ЦЕЛИ:
- Образовательные: развить понятие о вопросительно-относительных местоимениях, развить умения их разграничивать, определять разряды местоимений по их значению, развить общеучебные навыки и умения:выразительного чтения художественного текста, навыки анализа, сравнения, обобщение материала.
- Развивающие: развитие памяти учащихся, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, развитие познавательного интереса, умение наводить справки с помощью учебника.
- Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к русскому языку.
Оборудование: опорные конспекты, индивидуальный раздаточный материал, кластер.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
Ребята! Сегодня у нас обычный урок, но сегодня необычный день - день Влюбленных, поэтому я хочу вам подарить частичку своего сердца, а вы в конце урока отдадите частичку своего сердца мне.
Возьмите самое большое сердце и напишите на нем свое имя.
А меня зовут Инна Викторовна.
2. Повторение.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда на доске написано МЕСТОИМЕНИЕ?
(мозговой штурм: листок-веер)
О чем идет речь в этом четверостишии:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
- Зачем в речи нужны местоимения? (Местоимение - это слова-заместители, они вносят в речь разнообразие и связывают отдельные предложения в целое высказывание-текст).
Лист-опросник: работа с заданием №1,2.
3. Новый материал.
СКАЗКА: стук в дверь:
- Это Ваня?
- Нет.
- Это Ира?
- Нет:.
А какой можно задать вопрос, чтобы сразу получить ответ? (КТО?)
- Какие вы еще знаете вопросы?
ОТКРЫТИЕ ТЕМЫ
Чтение материала учебника стр.164
- Что нового вы узнали?
ДОСКА.
КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, кто стучится. ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, чего он хочет. КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, какой год ему шел.
- В чем отличие относительных местоимений и вопросительных?
Чтение учебника стр.166
4. РЕЛАКСАЦИЯ (зарядка под музыку, "Ветер дует нам в лицо")
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Упр. №166
Укажите, какие местоимения являются относительными (о), а какие вопросительными(в)?
Какие еще местоимения имеются в этих строках? Выпишите их, определите их разряд.
Лист-опросник №3
6. Домашнее задание:
Найти в художественной литературе, в стихотворениях предложения, в которых есть вопросительные или относительные местоимения;
№71, 72.
РЕФЛЕКСИЯ: мордашки-сердечки: наклеить фигурки в соответствие с настроением.
- Вам хорошо, комфортно было на уроке, материал вы усвоили, умеете находить местоимения, определять их разряд.
- Материал поняли не совсем, осталось много пробелов, не умеете находить местоимения, определять разряд.
- Было некомфортно, ничего не могли сделать самостоятельно.
Самостоятельная работа по теме "Местоимение"
1. Укажите неверное утверждение:
А. Местоимение-часть речи, которая не только указывает на предметы, признаки, количество, но и называет их.
Б.Синтаксическая функция местоимений зависит от соотносительной группы (той части речи, на которую указывает)
В. Личные местоимения 3-го лица в родительном падеже могут выступать в роли притяжательных местоимений в определенном контексте.
2. Укажите личные местоимения:
А. кто-то
Б. у кого
В. сам
Г. никто
Д. его
Е. мною
3. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений?
А. На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.
Б. Ихние тетради лежали на столе.
В. У его сестры очень красивый почерк.
Г. Мы решили пойти к ему в гости.
Д. В ихнем классе много спортсменов.
4. Прочитайте выразительно текст. Выпишите местоимения, поставьте в начальную форму, определите разряд.
- Однажды я ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.
- Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже замирал на месте.
- Когда я шел быстрее, этот малыш тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в здание телефонной станции не пошел:
- Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Я вернулся через несколько минут, но его уже не было.
- Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал или не уберег моего маленького друга!
5. Произвести синтаксический разбор предложения.
- Февраль откро..т?ся раствором
- Н..бес?ной сини (с) с..диной
- Пр..порошит сн..жком заборы
- Пройдет обочиной л..сной.