Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Мы продолжаем повторение части речи русского языка, которую можно записать не только буквенной записью, но и числовой. Без неё не обходится ни один день нашей с вами жизни.
2. Постановка темы урока его целей и задач
- Число у нас уже записано в тетради, так как сегодня это уже второй наш с вами урок. Чего тогда нам не хватает, чтобы начать работу? (не знаем темы урока)
- Чтобы её узнать вам придётся приложить некоторое усилие. Перед вами на ваших рабочих местах лежат карточки с предложениями. Ваша задача их внимательно прочитать и определить, какие ошибки в них допущены.
Задание:
- Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. (женский род нельзя собирательное, правильно семь девочек и пятеро мальчиков)
- Трое экземпляров было передано в музей. (не ЛИЦО мужского пола, правильно три экземпляра были переданы в музей)
- Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. (не лицо мужского пола, правильно Два дня и две ночи)
Ошибки в употреблении имён числительных.
- Правильно ли будет подобное употребление числительных в нашей с вами речи? (нет)
- Готовы ли вы озвучить тему нашего урока? (формулируем тему урока и записываем её в тетрадях и на доске)
- Какова будет цель нашего урока? (ставят цели)
III. Работа по теме урока
- К какому типу ошибок вы отнесёте неправильное употребление числительных в данных предложениях? (это лексические ошибки)
- Подобное задание на нахождение и исправление лексических и грамматических ошибок есть в 6 и 7 заданиях ЕГЭ.
- Так как же мы должны отредактировать данные предложения, чтобы они не содержали лексических ошибок? (предлагают варианты, учитель просит доказать их точку зрения при помощи правила)
- Почему мы с уверенностью не можем сказать, как написать правильно? (не знаем или не помним правила)
- Где будем искать необходимую информацию? (в учебнике)
Стр. 206-208 читают.
Работа у доски. Обучающиеся, используя правила из учебника, записывают исправленные предложения из карточки и дают попутно пояснение.
- По обоим сторонам дороги росли липы. (женский род. Правильно: по обеим сторонам дороги…)
- Обое ребят были чем-то озабочены. (у оба нет формы мн. Числа. Правильно: Оба были чем-то озабочены.)
- Состоялось двадцать две/два/двое переговоров. (собирательные числительные не включаются в составные числительные. Правильно: Приняли участие в двадцати двух переговорах)
- Во дворе установили три качели. (качели форма только мн. Числа, используем собирательное числ. Правильно: Во дворе установили трое качелей)
- Что необходимо для правильного употребления числительных в речи? (знать правила) Следовательно, что от вас требуется, чтобы успешно правиться на экзамене с заданиями 6-7, а так же никогда не сомневаться в правильности вашей речи? (знать правила)
- Часто ли в жизни мы сталкиваемся с числительными? Приведите примеры. В текстах каких стилей речи можно встретить имена числительные? (во всех)
- Перед вами на столе лежит листок с текстом, пока вы видите только его заголовок «Групповое давление». О чем, по вашему мнению, пойдет речь в тексте? (предположения учащихся)
- Переверните листы, перед вами сам текст.
Групповое давление
В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате 7 человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был 1. Остальные 6 человек были помощниками профессора, целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента.
На стене были нарисованы линии длиной в 25 и 30 сантиметров. Линии были параллельными. То, что линия в 30 сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих. Шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в 25 сантиметров длиннее второй линии. В 60 % случаев истинный испытуемый также говорил, линия в 25 сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в 30 сантиметров длиннее, 6 помощников профессора начинали издеваться над ним. И под их дружным давлением в 30 % случаев испытуемый, в конце концов, присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями, а они люди не самые легковерные. Однако выяснилось, что 9 человек из 10 удалось убедить в том, что линия в 25 сантиметров длиннее линии в 30 сантиметров.
Удивительная вещь, но даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нём 6 ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в 25 сантиметров самая длинная.
Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений воде проблемы со зрением или угла выбранного наблюдения.
Работа с текстом:
- Прочитайте первые два абзаца текста. Обратите внимание, что числительные даны в цифровой записи, поэтому будьте внимательны при их произношении. (читает один учащийся)
- Оправдались ли ваши предположения по поводу содержания текста? (ответы учащихся)
- Как вы думаете, каков будет результат данного испытания? (прогнозируют развитие событий)
- Давайте дочитаем текст до конца и проверим свои предположения. (читают текст до конца)
- Ожидали вы такого результата? Как связан смысл текста и его заголовок?
- Попадали ли вы в подобную ситуацию, когда на вас оказывалось групповое давление? Может быть, были свидетелями подобной ситуации?
- Как вы справились с этой ситуацией?
- К какому стилю речи вы отнесёте данный текст и почему? (публицистический)
- Какую роль в нём играют имена числительные? (называют временные отрезки, количество участников, процентное соотношение в результатах эксперимента) Можно ли здесь обойтись без них?
Задание: выпишите все числительные из текста в свои тетради, соблюдая абзацное членение.
- Переверните текст, чтобы не видеть его. Попробуйте его восстановить, используя только ваши цифровые записи. (пересказывают текст)
- Если бы я дала вам задание написать изложение по данному тексту, справились бы вы?
- Но я подготовила для вас другое задание, это написание сочинения в соответствии с заданием 27 из ЕГЭ по русскому языку.
- Что вам необходимо определить или найти в тексте, чтобы выполнить данное задание? (какую проблему или вопрос поднимает автор своим текстом)
- Так какую проблему поднимает автор и почему? (формулируют проблему)
- Какова позиция автора в этом вопросе? (найдите примеры в тексте)
- Согласны ли вы с автором?
- Мы проговорили все необходимые составляющие для вашего будущего сочинения, теперь я надеюсь, что написать его вам не составит большого труда.
IV. Запись домашнего задания
Выучить правило, написать сочинение.
V. Рефлексия
- Скажите, достигли ли мы целей урока, поставленных нами в его начале? Урок был полезен для вас?
- Спасибо, за урок. До новых встреч.
Использованные источники
- Увлекательные диктанты по пунктуации : 8-9 классы/ И.Винокурова, С.Наумова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 287 с. - (Большая перемена).
- https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=240