Влияние программ начальной школы на развитие орфографической зоркости учащихся II и III ступени

Разделы: Русский язык


Введение

На книжном рынке в последние годы появилось большое количество книг по обучению правописания, причем “быстрому” обучению. Предлагаются тесты, сборники диктантов и изложений, а также созданы вариативные учебники по русскому языку. Словом, недостатка в учебно-методической литературе нет.

Но вместе с тем вечные проблемы с развитием орфографической зоркости почему-то остаются и их надо решать.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. Но от того, как будут сформированы азы орфографической зоркости, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Думается, что положительного эффекта в решении данной проблемы можно достичь лишь при наличии в обучении определенной выверенной методической системы. Ни для кого не секрет, что фундамент орфографической зоркости закладывается именно на начальной стадии обучения. И, конечно же, эффективность преподавания русского языка в среднем звене во многом зависит от того, как учащиеся справлялись с этой проблемой на 1 ступени.

Конечно, вы скажете, что это факт общеизвестный. Но если раньше можно было ждать одних и тех же знаний и умений от всех учащихся. Приходящих в 5 класс, то сегодня нужно помнить о наличии разных авторских программ, отличающихся как содержанием, так и способами решения тех или иных задач.

Я работаю учителем русского языка и литературы в среднем и старшем звене, и мне показалось интересным проанализировать несколько программ начальной школы с точки зрения подхода их к решению проблемы “Орфографическая зоркость” и сделать кое-какие выводы.

Для исследования я взяла обновленные традиционные программы: “Начальная школа 21 века” под редакцией Н.Ф. Виноградовой, учебно-методический комплект “Гармония” и развивающую систему Л.В. Занкова.

Но сначала несколько слов об орфографической зоркости и о причинах ее падения.

Приложение

Об орфографической зоркости

Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность – являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов. Просто при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознание орфограммы.

Существует ряд объективных причин, которые объясняют, почему же в последние десятилетия орфографическая зоркость катастрофически падает. Это:

  • Понижение уровня чтения, особенного самостоятельного.
  • Снижение читательского интереса.
  • Очень долгое время учителя начальной школы вынуждены были работать на голой интуиции. Оказывается, последнее методическое пособие по обучению орфографии в начальной школе в прошлом веке вышло в 1960 году. И только сейчас ситуация стала меняться к лучшему.
  • Сюда же относится и понижение уровня познавательного интереса учащихся. Дети теперь не такие, как в 70-80 годы, мотив “нужно” и “требует учитель” не срабатывает, изучение правописания не интересно, система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил.

В связи со всем этим встал вопрос о разработке программ нового поколения!

Влияние авторских программ начальной школы на развитие орфографической зоркости

1. Подход в преподавании русского языка.

Начнем с того, что при разработке некоторых авторских программ, на мой взгляд, изменился подход в преподавании русского языка.

Традиционная система обучения не предполагала целенаправленной работы на формирование соответствующего умения, которое именуется орфографической зоркостью, (хотя опытные учителя делали это на интуитивном уровне)

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить: какое орфографическое упражнение раньше было самым распространенным в школьных учебниках? Конечно же, упражнение на вставку пропущенных букв. Что оно тренировало? Применение того или иного орфографического правила. А часть слова всегда была уже показана.

Таким образом, становится понятно, что стало необходимым достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формированием у учащихся орфографической зоркости.

Авторы обновленных программ “Начальная школа 21 века” под редакцией Н. Ф. Виноградовой и учебно-методического комплекта “Гармония” считают, что изучение орфограмм необходимо начинать до знакомства с основными орфографическими правилами, потому что применение правила – это решение уже обнаруженной и поставленной перед собой орфографической задачи.

До сравнительно недавнего времени все школьные программы опирались на морфологический принцип русской орфографии, который гласит, что морфема должна сохранять единое написание независимо от произношения, иначе говоря, в корне -вод- гласный звук должен быть обозначен буквой О, независимо от того, как он произносится. Правильное утверждение? Конечно, да.

Но, оказывается, морфема вносила большие ограничения в методику обучения. И ученые пришли к выводу разработать фонемный подход.

С разработкой другой теории связано появление новых методических решений. В частности, стала понятной возможность введения орфографической работы с опорой на понятие звук, на фонетические умения детей, а они формируются уже в первом классе. Так появились предпосылки для раннего начала работы над орфографической зоркостью учащихся на фонетической основе, то есть обучение умения видеть в слове звуки, стоящие в слабых позициях, значит орфограммы.

Таким образом, развивающая система Л.В. Занкова придерживается старых традиций решения проблемы орфографической зоркости, т.е. в ее основе лежит морфологический подход. Авторы же обновленных традиционных программ: “Начальная школа 21 века” под редакцией Н. Ф. Виноградовой и учебно-методического комплекта “Гармония” считают, что в основе формирования орфографической зоркости должна лежать фонемная теория обучения.

2. Давайте рассмотрим, какими же способами каждая программа добивается грамотного и безошибочного письма.

В программе под редакцией Н. Ф. Виноградовой цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:

  • осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии, о навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге),
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны
  • опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

В учебно-методическом комплекте “Гармония” цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:

также осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии, через умение обнаруживать “ошибкоопасные” места в слове, то есть орфограммы; авторы учебника убеждены, что только это умение может помочь преодолеть “орфографическую слепоту” наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правил, а также через систематическую тренировку в обнаружении орфограмм с помощью специальных упражнений: а) выполняемых на слух (учитель произносит слова, а учащиеся называют, сколько орфограмм в слове и какие они обнаружили) и б) выполняемых при зрительном восприятии материала (сюда входит нахождение орфограмм в любом записанном слове, предложении, тексте) затем через списывание по четко обозначенному алгоритму с обязательным выделением орфограмм, дальше через умение проверять написанное самим учащимся, то есть осуществлять самоконтроль.

В развивающей системе Л. В. Занкова цель формирования умений и навыков грамотного и безошибочного письма реализуется через:

упражнения, активизирующие мыслительную деятельность и создающие условия для раскрытия их творческих способностей; сведения по орфографии в учебниках предполагают большой объем теоретического материала; обучение правописанию строится строго на грамматической основе, т. е. через осмысление языковых соотношений и их обобщение, а не путем заучивания правописания определенных слов и нагромождения тренировочных упражнений: все орфографические упражнения строятся на основе большого объема словарного материала.

В целом вся работа по орфографии построена на основе развития всех видов познавательной деятельности учащихся, развития наблюдательности, мышления. практических действий.

Особое внимание во всех трех программах для развития орфографической зоркости уделяется работе над ошибками.

3. Давайте теперь рассмотрим структурные особенности программ.

В программе “Начальная школа 21 века” под редакцией Н.Ф. Виноградовой выделяются 3 блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:

  • как устроен наш язык,
  • правописание,
  • развитие речи.

При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Авторы учебников считают, что смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых умений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия.

Главная особенность построения учебника по русскому языку в развивающей системе Л. В. Занкова заключается в так называемом переслаивании (чередовании) учебного материала. Авторы учебника убеждены, что в условиях развивающего обучения дидактический принцип быстрого темпа прохождения материала требую частой смены познавательных задач, новизны. И однообразных раздражителен не должно быть. Они оказывают тормозящее влияние, препятствуют интенсивной умственной работе, подавляют ее и. следовательно, задерживают умственное развитие ребенка. Поэтому представление того или иного знания должно быть цикличным, осуществляться по принципу переслаивания, чередования относительно законченных отрезков разных тем. Это предполагает временные интервалы между частями одной и той же темы с многократным возвращением к каждой теме на новом уровне при выполнении заданий по другим темам.

Учебно-методический комплект “Гармония” построен по классической схеме.

В целом, все 3 программы достигают хороших результатов по работе над орфографической зоркостью. Но каждая приходит к таким итогам благодаря своей особой системе:

  • обновленная традиционная программа “Начальная школа 21 века” под редакцией Н. Ф. Виноградовой благодаря фонемному подходу к изучению орфограмм, особой системе тренировочных упражнений на каждый вид орфограммы, блочному подходу в обучении языку в целом и большому объему изучаемых орфограмм на опережение.
  • другая обновленная традиционная программа учебно-методического комплекта “Гармония” достигает хороших результатов тоже благодаря фонемному подходу, использованию приема письма “с окошками”, осмысленному глубокому погружению в ту или иную орфограмму и также большому объему изучаемых орфограмм на опережение.
  • Развивающая система Л. В. Занкова добивается положительных результатов благодаря ведущей роли богатых теоретических знаний в обучении орфографии, большому объему словарного материла, раскрытию и использованию познавательных возможностей и психических процессов ребенка.

Вывод

Конечно, методика работы по орфографии не совершенна. Между тем, в таких разных, на первый взгляд, авторских программах есть, много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся:

  • Осознанное отношение к слову.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные.
  • Формирование представлений об орфограмме.
  • Упражнение для выработки орфографической зоркости.
  • Использование дидактических средств, для организации работы по формированию орфографической зоркости.
  • Письмо с пропусками.
  • Специально организованное списывание.
  • Работа над ошибками.
  • Графические и цифровые обозначения орфограмм.
  • Диагностика орфографической зоркости.

Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования орфографической зоркости в среднем и старшем звене.

Приложение