовка к классному часу “Семейные реликвии”
Карточка №2 (Приложение 2)
Семейный праздник “Лад”.
Классный час “Семейные реликвии”.(Приложение 3)
Урок развития речи по русскому языку ( 8 класс)
Тема: Подготовка к сочинению – эссе о родном городе “Когда я думаю о родном городе…”; “Моего рождения город…”
Урок развития речи по русскому языку ( 9 класс)
Тема: Святыни Отечества. Русский храм. Троице – Сергиева лавра (14-18 век)