Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”.
Задачи:
обучение
определению склонения имен существительных,
опираясь на содержание таблицы и схемы;
уточнение понятия “склонение имен
существительных”; определение места типов
склонения имен существительных в грамматических
категориях части речи.
Оборудование: электронная презентация (Приложение), ПК.
План урока
I. Организационный момент
Основная часть.
- Сообщение целей и задач урока.
- Актуализация имеющихся знаний.
- Словарная работа.
- Объявление темы урока.
- Заполнение таблицы по теме.
- Отгадать ребусы.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала, отработка полученных умений.
- Индивидуальные задания.
Заключительная часть
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелительМного мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”
Цель: активизировать знания учащихся о грамматических категориях имени существительного. Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Соединить слова с грамматическими характеристиками.
- Составить с этими существительными предложения.
В лесу |
ж.р., мн.ч., пр.п |
Водосток |
ж.р., ед. ч, им. п. |
Водянка |
м.р., ед.ч., д.п |
Пересказом |
м.р, ед.ч., пр.п. |
Сказителю |
ж.р., ед. ч, тв. п. |
Сказочницей |
м.р., ед.ч., им.п. |
О сказках |
м.р., 2 ед.ч., тв.п |
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Цель: отработать умение детей писать правильно слова с безударными гласными в корне слова. Учить мыслить логически.
Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).
По горизонтали:
2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....
5. Учит в школе нас не зря
... первая.
6. Крутится – вертится ветряная …
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.
По вертикали:
1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
VI. Заполнение таблицы по теме
Цель: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
Заполните перфокарты (по вариантам).
Цель: закрепить полученные знания, определить учащихся, которые затрудняются в определении склонения имени существительного.
1 вариант.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
капуста | |||
ночь | |||
зверь | |||
мышь | |||
дерево |
2 вариант.
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
брат | |||
печь | |||
река | |||
море | |||
яблоня |
VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы (см. Приложение).
VIII. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)Через левое плечо. (Поворот влево.)
IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений
Цель: закрепить и отработать на практике умению актуализированные и полученные во время урока. Работать над развитием мыслительных операций детей.
1) (Устная работа с компьютером.) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?
1 скл. Тревога |
2 скл. испуг |
3 скл. печаль |
2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.
X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)
1 дифференцированная группа: выписать из
текста существительные, распределить их по
столбикам в зависимости от склонения. Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях. |
2 дифференцированная группа: Определить
склонение слов, выделенных в тексте. Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться. |
3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.
Солнце сирень черемуха платье декабрь пальто лук космос |
ракета новость окно зонтик осень небо огород |
XI. Итоги урока
- Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
XII. Домашнее задание
Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.
3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.
Определите склонение выделенных
существительных. Наш сад заброшен. Больше всего разрослись тополь и черемуха. За прудом была поляна. Она вся заросла отростками молодых тополей. |