Цели:
- Создать условия для осмысления новой учебной информации, для формирования у учащихся знаний о комплексном анализе на примере слова СЕРДЦЕ.
- Формировать умения анализировать слово с разных позиций разделов языкознания.
- Прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.
Методы: наглядности, познавательной игры, практический, частично – поисковый,.
Формы работы: работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, практическая работа, интегрированные и дифференцированные задания.
Тип урока: урок-рефлексия с элементами интеграции.
Комплексный анализ позволяет рассмотреть слово с разных позиций: фонетики, орфографии, морфемики, орфоэпии, словообразования, лексики.
Дидактический материал урока опирается на произведения Л.Андреева, А.Платонова, Е.Носова, Ю.Казакова, пословицы, фразеологизмы, которые определяют совокупность норм, ценностей человеческого бытия, создают на уроках развивающую речевую среду и несут в себе огромный духовно – нравственный потенциал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Запись “мудрых мыслей”.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего – то…
(А.Н. Плетнёв)
Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце. (Ф.Шиллер).
Задание. Объясните смысл этих высказываний.
- Мотивационно – целевой этап урока.
- Сообщение темы и цели урока.
- Задание: написать по теме урока, что знаю, что хочу знать о слове СЕРДЦЕ (у каждого ученика на парте лежит таблица, первые две графы заполняются в начале урока, третья – в конце урока)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Фонетический разбор слова.
сердце [с,эрцэ] – 6 б., 5 зв.
- с- [с,] – согл., глух.
- е- [э/] – гласн.
- р- [р] – согл., звонк., твёрд.
- д- [- ]
- ц- [ц] – согл., глух., твёрд.
- е- [э] – гласн., безуд.
- Лексическая работа
- По вашему мнению, это слово является однозначным или многозначным?
Работа с толковым словарём. Заполнение таблицы “Связи по значению слова СЕРДЦЕ” (см. дальше). Вывод делают учащиеся.
- Практическая работа.
Цель: на примере произведений: Л.Андреева “Кусака”, А.Платонова “Юшка”, Е.Носова “Кукла”, Ю.Казакова “Тихое утро” проверить умение учащихся определять значение данного слова в контексте.
- Что объединяет творчество этих писателей? (Их волновали проблемы нравственного воспитания, отношения людей друг к другу, к животным, к окружающей природе.)
- Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно – тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (“Кусака”)
- Сердце в людях бывает слепое. (“Юшка”)
- - Здорово, друг сердечный! – раскинул я руки, преграждая ему путь. (“Кукла”)
- У Володи пересохло горло, сердце неистово колотилось. (“Тихое утро”)
Задание: объяснить выражения “сердце слепое”, “друг сердечный”, “любящее сердце”.
- Этимология слова.
Сердце (общеслав.) – от сьрдь – “сердце”, имеющего соответствия в других индоевр. яз. (лит. sipdis, арм. sirf, лат. cor и т.д.). корень тот же, что и в “середина”.
Вывод. Совпадает ли первоначальное значение данного слова с современным?
- Анализ слова с точки зрения лексики
(Зэапись в таблицу “Связи по значению слова СЕРДЦЕ”)
Задание. подобрать синонимы и антонимы к слову СЕРДЦЕ.
Таблица.
Связи по значению слова СЕРДЦЕ. Родо – видовые связи. |
|
Родственные связи:
|
Антонимичные связи:
|
|
|
Синонимичные связи:
|
Задание: сделать словообразовательный и морфемный разбор слов милосердие, сердечность, предсердие.
(Работа в парах. Взаимопроверка.)
- Деловая игра “Найди пару”.
(Пословицы со словом СЕРДЦЕ записаны на двух карточках)
Работа в группах.
Задание: объясните толкование любой пословицы.
|
А) подаёт. Б) доброхота. В) сердца вон. Г) прикажешь. Д) как подскажет сердце. Е) не прошибёшь окошко. Ж) солнца греет. З) камень. И) чует добро и худо. |
Ключ: 1-и, 2-з, 3-е, 4-а, 5-г, 6-в, 7-д, 8-б, 9-ж.
- Работа с “Фразеологическим словарём русского языка”.
(автор Л.А. Войнова и др.)
Самостоятельная работа.
Задание: выписать из словаря фразеологизмы со словом СЕРДЦЕ. Объяснить их смысл.
Например:
- Человек большого сердца. (Отзывчивый, добрый, душевно щедрый.)
- От доброго сердца
- От полноты сердца
- Камень на сердце
- Сердце обросло мхом. (Кто-либо стал бездушным, чёрствым, бесчувственным)
- От чистого сердца
- Кошки скребут на сердце
- Интегрированное задание.
- На плакате нарисовано сердце.
Задание: запишите прилагательные, связанные с этим словом
|
|
- Чем различаются словосочетания “доброе сердце”, “ледяное сердце”, “чёрствое сердце”?
Задание: назовите литературные произведения, герои которых имеют такое “сердце”. (“Снежная королева”, “Муму”, “золушка”, “Волшебник изумрудного города”).
Вывод. В повседневной жизни мы встречаем множество различных людей. Среди них есть добрые отзывчивые люди, с прекрасным сердцем, а также люди с жестоким сердцем, бездушные, заботящиеся только о личном благополучии. Но добрых людей всё же больше.
- Свободный диктант. Дифференцированное задание.
Задание: подберите и запишите существительные – антонимы к слову СЕРДЦЕ. Объясните орфограммы (самостоятельно 1, 2 группы). Дополните таблицу.
Учащиеся 3-й группы (слабые) получают карточку.
Карточка.
Задание: объясните подчёркнутые
орфограммы. Сердце, милосердие, бессердечие, бесчувствие, доброта, отзывчивость. |
- Рефлексия по итогам урока.
- Заполнение третьей графы таблицы “Что узнали”. (см. начало урока)
- Что узнали на уроке нового и важного для себя?
- Где вам могут пригодиться данные знания?
- Каково было ваше эмоциональное состояние на уроке?
Домашнее задание.
- Найдите в “Снежной королеве” предложения, в которых слово “СЕРДЦЕ” употребляется в разных значениях, выпишите словосочетания.
- Подберите стихи, в которых слово “СЕРДЦЕ”, определите значение этого слова.