Русский язык
-
Как различить постановку двоеточия от тире в бессоюзном сложном предложении? 2022
Цели и задачи: повторить правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении; закрепить знания учащихся постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении; тренировать учащихся в постановке знаков препинания изученных правил; научить отличать постановку двоеточия в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения от постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
-
Что такое причастие. 7-й класс 2022
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения находить причастие в тексте, определять признаки глагола и прилагательного у причастия, способствовать формированию умения использовать причастие в речи.
-
Текстоведческий анализ. Языковые разборы. Урок общеметодической направленности. 10-й класс 2022
Цель урока: повторить стили речи, учить анализировать текст с точки зрения синтаксиса, пунктуации, орфографии, готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
-
Интегрированный урок общеметодологической направленности по изучению вводных компонентов в русском и английском языках 2022
Результаты обучения: разграничивать определения вводных компонентов (в русском языке) и «линкеров» (в английском языке) повысить уровень владения коммуникативной компетенцией.
-
Практикум "Культура речи" 2022
Цель практикума: закрепление понятие языковая норма; закрепление навыков владения основными грамматическими нормами; развитие коммуникативной компетенции, умения работать в группе; повышение уровня речевой культуры; воспитание бережного отношения к родному языку.
-
Цели преподавания русского языка в школе 2022
Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность - важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы 2022
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?
-
Использование образовательных интернет-ресурсов для изучения русского языка 2022
В статье представлено описание потенциала образовательных интернет-ресурсов для изучения русского языка, указаны наиболее методически ценные ссылки на сайты, позволяющие облегчить педагогам подготовку к урокам, а обучающимся помочь в усвоении учебного материала по предмету.
-
Современные методики работы с текстом на уроках русского языка 2022
Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Репертуар текстов на уроках русского языка за последнее время значительно расширился. В том числе филологи включают в учебные задания инфографические тексты. Инфографику часто называют текстами будущего. И это не случайно. Такие тексты максимально информативны, мультимедийны, мобильны. Разве это не является признаками современного мира и современного человека?
-
Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме «Обращение» 2022
Цели урока: повторить правило о постановке знаков препинания при обращении; закрепить применение правила на практике.
-
Ситуация успеха как компонент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы 2022
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Повторение по теме «Синтаксис»" 2022
Цели урока: закрепление и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при закреплении темы «Синтаксис». Задачи урока: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обращения», «прямая речь, слова автора»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
-
Дидактическая игра по русскому языку "Не с разными частями речи" 2022
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
-
Вводное занятие для участников исследовательского проекта "Говорите, пожалуйста, правильно!" 2022
Актуальность темы состоит в том, что она направлена на формирование грамотной устной речи обучающихся, необходимой как в процессе обучения (устное собеседование в 9-м классе, задания ЕГЭ в 11-м классе), так и в реальной жизни ребенка и взрослого. Выбор темы обоснован существующей проблемой неграмотного речевого окружения обучающихся. Ошибки, рассматриваемые на вводном занятии и во время реализации всего проекта, являются высокочастотными, присутствуют в речи самих детей и их окружения. Времени урока для формирования навыка грамотной речи недостаточно. Поэтому выбрана форма длительного (учебный год) проекта и игровая форма (подготовка и создание собственных видеороликов). Целевая аудитория внеурочного мероприятия: 6 класс, возраст обучающихся 11–12 лет, в проекте задействованы как дети, обучающиеся по основной программе, так и дети с ОВЗ, учащиеся в данном классе инклюзивно (ЗПР – 6 человек). Первое занятие исследовательского общества даёт эмоциональный настрой и ставит задачи на весь учебный год.
-
Календарно-тематический план и рабочая программа по русскому языку для 5-го класса 2021
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
-
Дидактический материал к уроку русского языка в 8-м классе по теме "Предложения с вводными словами" 2021
Цель урока: дать представление о вводных словах как словах или сочетаниях слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он сообщает; закрепить умение опознавать вводные слова, обособлять их на письме.
-
Технологическая карта урока "Наша речь и наш язык" 2021
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с учебником, его содержанием и структурой; уточнить представление о речи и ее значении в жизни человека; совершенствовать умение различать устную и письменную речь; способствовать развитию умения передавать содержание текста своими словами; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
-
Конспект урока по русскому языку "Глагол. Общее понятие". 4-й класс 2021
Цели урока: повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола; развивать навыки точного употребления глагола в речи.
-
Урок подготовки к сочинению по теме "Репортаж с места событий" 2021
Цель урока: создать условия для формирования умения писать сочинение, учить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
-
Правописание гласных на конце наречий 2021
Цель урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о наречии как части речи.
-
Главные члены предложения. 3-й класс 2021
Цели урока: развить умение находить в предложении главные члены: подлежащее и сказуемое; формировать умение правильно ставить к ним вопросы; развить умение правильно подчеркивать главные члены предложения.
-
Компетентностный подход в работе учителей русского языка и литературы 2021
Учителей-словесников волнует проблема снижения интереса к языку и литературе в современных условиях, доступности информации любого толка и как следствие отсутствие или снижение читательской активности учащихся. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
-
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Неопределенно-личные предложения" 2021
Цели урока: обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие неопределенно-личным предложениям; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям; совершенствовать разные виды речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, письмо, развитие коммуникативно-речевых умений.
-
Система подготовки учащихся 5–11-х классов к олимпиадам по русскому языку и литературе 2021
В представленном материале содержится обобщение педагогического опыта автора по подготовке к олимпиадам учащихся 5–11-х классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-
Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО 2021
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
-
Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы 2021
Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Лексика. Профессионализмы" 2021
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов.
-
Окказиональные слова в творчестве В.В.Маяковского 2021
Цель работы: исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.В.Маяковского. Проблема исследования: выявить место окказионализмов в творчестве В.В.Маяковского.
-
Учимся анализировать текст 2021
Представлена презентация к уроку по теме "Учимся анализировать текст".
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся 2021
В течение последних лет я работаю над темой самообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты. Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.