Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.
  2. Развить, углубить и упрочить знания об этой части речи; ещё раз убедиться в том, как велика изобразительная роль наречий в нашей речи, в художественных произведениях.
  3. Воспитать и привить любовь учащихся к родной природе.

Межпредметные связи:

  • литература;
  • изобразительное искусство.

Оборудование:

  • опорные конспекты;
  • алгоритмы;
  • репродукция картины художника И. Левитана “Золотая осень”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы подводим итог работы по теме “Наречие”, о котором ещё Михаил Васильевич Ломоносов сказал: “Наречие для краткого изображения обстоятельств служит”.

Наша задача обобщить и систематизировать знания о наречии и правилах правописания, ещё раз убедиться в том, как велика изобразительная роль наречий в нашей речи, в художественной литературе.

II. Фронтальный опрос:

- Дайте определение части речи “Наречие”.

- Назовите виды наречий? И на какие вопросы они отвечают?

- Что вы узнали о степени сравнения наречий?

III. Работа у доски.

  1. Записать предложение на доске.
  2. Сделать морфологический разбор наречия.
  3. Расставить знаки препинания.
  4. Объяснить пунктуацию.

Солнце, застилаемое дымом, стояло ещё высоко.

Ещё.

  1. Общее грамматическое значение – признак действия.
  2. Морфологические признаки:
    • Постоянные – нет.
    • Непостоянные – нет.
  3. Синтаксическая роль – обстоятельство.

IV. Самодиктант “Проверь себя”.

Привести примеры на изученные орфограммы по теме “Наречие”.

  • Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных местоименных наречий.
НИГДЕ НИКОГДА НИКУДА
НЕГДЕ НЕКОГДА НЕКУДА

Опознавательный признак – безударное положение гласного.

  • Буквы А-О на конце наречий с приставками.

Издавна, досуха, снова, влево, наглухо, затемно, изустно, доверчиво.

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

Горячо, певуче, ещё (иск).

Опознавательный признак – положение после шипящего.

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Невмочь, сплошь, настежь.

Уж, замуж, невтерпеж (иск).

Опознавательный признак – наличие шипящего на конце слова.

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о, е.

Невесело (грустно), неглупо (довольно умно), нелепо, неуклюже.

Не весело, а грустно, нисколько не заметно, не досыта (не на – о, е).

Опознавательный признак – орфограмма – контакт и орфограмма – пробел наличие НЕ.

  • Одна и две буквы Н в наречиях на – о, е.

Говорить искренне (искренний), смотреть удивленно (удивленный), жить дружно (дружный).

Опознавательный признак – Н перед гласными в конце слова.

  • Дефисное написание наречий.

Где-то, когда-нибудь, куда-нибудь, кое-куда; одеться по-зимнему, по-испански, по-волчьи, во-первых, в-третьих; едва-едва, давным-давно.

Опознавательный признак – приставка кое-, суффиксы то-, либо-, нибудь; приставка по- суффиксы ому, ему, и; приставка во, в- суффиксы их, ых, сложным словом.

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных, прилагательных, числительных.

Слитно.

Вверх, вниз, вперед, сначала, навек.

Вдогонку, вразвалку.

Дотла, изнутри, натощак, спросонок – существительные входящие в С.Р.Я не употребляется.

Вкрутую, вплотную, врассыпную.

Вдвое, надвое.

Раздельно:

Без удержку, в упор, до упору. На пятерых, на двоих.

V. Анализ текста. Запись под диктовку.

1. С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. 2. Утром вы замечаете(,) что трава чуть(чуть) побелела. 3. Лужи сплошь.. засыпаны листьями. 4. Осенние мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспреста…о, и земля не просыхает скоро. 5. Ветер дует (без)устали, разнося далеко(далеко) созревшие семена деревьев. 6. Листья на деревьях начинают кое(где) желтеть. 7. Поля мало(помалу) тоже желтеют. 8. Лишь по(прежнему) зеленеет оземь.

- Определите тип и стиль речи?

- Объясните правописание наречий.

- Подберите к наречию без устали синонимы и антонимы.

- Образуйте наречие от прилагательного мелкие.

- Наречий, какого разряда здесь используется больше всего?

- Что достигается благодаря использованию во 2-ом и 8-ом предложениях наречий, образованных повторением слов?

- Объясните пунктуацию в 2-ом предложении.

VI. Творческая групповая работа.

Относительно – активная группа работает по карточкам.

Исполнительно – активная группа.

Задание: написать сочинение-миниатюру, используя записанный текст и репродукцию картины художника И.Левитана “Золотая осень”. В сочинении использовать наречия.

Творческая группа.

Задание: на основе записанного текста составить свой текст, но только на тему “Весна идёт”, используя в нем наречия и определить какую роль они играют? Подумайте, какое настроение вы хотите выразить.

VII. Подведение итога урока.

Вопрос к классу:

- Какова роль наречий в тексте? (в описании, в повествовании, в рассуждении)

VIII. Домашнее задание:

На выбор учащихся.

  1. Выписать из учебника литературы 5 предложений с наречиями образа действия и места. Выполнить морфологический разбор одного наречия.
  2. Написать сочинение-миниатюру по опорным словам на одну из тем. Подумай, какое настроение ты хочешь выразить. Используй, данные наречия как средство описания, создания настроения.

Листопад.

Тополиный пух.

Наречия: легко, спокойно, тихо, чуть, слышно, изящно, грациозно, едва - два, высоко-высоко, вдаль, вверх, вниз.