Цели:
- продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные понятия речи;
- закрепить навыки правописания слов с орфограммами: правописание приставок, безударных личных окончаний глаголов, правописание не и ни;
- формировать речевые навыки и умения, развивать чувство прекрасного, любви к родному языку (к родной природе); показать то, над чем работали, то, что мы умеем делать;
- продолжить работу по подготовке к экзаменам.
Оформление: таблица с определениями "Выразительные средства языка", образцы грамматических разборов, отрывок из произведения В.Пановой "Серёжа".
Ход урока
1. Оргмомент.
Сообщение темы урока. (Работа с текстом, покажем все, что мы знаем по анализу текста, определим тему и идею, типы речи и стиль речи. Поработаем над орфограммами, одним словом, готовимся к экзаменам.)
2. Выразительное чтение текста. Беседа по нему.
1) Для чего нужно выразительно прочитать текст? (Чтобы лучше его воспринять, уловить основную тему и мысль).
2) Докажите, что это текст.
Какие средства связи используются между
предложениями? (Предложения связаны по смыслу и
грамматически. Объединены одной темой. Связь
осуществляется лексическими и грамматическими
средствами:
однотематическая лексика: звезды, небо, тучи,
дождь, солнце; антонимы, сравнения.
3) Сколько абзацев в тексте? С чем это связано?
( В первом - восприятие мальчика летнего неба, а во втором то, что он видит зимой).
4) Подошли к теме текста. О чем говорится, подберите ключевые слова.
С темой связан и заголовок. Озаглавьте текст. (Примерные заголовки "Небо летом и зимой", "Звёзды летом и зимой", "Явления на небе" и "Небесные явления")
5)Какова основная мысль текста? (Автор хотел показать связь человека со звёздами, а может, красоту северной природы с её полярными белыми ночами. Как изменчива жизнь на небе, так изменчива и жизнь на земле.)
6) Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.
(Писатель, чтобы достоверно передать восприятие мальчика, использует специальную лексику: тыща, а не тысяча.) Что отражает такое написание? Уместно ли такое написание в тексте научного стиля? (Выразительные средства: эпитеты (белые крыши), сравнения: месяц- бесцветное пятнышко, метафора: звёздный песок (т.е. автор создает картину, которую видит мальчик).
7) Тип речи. (Повествование с элементами описания)
Автор сумел передать детское восприятие северной природы с её белыми ночами.
8) Что можно сказать о мальчике?
(Он очень наблюдательный, видит то, о чем взрослые, может быть, даже не догадываются)
3. Индивидуальная работа.
- 1 группа. Работает с текстом, записывает текст, подчеркивает грамматическую основу.
- 2 группа. Работает по лексике. Сравнивает описание Сириуса, Млечного Пути в данном тексте с материалами из словарей. Что это доказывает? (солнце)
- 3 группа. Найти в тексте антонимы, сравнения. Для какой цели использует автор такие средства?
- 4 группа. Докажите, что слова чистый, тихий, золотой - многозначные.
Найдите в тексте многозначные слова. В каком значении они используются?
5 группа.Работа у доски по орфограммам.
4. Проверка самостоятельной работы.
1. Проверка второй группы.
Млечный путь - звёздное скопление в виде светлой полосы на тёмном небесном своде.
(словарь Ожегова)
Сириус - самая яркая звезда Северного полушария.
Что доказывает, для чего нужны сравнения в тексте? (Этот текст художественный, а не научный).
Солнце - [сонце]
2. Проверка третьей группы.
Антонимы.
Летом - зимой, солнце - месяц, мелкие - крупные, проснулся - лёг, светло - темно.
(Все выразительные средства подчинены основной цели: определить основную мысль текста.)
Сравнения.
Месяц - бесцветное пятнышко, похожее на осколок стекла.
Большие звёзды - золотые огни. Лучи, как реснички. Полоса, как мост.
Какова роль в тексте такого приёма как сравнение?
(Речь становится выразительнее. Описание).
3. Проверка четвертой группы.
Назовите многозначные слова. В каком значении они используются? С какой целью? Для чего нужны многозначные слова? (показать богатство русского языка).
Чистый - (открытая поверхность)- небо
Золотой - (цвета золота)- жёлтые огни
Тихий - (безмолвные сады)- бесшумные.
4. Проверка пятой группы.
Орфографический разбор.
Личные окончания глаголов. Увидишь- 2-е л. (увидеть 2 спр.)
Тает - 3-е л. (таять 1 спр.) Темнеет - 3-е л. (темнеть 1 спр.)
Гласные и согласные в приставках. Проснулся, похожее, бесцветное, исчезает, обступают, растаял.
Проверяем гласные в корне слова. Золотыми - золото, светло - светлый, стекло - стёкла, садами - сад, висит- повис, светящийся- свет.
Солнце, месяц, миллион, переброшенную - запомни!
5. Проверка первой группы.
(Называют грамматические основы)
5. Самостоятельная работа. Выполните разборы.
* синтаксический разбор
Летом звёзд не увидишь. (Повест., невоскл., прост., односост., опред.-личн., полное, распрост..)
*морфемный и словообразовательный разбор.
Задолго (прист.+ суффикс)
Мельчайший (суффикс)
Звёздный (суффикс)
Переброшенную (суффикс)
Реснички (суффикс)
*морфологический разбор.
Растаял - глагол (что сделал?), растаять, сов.в., неперех., 1 спр., в изъяв.н., в пр.в., в ед.ч., м.р. Он (что делает?) тает.
*фонетический разбор.
Лёг [л ок]
*Словарный диктант.
Представьте, что вы учитель, перед вами задача- составить словарный диктант.
6. Итоги урока.
*Оценки.
*Обязательно повторить то, над чем работали на уроке.
*Конечная цель - экзамены (подготовка).
7. Задание на дом.
1. стр.14-15 учебника (теория- повторить)
2.Упр. 21 (словарная работа) по заданию- тоже нужно будет поработать со словарём, но только с орфографическим.
Летом звёзд не увид:шь. Когда бы Сережа ни проснулся, когда бы ни лёг - на дворе св:тло. Если даже тучи и дождь, всё равно св:тло, потому что за тучами со:нце. В чистом неб: иногда можно заметить, кроме со:нца, прозрачное бе:цветное пятнышко, п:хожее на осколок ст:кла. Это мес:ц, дневной, ненужный, он в:сит и та:т в солнечном сиянье, та:т и и:чезает - уже Ра:таял, одно со:нце царит на синей громаде неба.
Зимой дни короткие, темне:т рано; задолго до ужина улицу, с её тихими снежными с:дами и белыми крышами, о:ступают звёзды. Их тыща, а может, ми:ион. Есть крупные и есть мелкие. И мельчайший звёздный песок, слитый в св:тящиеся молочные пятна. Большие звёзды переливаются голубыми, белыми, з:лотыми огнями; у звезды Сириус лучи как реснички; а посреди неба звёзды, мелкие и крупные, и звёздный песок - всё сбито вместе в морозно-сверкающий плотный туман, в причудливо- неровную полосу, переброше:ую через улицу, как мост, - этот мост называется Млечный Путь.
(В.Панова).