Открытый урок по русскому языку по теме "Комплексная работа с текстом"

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: анализ текста, выразительное чтение, разборы


Цели:

  • продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные понятия речи;
  • закрепить навыки правописания слов с орфограммами: правописание приставок, безударных личных окончаний глаголов, правописание не и ни;
  • формировать речевые навыки и умения, развивать чувство прекрасного, любви к родному языку (к родной природе); показать то, над чем работали, то, что мы умеем делать;
  • продолжить работу по подготовке к экзаменам.

Оформление: таблица с определениями "Выразительные средства языка", образцы грамматических разборов, отрывок из произведения В.Пановой "Серёжа".

Ход урока

1. Оргмомент.

Сообщение темы урока. (Работа с текстом, покажем все, что мы знаем по анализу текста, определим тему и идею, типы речи и стиль речи. Поработаем над орфограммами, одним словом, готовимся к экзаменам.)

2. Выразительное чтение текста. Беседа по нему.

1) Для чего нужно выразительно прочитать текст? (Чтобы лучше его воспринять, уловить основную тему и мысль).

2) Докажите, что это текст.

Какие средства связи используются между предложениями? (Предложения связаны по смыслу и грамматически. Объединены одной темой. Связь осуществляется лексическими и грамматическими средствами:

  • однотематическая лексика: звезды, небо, тучи, дождь, солнце; антонимы, сравнения.
  • грамматические средства: местоимения, текст начинается простым предложением, но трудно быть убедительным, если только простые предложения. В тексте разные виды сложных предложений).

3) Сколько абзацев в тексте? С чем это связано?

( В первом - восприятие мальчика летнего неба, а во втором то, что он видит зимой).

4) Подошли к теме текста. О чем говорится, подберите ключевые слова.

С темой связан и заголовок. Озаглавьте текст. (Примерные заголовки "Небо летом и зимой", "Звёзды летом и зимой", "Явления на небе" и "Небесные явления")

5)Какова основная мысль текста? (Автор хотел показать связь человека со звёздами, а может, красоту северной природы с её полярными белыми ночами. Как изменчива жизнь на небе, так изменчива и жизнь на земле.)

6) Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.

(Писатель, чтобы достоверно передать восприятие мальчика, использует специальную лексику: тыща, а не тысяча.) Что отражает такое написание? Уместно ли такое написание в тексте научного стиля? (Выразительные средства: эпитеты (белые крыши), сравнения: месяц- бесцветное пятнышко, метафора: звёздный песок (т.е. автор создает картину, которую видит мальчик).

7) Тип речи. (Повествование с элементами описания)

Автор сумел передать детское восприятие северной природы с её белыми ночами.

8) Что можно сказать о мальчике?

(Он очень наблюдательный, видит то, о чем взрослые, может быть, даже не догадываются)

3. Индивидуальная работа.

  • 1 группа. Работает с текстом, записывает текст, подчеркивает грамматическую основу.
  • 2 группа. Работает по лексике. Сравнивает описание Сириуса, Млечного Пути в данном тексте с материалами из словарей. Что это доказывает? (солнце)
  • 3 группа. Найти в тексте антонимы, сравнения. Для какой цели использует автор такие средства?
  • 4 группа. Докажите, что слова чистый, тихий, золотой - многозначные.

Найдите в тексте многозначные слова. В каком значении они используются?

5 группа.Работа у доски по орфограммам.

4. Проверка самостоятельной работы.

1. Проверка второй группы.

Млечный путь - звёздное скопление в виде светлой полосы на тёмном небесном своде.

(словарь Ожегова)

Сириус - самая яркая звезда Северного полушария.

Что доказывает, для чего нужны сравнения в тексте? (Этот текст художественный, а не научный).

Солнце - [сонце]

2. Проверка третьей группы.

Антонимы.

Летом - зимой, солнце - месяц, мелкие - крупные, проснулся - лёг, светло - темно.

(Все выразительные средства подчинены основной цели: определить основную мысль текста.)

Сравнения.

Месяц - бесцветное пятнышко, похожее на осколок стекла.

Большие звёзды - золотые огни. Лучи, как реснички. Полоса, как мост.

Какова роль в тексте такого приёма как сравнение?

(Речь становится выразительнее. Описание).

3. Проверка четвертой группы.

Назовите многозначные слова. В каком значении они используются? С какой целью? Для чего нужны многозначные слова? (показать богатство русского языка).

Чистый - (открытая поверхность)- небо

Золотой - (цвета золота)- жёлтые огни

Тихий - (безмолвные сады)- бесшумные.

4. Проверка пятой группы.

Орфографический разбор.

Личные окончания глаголов. Увидишь- 2-е л. (увидеть 2 спр.)

Тает - 3-е л. (таять 1 спр.) Темнеет - 3-е л. (темнеть 1 спр.)

Гласные и согласные в приставках. Проснулся, похожее, бесцветное, исчезает, обступают, растаял.

Проверяем гласные в корне слова. Золотыми - золото, светло - светлый, стекло - стёкла, садами - сад, висит- повис, светящийся- свет.

Солнце, месяц, миллион, переброшенную - запомни!

5. Проверка первой группы.

(Называют грамматические основы)

5. Самостоятельная работа. Выполните разборы.

* синтаксический разбор

Летом звёзд не увидишь. (Повест., невоскл., прост., односост., опред.-личн., полное, распрост..)

*морфемный и словообразовательный разбор.

Задолго (прист.+ суффикс)

Мельчайший (суффикс)

Звёздный (суффикс)

Переброшенную (суффикс)

Реснички (суффикс)

*морфологический разбор.

Растаял - глагол (что сделал?), растаять, сов.в., неперех., 1 спр., в изъяв.н., в пр.в., в ед.ч., м.р. Он (что делает?) тает.

*фонетический разбор.

Лёг [л ок]

*Словарный диктант.

Представьте, что вы учитель, перед вами задача- составить словарный диктант.

6. Итоги урока.

*Оценки.

*Обязательно повторить то, над чем работали на уроке.

*Конечная цель - экзамены (подготовка).

7. Задание на дом.

1. стр.14-15 учебника (теория- повторить)

2.Упр. 21 (словарная работа) по заданию- тоже нужно будет поработать со словарём, но только с орфографическим.

 Летом звёзд не увид:шь. Когда бы Сережа ни проснулся, когда бы ни лёг - на дворе св:тло. Если даже тучи и дождь, всё равно св:тло, потому что за тучами со:нце. В чистом неб: иногда можно заметить, кроме со:нца, прозрачное бе:цветное пятнышко, п:хожее на осколок ст:кла. Это мес:ц, дневной, ненужный, он в:сит и та:т в солнечном сиянье, та:т и и:чезает - уже Ра:таял, одно со:нце царит на синей громаде неба.

Зимой дни короткие, темне:т рано; задолго до ужина улицу, с её тихими снежными с:дами и белыми крышами, о:ступают звёзды. Их тыща, а может, ми:ион. Есть крупные и есть мелкие. И мельчайший звёздный песок, слитый в св:тящиеся молочные пятна. Большие звёзды переливаются голубыми, белыми, з:лотыми огнями; у звезды Сириус лучи как реснички; а посреди неба звёзды, мелкие и крупные, и звёздный песок - всё сбито вместе в морозно-сверкающий плотный туман, в причудливо- неровную полосу, переброше:ую через улицу, как мост, - этот мост называется Млечный Путь.

(В.Панова).