Мотивация обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: мотивация к обучению, ЕГЭ по русскому языку


Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.
Оноре де Бальзак

Слово «мотивация» произошло от латинского «movere» - «двигать». Мотивация - это то, что двигает человеком, заставляет его упорно и настойчиво выполнять задания, идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Мотивация - неотъемлемая часть любого профессионального и личностного роста.

Мотивация делится на внутреннюю и внешнюю, однако границы между ними условны, и нередко на человека воздействует одновременно несколько стимулов. Для внутренней мотивации характерно использование личных целей, особенностей человека. Стимулами становятся его персональные стремления, интересы и чувство удовлетворения от проделанной работы. Примеры внутренней мотивации - новые достижения, личностное развитие, социальная потребность и т.д. Внешняя мотивация - это те стимулы, которые лежат за пределами личности. Это элементы внешнего мира, которые дают определенные привилегии или, напротив, сулят некоторые ограничения. Внешняя мотивация строится на других людях, обстоятельствах, сложившихся в данный момент (признание заслуг, страх, денежное вознаграждение и др.). Мотивированные люди настойчивы, активны, уверены в отличном результате своей деятельности и легко достигают успехов.

Идеи развития мотивации к обучению в школе находят свое отражение как в законе «Об образовании в РФ», так и в Федеральном государственном образовательном стандарте, направленном на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Развитие учебных и познавательных мотивов является первостепенной и главной ступенью в формировании универсальных учебных действий учащихся, на системе которых построено все школьное обучение.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением делает человека счастливым. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, но справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения нет или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения ломается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться практически невозможно. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. В настоящее время снижается мотивация к обучению даже у младших школьников.

К 16 годам подростки в основном представляют, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать, но накопленные пробелы в знаниях, перегрузка, однообразие школьных будней, слабая воля и множество других факторов являются препятствием к достижению поставленных целей и снижают уровень мотивации. Проблема мотивации школьника становится всё более актуальной, ведь при отсутствии желания учиться даже самый умный и одаренный ребёнок будет показывать плохие результаты.

Как возродить у подростка желание учиться и помочь ему подготовиться к ГИА? Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, он сможет успешно подготовиться к экзаменам и вообще стать целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Важна работа в двух направлениях: предметная подготовка и психологическая. Выпускник должен улучшить свои знания по предмету и эмоционально настроиться на сдачу экзамена. В связи с этим возрастает роль учителя: это должен быть не только опытный предметник, но и психолог, готовый в любой ситуации поддержать обучающегося и мотивировать его.

Начиная подготовку к ГИА, да и вообще к любой контрольной работе, с обучающимися изучаем форму работы, содержание образования, проверяемое во время экзамена, критерии оценки. Затем составляем план подготовки, начинаем рассматривать каждое задание и повторять материал, необходимый для его выполнения. Очень важно показать учащемуся пробелы в знаниях и вселить уверенность в том, что эти пробелы можно исправить. Для лучшего усвоения предлагаю изучать на одном занятии немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему. Необходимость запоминать большие объемы информации и трудности снижают мотивацию, поэтому от поддержки учителя зависит очень многое, на каждом этапе работы ребёнок должен чувствовать заинтересованность педагога и получать удовлетворение от проделанной работы. Повторяя теоретический материал, предлагаю структурировать его, составляя планы, схемы, таблицы, использовать технологии, облегчающие запоминание, рассматривать сложные случаи, которые могут заинтересовать учащихся. Советую выполнять как можно больше заданий по учебникам разных авторов и выписывать примеры, которые вызвали затруднения, чтобы активизировать все виды памяти.

Работа в парах, группах, интересная подросткам, помогает закрепить навыки выполнения тестовых заданий и подготовиться к написанию сочинения. Рассматривая предложенные тексты, выпускники обмениваются мнениями и обогащают друг друга, тем самым облегчая создание письменного высказывания и повышая уровень мотивации друг друга. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ очень важно настроить выпускников на регулярную работу, так как систематичность в усвоении материала и отработке навыков выполнения заданий помогает приобрести уверенность и снизить тревожность на экзамене.

Во время подготовки к ГИА необходимо постоянно контролировать уровень знаний обучающихся, проводить срезовые работы, отслеживать ошибки и объяснять их причины, чтобы ребёнок видел свою траекторию подготовки, ставил перед собой задачи и планировал дальнейшую деятельность. Хорошие промежуточные результаты повышают уровень мотивации.

При подготовке обучающихся к ГИА очень важна психологическая поддержка педагога. Положительный настрой учителя и обучающегося способствует работе. Необходимо показывать выпускнику, что вы верите в его силы, поощрять его самостоятельность, сравнивать достижения подростка с его собственными достижениями, хвалить, конструктивно высказывать замечания, настраивать на позитивный результат сдачи экзамена. Нужно поддерживать связь с родителями и следить за тем, чтобы во время систематической подготовки к ОГЭ или ЕГЭ выпускник соблюдал режим дня, питания, находил время для отдыха и других видов деятельности. Только терпение и настойчивость помогут достичь желаемых результатов.

Список литературы

  1. Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М.Ю.Чибисова. - М.: Генезис, 2009.
  2. Драганчук Т.В. Мотивация подростков к обучению в школе // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! - 2014. - № 9.
  3. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности» / В.И.Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - № 6.