Цели:
Оборудование:
- перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, постановка целей
- Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?
- Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.
III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания
- Дайте определение имени существительного.
- Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.
(Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:
а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель;
б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник;
в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор;
г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег;
д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец.)
- Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?
(В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.
Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).
IV. Повторение морфемного состава имён существительных
- Какие морфемы записаны на доске?
-л-
-оват-
-ец-
-ушк-
-еньк-
-ич-
-онок-
-очк-
-ть-
-тель-
-ищ-
-ин-
- На какие две группы можно разделить эти суффиксы?
(Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)
- Выберите суффиксы других частей речи.
- Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька.
- Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)
- В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.
- Какие слова записали?
V. Орфографическая работа
- Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?
плеч:
родник
сокровищ:
луч:
гореч:
безветрие
роскош:
туч:
сила
задач:
- К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.
(убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )
- Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")
- Как вы думаете, какое будет задание?
- Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.
(1 ученик за доской)
- Проверьте. Кто не согласен?
- Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)
- Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.
- Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.
- Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)
- Объясните написание окончаний.
VI. Работа с перфокартами
- Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)
- Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?
- Проверим ваше умение использовать это правило на практике.
- Приготовьте перфокарты, листочки.
шёл | к станции | по дороге | по аллее |
беседовал | о профессии | об отзыве | о героизме |
рассказывал | о берёзе | о лекции | о брошюре |
говорил | о Марии | о Наталье | о Маше |
сидел | на ели | на постели | на ёлке |
говорил | Дарье | Ксении | Даше |
писал | в тетради | в тетрадке | в альбоме |
материал | по истории | по географии | по химии |
беседа | о космосе | медицине | растении |
- Сдайте работы.
VII. Работа с текстом
- На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)
- Прочитаем текст.
Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето : . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .
У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.
- Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.
- Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?
- Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.
- Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)
- Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)
- Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.
- Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)
VIII. Подведение итогов
- Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
- Оценки за урок: Тетради сдать.
IX. Домашнее задание
- Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).