Сценарий урока русского языка в инклюзивном классе (5-й класс). Тема: "Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения"

Разделы: Русский язык, Инклюзивное образование

Класс: 5

Ключевые слова: падежные окончания существительных


УМК: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

Состав класса: в классе 27 человека, из них с нормой развития - 26, с ЗПР - 1 человек.

Цели урока:

  • уметь определять падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения (норма);
  • уметь находить падежные окончания существительных (инклюзия);
  • уметь пользоваться таблицей окончаний 1, 2, 3 склонения (норма);
  • применять приемы подстановки проверочных слов (инклюзия).

Ход урока

Этапы урока (норма)

Этапы урока (инклюзия)

1. Организационный момент (общий)

2. Актуализация знаний

Записать слова под диктовку, выделить окончания в именах существительных:
Около лужи, услышит, на окраине деревни, в маленьком поселке, на дубе том, в дальней командировке, к молодежи, на улице, придумает.

1. Какие части речи встретились в тексте?
2. Вспомните, как определять окончания у прилагательных и глаголов?
3. Помните ли вы, как определить окончания у существительных?

1. Подчеркните слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
2. Запишите эти слова в столбик (в том же виде, в каком они были продиктованы)

3. Формулировка орфограммы после самостоятельной аналитической деятельности

1 скл., 2 скл.,3 скл.
Р.п.
Д.п.
П.п.
Заполните таблицу самостоятельно, используя слова с ударным окончанием
земля (для 1 скл.), окно (для 2 скл.), глушь (для 3 скл.)
Что у вас получилось?
Сформулируйте правило.

1. скл., 2 скл., 3 скл.

земля окно глушь

Подставьте вспомогательные слова рядом с теми словами, которые записаны у вас в столбик. Проверьте, чтобы они отвечали на те же вопросы, что и слова в столбике.
Что у вас получилось?
Правильно, окончание слов из диктанта можно проверить словами:земля, вода, глушь.

4. Отработка изучаемой орфограммы

Работа с упражнением учебника
(Дети работают с текстом, в котором у существительных пропущены окончания. Постоянно обращаясь к таблице окончаний, они закрепляют правило, вспоминают падежи и склонения)

Работа с карточкой
нет землИ - нет дорог…, игрушк…, кошк…
к землЕ - к парт…,к книг…,к дяд…
о землЕ - о Родин…, о пап…, о сказк..
(так же с другими вспомогательными словами)

5. Самоконтроль

1. Самостоятельное заполнение пустой таблицы
2. Подбор 2 слов для каждого столбика, иллюстрирующих применение таблицы.

1. Объясняют, как пользоваться вспомогательными словами
2. Подбирают по одному похожему существительному и показывают, как проверять окончания

6. Рефлексия (общая)

Чему мы сегодня с вами научились?
Все ли было понятно?
Что осталось непонятным?
Какие трудности возникли во время актуализации правила, во время отработки?

7. Домашнее задание

Творческое задание: сочинить текст, используя как можно больше слов 1, 2, 3 склонения в Р., Д. и П. падежах

Выполнить задание по карточке, аналогичное заданию на этапе актуализации орфограммы