Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Вообще, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение

(преобразование).Думается, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «Откликаться» на действие ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.

У учителя-словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка, культуру чтения, а, по сути, культуру человеческой души. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Я стараюсь давать такие домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками информации. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки, и сеть Интернет .Например, после изучения темы «Средства выразительности языка» учащиеся получили такое домашнее задание:

  1. «Средства выразительности». Что это? Попытайтесь объяснить значение этого словосочетания примерами.
  2. Найдите средства выразительности в рекламе. На какие подгруппы их можно разделить?
  3. Создайте презентацию «Средства выразительности в рекламе».
  4. * Подготовить обзор сайтов, посвященных данной теме.
* - задания выполняются по  желанию.

В своей работе я использую следующие электронные учебники и пособия:

  1. «Иллюстрированный энциклопедический словарь». – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2005
  2. «Шедевры архитектуры». – 2002
  3. «Шедевры мировой классической музыки». – 2005
  4. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. – «Просвещение МЕДИА», 2004
  5. «1С:Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 2006
  6. Программа – тренажер по русскому языку «Фраза». – «Гуру. СОФТ», 2004
  7. www.navoprosotveta.net (энциклопедия толковый словарь словарь слов справочник)
  8. www.proza.ru (Национальный сервер современной прозы)
  9. www.dalyaslovar.ru Cловарь Даля

Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.

Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.

Проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку.

Критерии оценки работ:

  • оригинальность подхода;
  • полнота представленного материала;
  • оформление;
  • представление и защита работы.

Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки…

Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение.

При подготовке к урокам русского языка я подбираю примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило, или сама создаю их.

7 класс. К разделу «Лексика» (тема «Несклоняемые существительные»)

Названия средств массовой информации.

Би-Би-Си сообщила (Британская радиовещательная корпорация);

либеральная “Ньюс кроникл”.

Нередко встречается о ш и б о ч н о е согласование:
Би-Би-Си сообщило (как несклоняемое существительное среднего рода),

“Таймс” опубликовал... (название с конечным согласным отнесено к мужскому роду), “Бурда моден” продемонстрировала новую летнюю коллекцию одежды (название журнала).

Эта работа очень важна, так как позволяет учителю ориентироваться на уровень класса, на степень усвоения материала, выявлять «пробелы» в знаниях как класса в целом, так и отдельных учеников.

Было бы замечательно, если уроки проводились в кабинете информатики, где компьютеры объединены в локальную сеть. Электронные учебники и пособия позволяют выполнять задания в интерактивном режиме. Это очень помогает при подготовке к ЕГЭ.

Использование ИКТ помогает активизировать и внеклассную работу.

Направления работы:

  • использование при проведении бесед;
  • использование при проведении занятий кружка «Юные корреспонденты» (Создание презентаций, просмотр фрагментов фильмов, показ иллюстраций, знакомство с историями жизни великих людей);
  • просмотр фильмов в школьной медиатеке («18-14», «Последняя дуэль» и др.;
  • организация досуговой среды: просмотр мультипликационных фильмов, кинофильмов, компьютерные игры;
  • использование при проведении внеклассных мероприятий.

Презентация.