ЦЕЛЬ:
- ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
- учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать с книгой;
- прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (это загадки).
2. Отгадайте их.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной больш:й крыш:й живут (стол). Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
3. - Назовите знакомые части речи, надпишите их.
- Какие слова вы не назвали? Что они обозначают? (два, четыре, сто; число).
- Как назвать такую часть речи? (числительное). Это и есть тема нашего урока. Откройте учебники.
Приложение 1 (слайд № 1 - тема )
4. Сообщение темы, целей.
5. Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?
- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.
- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )
- А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий царевны выполняют женихи и т. д.)
6. Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? Запишите их в первый столбик. Что они обозначают? (число).
- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте)
- Стр. 143. сам. раб. , Выполняем задания учебника.
- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?
- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? И обозначают порядок предметов при счёте?
Два Второй Четыре Четвёртый Сто Сотый Количественные Порядковые Семь Седьмой Восемь Восьмой
7. - Посмотрите на экран и решите ребус (м/м семь в о семь).
Приложение 1 (слайд № 2 - ребус )
- В какой столбик вы их запишите? Почему?
- Образуйте от них порядковые числительные. Докажите свою правоту.
8. Вернитесь к учебнику: сравните второй пример каждого столбика. Определите, как изменяется числительное? (по пад. )
- Обратите внимание, что в числительном одиннадцать пишется две буквы Н. Кто знает, почему? (выступает подготовленный ученик)
Примерный текст выступления:
Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 3 - иллюстрация сообщения ). Современные сложные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так : . Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.
9. К какой группе числительных принадлежит 11? Аргументируйте ответ.
- А на какой вопрос отвечают порядковые числительные?
10. Физминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
11. А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.
Приложение 1 (слайд № 4 - предложения )
- Посмотрите в учебник, каким ещё членом предложения может быть числительное?
12. Подытожьте, какими членами предложения могут быть числительные.
- А что ещё вы узнали об этой части речи сегодня?
13. Скажите, ребята, а слова двойка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? Это слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глагол с числовым значением.
- Упр. 346 (частично письменно).
14. Упр. "Третье лишнее" Приложение 1 (слайд № 5). Два слова в каждой строке - числительные, одно - другая часть речи. Найдите её и выпишите. (Взаимопроверка - Приложение 1 - слайд № 6.)
Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?
Домашнее задание. Упр. 345, выучить правило.
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Приложение 1 (слайд № 7 - текст ).
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- Расшифруйте текст. Дома вместо выполнения упражнения можете попробовать написать подобный рассказ или составить несколько предложений.
Приложение 1 (слайд № 8 - домашнее задание)
Примечание:
Ребус и текст задания V взяты из книги С.И. Львовой "Там, где кончается слово:" (Москва, "Просвещение", 1991 год, - с. 46, 47).