Тема урока "Приставка"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • дать учащимся понятие “приставка – значимая часть слова”, о роли приставок как средства образования слов;
  • совершенствовать умение выделять приставки в словах, определять их значение;
  • развивать речь;
  • прививать детям любовь к прекрасному.

Оборудование: магнитофон, музыкальный диск, экран, проектор.

Оформление: плакат: “ Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла”. К.И.Чуковский.

Эпиграф:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый гостей
Делать слово из частей!

Ход урока

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

II. Проверка домашнего задания упр. 398:

– назовите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ивушка, солнышко, дождичком, корешок).

– назовите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (зеленая – зелень, невесела – невесел, печет – печь, корешок– корень, вода – воды, течет– течь).

III. Работа по теме урока

* Чтение эпиграфа урока.

* Беседа с учащимися:

– Какие части слова – морфемы вам известны? (Корень, суффикс, окончание.)

– Какие морфемы могут входить в основу слова?

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли приставок как средствах образования слов.

* Работа с учебником. Наблюдения на стр.156 учебника.

Ответить на вопрос: Какая часть слова придает глаголу носить эти значения? (Приставка.)

– Изменилось ли значение слов?

* Работа с таблицей:

в – движение вперед .

вы – движение наружу.

пере – движение с места на место.

у-, от – удаление.

без-,(бес-) – отсутствие чего-либо.

* Чтение высказывания К.И.Чуковского

– Докажите правильность слов писателя: образуйте с помощью приставок глаголы, составьте словосочетания, показывающие их лексическое значение: с-, вы-, пере-, :

1 ряд – давать. 2 ряд – бежать, 3 ряд – писать.

(Сдавать экзамен, выдавать вещи, передавать записку)

* Физминутка.

* Работа с текстом (текст проецируется на экране)

Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озера.

– Выразительное чтение текста.

– Определите стиль речи (художественный, признаки худ. текста – использование слов в переносном значении: мутная сталь воды, дозором облетают).

– Определите тип речи (повествование, – последовательно раскрываются действия).

– Выписать из текста глаголы с приставкой, разобрать по составу (выплывают, выделяются, смолкла, облетают).

* Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. Составить схему.

* Игра: “Составь слово”, взяв из предложенных слов, указанные морфемы: обговорить, думать, читать, петь, (обдумать).

* Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом : пр…ятно, пр…рода, пр…спокойно, пр..шли, пр..ветливо,пр…чудливые.

* Творческое задание: напишите сочинение-миниатюру на тему:

“Прогулка по зимнему лесу”, используя все записанные на доске слова. (Ребята пишут сочинения под музыку Чайковского “Времена года”, на экране проецируются зимние пейзажи, я читаю стихи С.Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.)

 – Чтение 1–2 работ.

* Творческое задание: составьте сингвейн или четверостишье о приставке (1– 2 ряд). ( Работы детей:

Перед корнем я стою,
Новые слова даю.
Приставка я, а кто не знает,
Пускай скорей запоминает.

Приставка – часть слова,
Стоит перед корнем,
Образует новые слова,
Значит – значима она.

Перед корнем я сижу, слову верно я служу.)

– Ответьте на вопрос: Что нового о приставке вы узнали на сегодняшнем уроке? (3 ряд.)

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание: упр. 405.