Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.
- Развить, углубить и упрочить знания об этой части речи; ещё раз убедиться в том, как велика изобразительная роль наречий в нашей речи, в художественных произведениях.
- Воспитать и привить любовь учащихся к родной природе.
Межпредметные связи:
- литература;
- изобразительное искусство.
Оборудование:
- опорные конспекты;
- алгоритмы;
- репродукция картины художника И. Левитана “Золотая осень”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня мы подводим итог работы по теме “Наречие”, о котором ещё Михаил Васильевич Ломоносов сказал: “Наречие для краткого изображения обстоятельств служит”.
Наша задача обобщить и систематизировать знания о наречии и правилах правописания, ещё раз убедиться в том, как велика изобразительная роль наречий в нашей речи, в художественной литературе.
II. Фронтальный опрос:
- Дайте определение части речи “Наречие”.
- Назовите виды наречий? И на какие вопросы они отвечают?
- Что вы узнали о степени сравнения наречий?
III. Работа у доски.
- Записать предложение на доске.
- Сделать морфологический разбор наречия.
- Расставить знаки препинания.
- Объяснить пунктуацию.
Солнце, застилаемое дымом, стояло ещё высоко.
Ещё.
- Общее грамматическое значение – признак действия.
- Морфологические признаки:
- Постоянные – нет.
- Непостоянные – нет.
- Синтаксическая роль – обстоятельство.
IV. Самодиктант “Проверь себя”.
Привести примеры на изученные орфограммы по теме “Наречие”.
- Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных местоименных наречий.
НИГДЕ | НИКОГДА | НИКУДА |
НЕГДЕ | НЕКОГДА | НЕКУДА |
Опознавательный признак – безударное положение гласного.
- Буквы А-О на конце наречий с приставками.
Издавна, досуха, снова, влево, наглухо, затемно, изустно, доверчиво.
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.
Горячо, певуче, ещё (иск).
Опознавательный признак – положение после шипящего.
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Невмочь, сплошь, настежь.
Уж, замуж, невтерпеж (иск).
Опознавательный признак – наличие шипящего на конце слова.
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о, е.
Невесело (грустно), неглупо (довольно умно), нелепо, неуклюже.
Не весело, а грустно, нисколько не заметно, не досыта (не на – о, е).
Опознавательный признак – орфограмма – контакт и орфограмма – пробел наличие НЕ.
- Одна и две буквы Н в наречиях на – о, е.
Говорить искренне (искренний), смотреть удивленно (удивленный), жить дружно (дружный).
Опознавательный признак – Н перед гласными в конце слова.
- Дефисное написание наречий.
Где-то, когда-нибудь, куда-нибудь, кое-куда; одеться по-зимнему, по-испански, по-волчьи, во-первых, в-третьих; едва-едва, давным-давно.
Опознавательный признак – приставка кое-, суффиксы то-, либо-, нибудь; приставка по- суффиксы ому, ему, и; приставка во, в- суффиксы их, ых, сложным словом.
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных.
Слитно.
Вверх, вниз, вперед, сначала, навек.
Вдогонку, вразвалку.
Дотла, изнутри, натощак, спросонок – существительные входящие в С.Р.Я не употребляется.
Вкрутую, вплотную, врассыпную.
Вдвое, надвое.
Раздельно:
Без удержку, в упор, до упору. На пятерых, на двоих.
V. Анализ текста. Запись под диктовку.
1. С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. 2. Утром вы замечаете(,) что трава чуть(чуть) побелела. 3. Лужи сплошь.. засыпаны листьями. 4. Осенние мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспреста…о, и земля не просыхает скоро. 5. Ветер дует (без)устали, разнося далеко(далеко) созревшие семена деревьев. 6. Листья на деревьях начинают кое(где) желтеть. 7. Поля мало(помалу) тоже желтеют. 8. Лишь по(прежнему) зеленеет оземь.
- Определите тип и стиль речи?
- Объясните правописание наречий.
- Подберите к наречию без устали синонимы и антонимы.
- Образуйте наречие от прилагательного мелкие.
- Наречий, какого разряда здесь используется больше всего?
- Что достигается благодаря использованию во 2-ом и 8-ом предложениях наречий, образованных повторением слов?
- Объясните пунктуацию в 2-ом предложении.
VI. Творческая групповая работа.
Относительно – активная группа работает по карточкам.
Исполнительно – активная группа.
Задание: написать сочинение-миниатюру, используя записанный текст и репродукцию картины художника И.Левитана “Золотая осень”. В сочинении использовать наречия.
Творческая группа.
Задание: на основе записанного текста составить свой текст, но только на тему “Весна идёт”, используя в нем наречия и определить какую роль они играют? Подумайте, какое настроение вы хотите выразить.
VII. Подведение итога урока.
Вопрос к классу:
- Какова роль наречий в тексте? (в описании, в повествовании, в рассуждении)
VIII. Домашнее задание:
На выбор учащихся.
- Выписать из учебника литературы 5 предложений с наречиями образа действия и места. Выполнить морфологический разбор одного наречия.
- Написать сочинение-миниатюру по опорным словам на одну из тем. Подумай, какое настроение ты хочешь выразить. Используй, данные наречия как средство описания, создания настроения.
Листопад.
Тополиный пух.
Наречия: легко, спокойно, тихо, чуть, слышно, изящно, грациозно, едва - два, высоко-высоко, вдаль, вверх, вниз.