Русский язык
-
Система подготовки учащихся 5–11-х классов к олимпиадам по русскому языку и литературе 2021
В представленном материале содержится обобщение педагогического опыта автора по подготовке к олимпиадам учащихся 5–11-х классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-
Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО 2021
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
-
Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы 2021
Обучение ребенка вежливому, корректному общению – одна из главных задач учебных предметов «Русский язык» и «Литература». К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку выявляет невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, связанный с не готовностью ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности, неумением выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Лексика. Профессионализмы" 2021
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов.
-
Окказиональные слова в творчестве В.В.Маяковского 2021
Цель работы: исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.В.Маяковского. Проблема исследования: выявить место окказионализмов в творчестве В.В.Маяковского.
-
Учимся анализировать текст 2021
Представлена презентация к уроку по теме "Учимся анализировать текст".
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся 2021
В течение последних лет я работаю над темой самообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты. Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
-
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 2021
Цель урока: подготовить обучающихся к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
-
Технологическая карта урока русского языка в 7-м классе по теме "Причастие как часть речи" 2021
Цель: сформировать умения и навыки, направленные на распознавание и различение причастий от прилагательных и глаголов; познакомить с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками, формировать умение отличать причастия от других частей речи, находить их в тексте, уметь употреблять в речи.
-
Новые векторы развития образовательной системы в условиях перехода ФГОС – ФГОС 21 2021
В статье рассматриваются современные подходы к образовательной системе, векторы развития образовательной системы, раскрываются объективные и субъективные факторы решения проблем развития образования, охарактеризованы ряд возможных стратегий развития образования: использование воспитательного потенциала современных форм и методов образования.
-
Различие союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении 2021
Цель урока: создать условия для понимания различия союзов и союзных слов; углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение отличать союзы от союзных слов; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
-
Различение на письме частиц не и ни. Урок русского языка в 7-м классе 2021
Цели: повторить значения частицы не и правописание не с разными частями речи; познакомить со значениями частицы ни; формировать навык различения частиц не и ни; обогащение словарного запаса, умения сопоставлять, анализировать, исследовать.
-
Синтаксический разбор словосочетания 2021
Цели урока: систематизировать ранее изученное о словосочетании и предложении; знать порядок разбора словосочетания, уметь разбирать словосочетания по образцу в устной и письменной форме; развивать способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; уметь строить устные высказывания, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; стремиться к речевому самосовершенствованию, бережно относиться к языку.
-
Урок русского языка по теме «Развитие речи. Словари». 6-й класс 2021
Цели урока: сформировать представление о видах словарей и строении словарных статей; совершенствовать умение работать, использовать справочную литературу.
-
Суффикс – значимая часть слова 2021
Цели урока: систематизировать знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в словах разных частей речи и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
-
Что значит быть свободным человеком? (по произведениям русской литературы) 2021
Цель урока: способствовать формированию культуры выбора у учеников в различных социальных ситуациях, нравственному воспитанию, стремления к самосовершенствованию; способствовать накоплению читательского опыта в процессе подготовки к написанию итогового сочинения, повторение приёмов анализа текста; способствовать развитию речи, мышления, умения делать выводы из прочитанного текста.
-
Технологическая карта урока по русскому языку. Сочинение по картине О.Д.Яновской «Ждут». 7-й класс 2021
Цель урока: написать сочинение-рассказ по картине.
-
Таинственный мир звуков. Омофоны 2021
Цели урока: расширить мировоззрение учащихся в области звуков, слов, значений слов; развивать логическое мышление, память, монологическую речь; воспитывать интерес к родному языку.
-
Система работы по методической теме «Формирование интереса на уроках русского языка и литературы» 2021
Умение пользоваться своими знаниями включает в себя целенаправленное развитие личности школьника, т.е. помимо получения фундаментальных знаний ученик развивает познавательные способности: мышление, воображение, память и внимание. Говоря о развитии личности учащегося, нельзя забывать о воспитании его воли и эмоций, а также о развитии способности к самообразованию и саморазвитию.
-
Разряды наречий 2021
Цели урока: дать учащимся понятие о разрядах наречий, учить быстро и безошибочно отличать наречия по значению; формировать умения находить наречия в тексте, строить с ними предложения, предупреждать ошибки в их построении; развивать логическое и абстрактное мышление, связную речь.
-
"Яндекс учебник" как инструмент подготовки к ВПР по русскому языку 2021
Что такое «Яндекс учебник»? Это сервис, с помощью которого учитель выдает ученикам задания, чтобы дети могли отрабатывать навыки, повторять темы, решать больше вариантов заданий. «Яндекс учебник» – универсальный ресурс, который может использовать учитель, работающий по любой образовательной программе. Сервис «Яндекс учебника» можно использовать в качестве альтернативного дополнительного ресурса для подготовки учащихся к ВПР по русскому языку. В «Яндекс учебнике» очень легко создавать урок с заданиями, достаточно войти на свою страницу, выбрать предмет (русский язык), нажать кнопку «Создать занятие», выбрать среди заданий нужные и выдать ученикам.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.Алексина "Домашнее сочинение". Технологическая карта урока 2021
Цели урока: совершенствование навыков смыслового чтения; способствовать развитию критического мышления; способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
-
Методическая разработка урока по ФГОС "Образование действительных причастий настоящего времени" 2021
Цель урока: узнать о том, как образуются действительные причастия настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени; уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, разграничивать их, группировать словосочетания с названными причастиями; отработать умения правильно писать действительные причастия настоящего времени.
-
Авторская программа элективного курса "Технология написания сжатого изложения" 2021
Рабочая программа элективного курса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; задачи и цели курса; календарно-тематическое планирование; содержание программы учебного предмета, перечень учебно-методических средств обучения, приложение. Основная цель обучения: научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень точности и лаконичности связной речи. Курс рассчитан на 17 часов.
-
Методическая разработка урока по ФГОС в 5-м классе "Непроизносимые согласные в корне слова" 2021
Цель урока: актуализировать знания о правописании непроизносимых согласных в корне слова; отработать умения подбирать проверочные слова; правильно писать проверяемые, непроверяемые, непроизносимые согласные в корне слова.
-
Урок в 7-м классе по теме "Глагол как часть речи" 2021
Цели урока: дать знания о глаголе, совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи; коррекция мышления через игру «Угадай букву», «Подбери глагол»; прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
-
Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся 2021
Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
-
Изложение в 4-м классе по рассказу В.В.Бианки "Скворцы" 2021
Представлен видеоурок, на котором учащиеся учатся писать изложение по рассказу В.В.Бианки "Скворцы" в 4-м классе.
-
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе приема клоуз-теста. Модельный урок в рамках технологии развития критического мышления 2021
Цели урока: формирование умения читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов; развитие культуры разговорной и письменной речи, чувства русского языка; формирование контекстного мышления; формирование в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением умения самостоятельного анализа, способности увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств; создание учащимися творческих работ в различных жанрах и стилях.
-
Методическая разработка урока по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА». 9-й класс 2021
Цели урока: систематизировать знания, необходимые для работы с текстом: умение находить главное, обобщать, использовать приемы сжатия текста; развивать логическое мышление и память учащихся; расширить филологический кругозор, обогатить словарный запас; воспитывать любовь к русскому языку.