Цели:
- развитие творческих способностей учащихся, развитие подвижности и гибкости мышления, логики;
- обучение умению рассуждать, обобщать, действовать в новой ситуации;
- повышение уровня развития памяти, внимания, воображения, быстроты реакции мышления.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды с заданиями, карточки на развитие логического мышления, танграм, жетоны.
Демонстрация основных элементов занятия с использованием презентации созданной в программе Power Point 2003.
1 этап
Разминка
Вика. |
Как называется результат сложения? (Сумма) |
Настя. |
Как по-другому назвать школьницу? (Ученица) |
Женя. |
Каким действием находят дробь от числа? (Умножением) |
Саша Д. |
Два числа, произведение которых равно единице? (Взаимно обратные) |
Вова. |
Как называется дробь, которая меньше единицы? (Правильная) |
Валя. |
Как по-другому называются 60 минут? (Час) |
Артём. |
Сотая часть числа.... (Процент) |
Саша Ш. |
Сколько мальчиков в нашем классе? (5) |
Надя. |
Можно ли делить на ноль? (Нет) |
Возможные дополнительные вопросы:
- Сколько пальцев на ноге? (Пять)
- Сколько букв в слове СОЛНЦЕ? (6)
- В названии каких месяцев только 4 буквы? (Март, июнь, июль)
- Толчёный картофель. (Пюре)
- Детёныш овцы. (Ягненок)
- Это заведующий учебной частью в школе. (Завуч)
- Этот герой ездил на печи. (Емеля)
- В школе 45 минут. (Емеля)
2 этап
А. Таблица с цифрами. (Приложение 1, слайд 3)
8 |
15 |
14 |
4 |
10 |
1 |
|
13 |
5 |
|
6 |
|
2 |
11 |
16 |
|
- Найти пропущенные числа и выписать в порядке возрастания. (3, 7, 9, 12) (Приложение 1, слайд 4)
- Назвать четные и нечетные. (12; 3, 7, 9.)
- Назвать числа, которые делятся на 3, на 5. (3, 9, 12; нет таких чисел)
Б. Назовите волшебные из них. (Приложение 1, слайд 5)
В. Разгадайте слово, используя шифр.
- Расположите цифры впорядке убывания.
9-Е, 12-М, 3-Ю,7-Н. (Приложение 1, слайд 6, 7)
Г. В полученном слове объясните лексическое значение, происхождение. Укажите род, число, склонение. (Приложение 1, слайд 8)
Возможные дополнительные задания:
- на быстроту мышления
Измените 1 букву и получите название животного.
Корона-... | Лист-... | Лес - ... | Роза- ... | Щит-... |
(Приложение 1, слайд 9, 10)
- на быстроту реакции
Угадай слово. (Приложение1, слайд 11)
- Им пишут на доске.
- Сушёный виноград.
- У ОКНА он средний,
у ТЕТРАДИ - женский,
у ПОЛА - мужской.
Соедините первые буквы в разгаданных словах и прочитай слово так нужное всем людям. (МИР) (Приложение 1, слайд 12)
3 этап
А. Найди общее название каждой паре слов. (Приложение 1, слайд 13, 14)
шкаф, стол - …
ель, береза - ...
вторник, четверг - …
Москва, Омск - …
слесарь, врач - …
малина, смородина - …
заяц, тигр - …
карандаш, ручка - …
суффикс, приставка - …
Б. Какие буквы называются гласными, сколько их в алфавите?
(А, Е, Е, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я) - 10 букв. (Приложение1, слайд 15)
А сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (А, И, О, У, Ы, Э) 6 гласных (Приложение1, слайд16)
В. Подумайте, по какому принципу объединить слова в пары. (Приложение 1, слайды 17, 18)
Здоровье Правда Жара Добро Радость Зима Шум |
Грусть |
Г. Литературная викторина
- Они бывают волшебные, о животных и бытовые. (Сказки)
- Углов у стола? А если один отпилить? (5)
- Кому ворон говорит: «Ведь это дереву вредит. Коль корни обнажишь, оно засохнуть может» (Свинье)
- Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года? (8)
- Каких главных былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
- В вазе 3 ромашки и 7 васильков. Сколько в вазе ромашек? (3)
- Кто автор сказки о коньке- горбунке? (П. Ершов)
- У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного? (4)
- Кто написал сказку о царе Салтане? (А.С. Пушкин)
- Часы показывают 2 часа дня. Сколько времени было 8 часов назад? (6 часов)
- Как называется описание природы в произведении? (Пейзаж)
- Сколько ног, рогов и хвостов у одной коровы вместе? (7)
- Какая вещь дана в приданое царице из «Сказки о мёртвой царевне..»? (Зеркальце)
- Сколько линий надо провести, чтобы разделить квадрат на 4 равные части? (2)
- В каком произведении девочка спасает своего друга, которому в сердце попал осколок льда? («Снежная королева»)
- Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему понадобилось? (12)
- В какой сказке встречаются все времена года? («Двенадцать месяцев» Андерсен)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)
- Назовите героя, который говорит: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро». (Винни - Пух)
4 этап
А. ТАНГРАМ – игра, которая представляет собой набор из семи геометрических фигур, на которые разрезан квадрат. (Приложение 1, слайды 19, 20, 21)
Б. «Четвёртое лишнее» (Приложение1, слайд 22, 23)
Пришил, приклеил, присел, привинтил.
Котлеты, пельмени, вареники, пироги.
В. Что скрыто под вопросительным знаком? (Приложение 1, слайды 24, 25, 26, 27)
ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ
Послушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь в столбик.
- К количеству букв в слове ДЕКАБРЬ прибавьте количество дней в неделе.
- Чтобы отрезать один раз, надо столько раз отмерить.
- От количества учеников в классе отнимите количество сосен из стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком»
- Количество букв А в слове МАТЕМАТИКА умножьте на количество поросят из сказки.
- От общего количества месяцев в году отнимите сумму весенних и осенних.
- Это число многие считают несчастливым.
- От количества сантиметров в метре отнимите количество лет в веке.
Пользуясь данным ключом, отгадай название книги.
0-Ь. 6-Л. 14 -С. 7-Р. 9-О 13-A. 8-B. (Приложение 1, слайды 28, 29)
СЛОВАРЬ - это справочник, где словарные статьи расположены по алфавиту. Чем чаще вы им пользуетесь, тем умнее становитесь.