Урок русского языка. Тема: "Систематизация и обобщение изученного о числительном"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать сведения об имени числительном; совершенствовать навыки нормативного употребления числительных в речи.

ХОД УРОКА

I. Разминка

– Прочтите тексты – отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской.

Тексты на столе у каждого учащегося.

3 – три

Есть у нас 3 сес3цы,
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что в С3жове,
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш.

100 – сто

У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног.
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!

Вопросы:

  1. Почему трудно читать эти тексты?
  2. Какой стиль речи использует автор?
  3. Когда удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда – буквами?
  4. Какая запись числа принята?
  5. Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное».

II. Повторение. Тренировочные упражнения

1. Словарный диктант с устным комментированием.

Восемь, одиннадцать, пятьсот, шестьдесят пять, девятьсот восемьдесят шесть, семьсот семьдесят семь, восьмимиллионный, тысячелетие, из тетради, от тринадцати до девятнадцати, сорокакилограммовый.

2. Немного математики. Устное проговаривание. Приложение 1 (презентация)

11 + 16 = 27
316 + 28 = 344
713 + 846 = 1559
912 – 21 = 891
912 – 12 = 900
517 – 102 = 415

3. Вместо точек вставьте числительное полтора.

1) Лагерь находился в … километрах от дома.
2) К … километрам пути добавилось ещё два.
3) Протяженность болотистой местности около … километров.
4) Приготовления к встрече гостей длились … суток.

4. Найдите неправильный ответ. Исправьте ошибку.

по обоим сторонам
в обеих руках
в обоих случаях
двое мальчиков
двое спортсменок
двое суток

5. Определите часть речи.

Двойка, два, двойной, удвоить, двухэтажный, второй, двадцать; десятка, десятичный, десятый, десятибалльный, вдесятеро, десять.

6. Составьте и запишите словосочетания «числит. + сущ.».

Пятеро, пять (сестры); семь, семеро (ножницы); шесть, шестеро (апельсины, помидоры); два, двое )ребята); три, трое )котята); четыре, четверо (сутки); три, трое (солдаты); два, двое (килограммы).

7. Кроссворд (индивидуальное задание). Приложение 2

8. Сочинение-сказка. Сочинить сказку, в которой есть числительные. [ 1 ]

III. Проверка домашнего задания

Чтение одной-двух сказок. Найти числительные и оценить, насколько правильно в речевом отношении они употреблены.

Сказка. Добрый Эхо

Жил-был в одном лесу Эхо. Ему было двести пятьдесят три года.
Он поселился в лесу еще маленьким мальчиком. Всегда помогал зверям и птицам в трудную минуту.
Однажды в лесу заблудилась пятилетняя девочка. Ее деревня
находилась в трехстах метрах от леса. Эхо решил ей помочь, ведь он был очень добрым.
Он стал на тропинке, которая вела в деревню, и крикнул: «Ау!».
Девочка прислушалась. Эхо крикнул второй, затем третий раз, подзывая ее поближе. Долго ли коротко ли бежала девочка. Оказалась она на опушке и увидела свою деревню из десяти домиков.
Девочка обрадовалась и побежала домой.

IV. Итоги урока

  1. Стали ли числительные вашими друзьями?.
  2. Какое задание было самым интересным на уроке?
  3. Почему необходимо уметь правильно писать числительные словами?

Литература:

1. Рекомендации Ю.Н.Гостеевой, Л.А.Шибаевой. Журнал «Русский язык в школе», №3 1993.