Урок русского языка по теме "Комплексный анализ слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Создать условия для осмысления новой учебной информации, для формирования у учащихся знаний о комплексном анализе на примере слова СЕРДЦЕ.
  • Формировать умения анализировать слово с разных позиций разделов языкознания.
  • Прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

Методы: наглядности, познавательной игры, практический, частично – поисковый,.

Формы работы: работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, практическая работа, интегрированные и дифференцированные задания.

Тип урока: урок-рефлексия с элементами интеграции.

Комплексный анализ позволяет рассмотреть слово с разных позиций: фонетики, орфографии, морфемики, орфоэпии, словообразования, лексики.

Дидактический материал урока опирается на произведения Л.Андреева, А.Платонова, Е.Носова, Ю.Казакова, пословицы, фразеологизмы, которые определяют совокупность норм, ценностей человеческого бытия, создают на уроках развивающую речевую среду и несут в себе огромный духовно – нравственный потенциал.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Запись “мудрых мыслей”.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего – то…
(А.Н. Плетнёв)

Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце. (Ф.Шиллер).

Задание. Объясните смысл этих высказываний.

  1. Мотивационно – целевой этап урока.
  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Задание: написать по теме урока, что знаю, что хочу знать о слове СЕРДЦЕ (у каждого ученика на парте лежит таблица, первые две графы заполняются в начале урока, третья – в конце урока)
Знаю Хочу узнать Узнал
     
  1. Фонетический разбор слова.

сердце [с,эрцэ] – 6 б., 5 зв.

  • с- [с,] – согл., глух.
  • е- [э/] – гласн.
  • р- [р] – согл., звонк., твёрд.
  • д- [- ]
  • ц- [ц] – согл., глух., твёрд.
  • е- [э] – гласн., безуд.
  1. Лексическая работа

- По вашему мнению, это слово является однозначным или многозначным?

Работа с толковым словарём. Заполнение таблицы “Связи по значению слова СЕРДЦЕ” (см. дальше). Вывод делают учащиеся.

  1. Практическая работа.

Цель: на примере произведений: Л.Андреева “Кусака”, А.Платонова “Юшка”, Е.Носова “Кукла”, Ю.Казакова “Тихое утро” проверить умение учащихся определять значение данного слова в контексте.

- Что объединяет творчество этих писателей? (Их волновали проблемы нравственного воспитания, отношения людей друг к другу, к животным, к окружающей природе.)

  • Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно – тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (“Кусака”)
  • Сердце в людях бывает слепое. (“Юшка”)
  • - Здорово, друг сердечный! – раскинул я руки, преграждая ему путь. (“Кукла”)
  • У Володи пересохло горло, сердце неистово колотилось. (“Тихое утро”)

Задание: объяснить выражения “сердце слепое”, “друг сердечный”, “любящее сердце”.

  1. Этимология слова.

Сердце (общеслав.) – от сьрдь – “сердце”, имеющего соответствия в других индоевр. яз. (лит. sipdis, арм. sirf, лат. cor и т.д.). корень тот же, что и в “середина”.

Вывод. Совпадает ли первоначальное значение данного слова с современным?

  1. Анализ слова с точки зрения лексики

(Зэапись в таблицу “Связи по значению слова СЕРДЦЕ”)

Задание. подобрать синонимы и антонимы к слову СЕРДЦЕ.

Таблица.

Связи по значению слова СЕРДЦЕ. Родо – видовые связи.
  1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка.
  2. Символ чувств, настроений, переживаний человека.
  3. важнейшее место чего – нибудь: средоточие.

 

Родственные связи:
  • сердечный
  • сердечно
  • сердечность
  • предсердие
Антонимичные связи:
  • бессердечие
  • бесчувствие
  • бездушие
  • чёрствость

 

Синонимичные связи:
  • милосердие
  • доброта
  • отзывчивость
  • душевность

Задание: сделать словообразовательный и морфемный разбор слов милосердие, сердечность, предсердие.

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

  1. Деловая игра “Найди пару”.

(Пословицы со словом СЕРДЦЕ записаны на двух карточках)

Работа в группах.

Задание: объясните толкование любой пословицы.

  1. Сердце - вещун
  2. Сердце не
  3. Сердце не лукошко
  4. Сердце сердцу весть
  5. Сердце не
  6. С глаз долой - из
  7. Думай умом – поступай,
  8. Чует сердце
  9. Сердце матери лучше
А) подаёт.
Б) доброхота.
В) сердца вон.
Г) прикажешь.
Д) как подскажет сердце.
Е) не прошибёшь окошко.
Ж) солнца греет.
З) камень.
И) чует добро и худо.

Ключ: 1-и, 2-з, 3-е, 4-а, 5-г, 6-в, 7-д, 8-б, 9-ж.

  1. Работа с “Фразеологическим словарём русского языка”.

(автор Л.А. Войнова и др.)

Самостоятельная работа.

Задание: выписать из словаря фразеологизмы со словом СЕРДЦЕ. Объяснить их смысл.

Например:

  • Человек большого сердца. (Отзывчивый, добрый, душевно щедрый.)
  • От доброго сердца
  • От полноты сердца
  • Камень на сердце
  • Сердце обросло мхом. (Кто-либо стал бездушным, чёрствым, бесчувственным)
  • От чистого сердца
  • Кошки скребут на сердце
  1. Интегрированное задание.
  1. На плакате нарисовано сердце.

Задание: запишите прилагательные, связанные с этим словом

  • доброе
  • щедрое
  • горячее
  • отзывчивое
  • открытое
  • холодное
  • слепое
  • чёрствое
  • ледяное
  • железное

- Чем различаются словосочетания “доброе сердце”, “ледяное сердце”, “чёрствое сердце”?

Задание: назовите литературные произведения, герои которых имеют такое “сердце”. (“Снежная королева”, “Муму”, “золушка”, “Волшебник изумрудного города”).

Вывод. В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди них есть добрые отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с жестоким сердцем, бездушные, заботящиеся только о личном благополучии. Но добрых людей всё же больше.

  1. Свободный диктант. Дифференцированное задание.

Задание: подберите и запишите существительные – антонимы к слову СЕРДЦЕ. Объясните орфограммы (самостоятельно 1, 2 группы). Дополните таблицу.

Учащиеся 3-й группы (слабые) получают карточку.

Карточка.

Задание: объясните подчёркнутые орфограммы.

Сердце, милосердие, бессердечие, бесчувствие, доброта, отзывчивость.

  1. Рефлексия по итогам урока.
  • Заполнение третьей графы таблицы “Что узнали”. (см. начало урока)
  • Что узнали на уроке нового и важного для себя?
  • Где вам могут пригодиться данные знания?
  • Каково было ваше эмоциональное состояние на уроке?

Домашнее задание.

  1. Найдите в “Снежной королеве” предложения, в которых слово “СЕРДЦЕ” употребляется в разных значениях, выпишите словосочетания.
  2. Подберите стихи, в которых слово “СЕРДЦЕ”, определите значение этого слова.