Формирование читательской грамотности на уроке русского языка в 10-м классе по теме "Употребление имён числительных в речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 10

Ключевые слова: числительные, имя числительное


Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Мы продолжаем повторение части речи русского языка, которую можно записать не только буквенной записью, но и числовой. Без неё не обходится ни один день нашей с вами жизни.

2. Постановка темы урока его целей и задач

- Число у нас уже записано в тетради, так как сегодня это уже второй наш с вами урок. Чего тогда нам не хватает, чтобы начать работу? (не знаем темы урока)

- Чтобы её узнать вам придётся приложить некоторое усилие. Перед вами на ваших рабочих местах лежат карточки с предложениями. Ваша задача их внимательно прочитать и определить, какие ошибки в них допущены.

Задание:

  1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. (женский род нельзя собирательное, правильно семь девочек и пятеро мальчиков)
  2. Трое экземпляров было передано в музей. (не ЛИЦО мужского пола, правильно три экземпляра были переданы в музей)
  3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. (не лицо мужского пола, правильно Два дня и две ночи)

Ошибки в употреблении имён числительных.

- Правильно ли будет подобное употребление числительных в нашей с вами речи? (нет)

- Готовы ли вы озвучить тему нашего урока? (формулируем тему урока и записываем её в тетрадях и на доске)

- Какова будет цель нашего урока? (ставят цели)

III. Работа по теме урока

- К какому типу ошибок вы отнесёте неправильное употребление числительных в данных предложениях? (это лексические ошибки)

- Подобное задание на нахождение и исправление лексических и грамматических ошибок есть в 6 и 7 заданиях ЕГЭ.

- Так как же мы должны отредактировать данные предложения, чтобы они не содержали лексических ошибок? (предлагают варианты, учитель просит доказать их точку зрения при помощи правила)

- Почему мы с уверенностью не можем сказать, как написать правильно? (не знаем или не помним правила)

- Где будем искать необходимую информацию? (в учебнике)

Стр. 206-208 читают.

Работа у доски. Обучающиеся, используя правила из учебника, записывают исправленные предложения из карточки и дают попутно пояснение.

  1. По обоим сторонам дороги росли липы. (женский род. Правильно: по обеим сторонам дороги…)
  2. Обое ребят были чем-то озабочены. (у оба нет формы мн. Числа. Правильно: Оба были чем-то озабочены.)
  3. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров. (собирательные числительные не включаются в составные числительные. Правильно: Приняли участие в двадцати двух переговорах)
  4. Во дворе установили три качели. (качели форма только мн. Числа, используем собирательное числ. Правильно: Во дворе установили трое качелей)

- Что необходимо для правильного употребления числительных в речи? (знать правила) Следовательно, что от вас требуется, чтобы успешно правиться на экзамене с заданиями 6-7, а так же никогда не сомневаться в правильности вашей речи? (знать правила)

- Часто ли в жизни мы сталкиваемся с числительными? Приведите примеры. В текстах каких стилей речи можно встретить имена числительные? (во всех)

- Перед вами на столе лежит листок с текстом, пока вы видите только его заголовок «Групповое давление». О чем, по вашему мнению, пойдет речь в тексте? (предположения учащихся)

- Переверните листы, перед вами сам текст.

Групповое давление

В 1961 году американский профессор Аш собрал в одной комнате 7 человек. Им объявили о том, что они подвергнутся опыту по восприятию действительности. На самом деле испытуемый был 1. Остальные 6 человек были помощниками профессора, целью было введение в заблуждение истинного участника эксперимента.

На стене были нарисованы линии длиной в 25 и 30 сантиметров. Линии были параллельными. То, что линия в 30 сантиметров длиннее другой, было очевидно. Профессор Аш задавал вопрос каждому из присутствующих. Шесть его ассистентов в едином порыве отвечали, что линия в 25 сантиметров длиннее второй линии. В 60 % случаев истинный испытуемый также говорил, линия в 25 сантиметров самая длинная. Если он находил, что линия в 30 сантиметров длиннее, 6 помощников профессора начинали издеваться над ним. И под их дружным давлением в 30 % случаев испытуемый, в конце концов, присоединялся к мнению большинства. Опыт проводился над студентами и преподавателями, а они люди не самые легковерные. Однако выяснилось, что 9 человек из 10 удалось убедить в том, что линия в 25 сантиметров длиннее линии в 30 сантиметров.

Удивительная вещь, но даже после того, как испытуемым объясняли смысл опыта и роль в нём 6 ассистентов, 10% из них продолжали утверждать, что линия в 25 сантиметров самая длинная.

Те же, кто признавал свою ошибку, находили себе массу извинений воде проблемы со зрением или угла выбранного наблюдения.

Работа с текстом:

- Прочитайте первые два абзаца текста. Обратите внимание, что числительные даны в цифровой записи, поэтому будьте внимательны при их произношении. (читает один учащийся)

- Оправдались ли ваши предположения по поводу содержания текста? (ответы учащихся)

- Как вы думаете, каков будет результат данного испытания? (прогнозируют развитие событий)

- Давайте дочитаем текст до конца и проверим свои предположения. (читают текст до конца)

- Ожидали вы такого результата? Как связан смысл текста и его заголовок?

- Попадали ли вы в подобную ситуацию, когда на вас оказывалось групповое давление? Может быть, были свидетелями подобной ситуации?

- Как вы справились с этой ситуацией?

- К какому стилю речи вы отнесёте данный текст и почему? (публицистический)

- Какую роль в нём играют имена числительные? (называют временные отрезки, количество участников, процентное соотношение в результатах эксперимента) Можно ли здесь обойтись без них?

Задание: выпишите все числительные из текста в свои тетради, соблюдая абзацное членение.

- Переверните текст, чтобы не видеть его. Попробуйте его восстановить, используя только ваши цифровые записи. (пересказывают текст)

- Если бы я дала вам задание написать изложение по данному тексту, справились бы вы?

- Но я подготовила для вас другое задание, это написание сочинения в соответствии с заданием 27 из ЕГЭ по русскому языку.

- Что вам необходимо определить или найти в тексте, чтобы выполнить данное задание? (какую проблему или вопрос поднимает автор своим текстом)

- Так какую проблему поднимает автор и почему? (формулируют проблему)

- Какова позиция автора в этом вопросе? (найдите примеры в тексте)

- Согласны ли вы с автором?

- Мы проговорили все необходимые составляющие для вашего будущего сочинения, теперь я надеюсь, что написать его вам не составит большого труда.

IV. Запись домашнего задания

Выучить правило, написать сочинение.

V. Рефлексия

- Скажите, достигли ли мы целей урока, поставленных нами в его начале? Урок был полезен для вас?

- Спасибо, за урок. До новых встреч.

Использованные источники

  1. Увлекательные диктанты по пунктуации : 8-9 классы/ И.Винокурова, С.Наумова. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 287 с. - (Большая перемена).
  2. https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=240