Урок русского языка в 6-м классе по теме "Местоимение"

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • Образовательные: развить понятие о вопросительно-относительных местоимениях, развить умения их разграничивать, определять разряды местоимений по их значению, развить общеучебные навыки и умения:выразительного чтения художественного текста, навыки анализа, сравнения, обобщение материала.
  • Развивающие: развитие памяти учащихся, умение преодолевать трудности при выполнении заданий, развитие познавательного интереса, умение наводить справки с помощью учебника.
  • Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию устойчивого интереса к русскому языку.

Оборудование: опорные конспекты, индивидуальный раздаточный материал, кластер.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Ребята! Сегодня у нас обычный урок, но сегодня необычный день - день Влюбленных, поэтому я хочу вам подарить частичку своего сердца, а вы в конце урока отдадите частичку своего сердца мне.

Возьмите самое большое сердце и напишите на нем свое имя.

А меня зовут Инна Викторовна.

2. Повторение.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда на доске написано МЕСТОИМЕНИЕ?

(мозговой штурм: листок-веер)

О чем идет речь в этом четверостишии:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

- Зачем в речи нужны местоимения? (Местоимение - это слова-заместители, они вносят в речь разнообразие и связывают отдельные предложения в целое высказывание-текст).

Лист-опросник: работа с заданием №1,2.

3. Новый материал.

СКАЗКА: стук в дверь:

- Это Ваня?

- Нет.

- Это Ира?

- Нет:.

А какой можно задать вопрос, чтобы сразу получить ответ? (КТО?)

- Какие вы еще знаете вопросы?

ОТКРЫТИЕ ТЕМЫ

Чтение материала учебника стр.164

- Что нового вы узнали?

ДОСКА.

КТО стучится в дверь ко мне? Я спросил, кто стучится.
ЧЕГО тебе надобно, старче? Я спросил, чего он хочет.
КАКОЙ тебе годик? Трудно решить, какой год ему шел.

- В чем отличие относительных местоимений и вопросительных?

Чтение учебника стр.166

4. РЕЛАКСАЦИЯ (зарядка под музыку, "Ветер дует нам в лицо")

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Упр. №166

Укажите, какие местоимения являются относительными (о), а какие вопросительными(в)?

Какие еще местоимения имеются в этих строках? Выпишите их, определите их разряд.

Лист-опросник №3

6. Домашнее задание:

Найти в художественной литературе, в стихотворениях предложения, в которых есть вопросительные или относительные местоимения;

№71, 72.

РЕФЛЕКСИЯ: мордашки-сердечки: наклеить фигурки в соответствие с настроением.

  • Вам хорошо, комфортно было на уроке, материал вы усвоили, умеете находить местоимения, определять их разряд.
  • Материал поняли не совсем, осталось много пробелов, не умеете находить местоимения, определять разряд.
  • Было некомфортно, ничего не могли сделать самостоятельно.

 


Самостоятельная работа по теме "Местоимение"

1. Укажите неверное утверждение:

А. Местоимение-часть речи, которая не только указывает на предметы, признаки, количество, но и называет их.

Б.Синтаксическая функция местоимений зависит от соотносительной группы (той части речи, на которую указывает)

В. Личные местоимения 3-го лица в родительном падеже могут выступать в роли притяжательных местоимений в определенном контексте.

2. Укажите личные местоимения:

А. кто-то

Б. у кого

В. сам

Г. никто

Д. его

Е. мною

3. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений?

А. На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.

Б. Ихние тетради лежали на столе.

В. У его сестры очень красивый почерк.

Г. Мы решили пойти к ему в гости.

Д. В ихнем классе много спортсменов.

4. Прочитайте выразительно текст. Выпишите местоимения, поставьте в начальную форму, определите разряд.

  • Однажды я ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.
  • Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже замирал на месте.
  • Когда я шел быстрее, этот малыш тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в здание телефонной станции не пошел:
  • Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Я вернулся через несколько минут, но его уже не было.
  • Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал или не уберег моего маленького друга!

5. Произвести синтаксический разбор предложения.

  • Февраль откро..т?ся раствором
  • Н..бес?ной сини (с) с..диной
  • Пр..порошит сн..жком заборы
  • Пройдет обочиной л..сной.