Цель:
- Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к "живому" слову;
- Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же развивать умение видеть орфограмму "Правописание слов с безударными гласными в корне", графически обозначать их;
- Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
- Объяснять, как правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне;
- Находить безударный гласный в корне;
- Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Регулятивные УУД
- Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки;
- Анализировать, делать выводы, сравнивать;
- Контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- Оценка результатов работы;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Коммуникативные УУД
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
- Строить сообщения в устной и письменной форме;
- Умение слушать и понимать речь других;
- Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении.
Ход урока
1. Организация класса
2. Эмоциональный настрой
Доброе утро, ребята! Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Я верю, в вас и знаю - у вас всё получится!
- А сейчас откройте тетради и запишите
10 ноября.
Классная работа.
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране Выученных уроков. Слайд
Название станции, на которой мы сегодня окажемся, вы узнаете чуть позже. Сначала мне бы хотелось поиграть с вами в игру «Я беру тебя с собой». Перед вами на столах лежат карточки со словами. Прочитайте про себя, что на них написано. Теперь по одному говорите, что у вас написано, а я отвечу, беру я вас с собой или нет. Внимательно слушайте друг друга.
(к доске вызываются ребята, на карточках которых написаны словарные слова)
После того как вышли 3-4 ребенка спросить у ребят, кто-нибудь догадался что за слова я отбираю. И пригласить выйти тех детей, у которых тоже на карточках написаны словарные слова.
Ребята, кто может сказать, почему эти слова называются словарными? (их написание мы должны запомнить, они записаны в орфографическом словаре) Слайд
С красной строки запишите их в тетрадочку, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
Берёза, дорога, картина, корова, мороз, ноябрь, лопата, воробей, жёлтый, извините, мебель.
Самоопределение к деятельности
Теперь внимательно посмотрите на свои карточки те ребята, которые не вышли.
- Как вы думаете, почему я вас оставила? (остались слова с безударной гласной в корне) Слайд
- Что интересного в этих словах? (в их написании мы можем допустить ошибку)
- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Кто может сформулировать его тему? Его цель?
- Кто готов определить задачи, которые мы должны будем решить сегодня на уроке?
На ваших столах лежат карточки, на которых записаны оставшиеся у вас слова, и в конвертах есть еще одни. Внимательно посмотрите на них, подумайте, какое слово поможет нам правильно записать слова с безударной гласной в корне. Во второй столбик приклейте слово помощник.
А в 3 напишите вывод, что объединяет все слова 2 столбика? Что изменилось во 2 слове?
БЫЛО |
СТАЛО |
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ |
БЫЛО |
СТАЛО |
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ |
Стрела |
|
|
Стрела |
Стрелы |
Безударный слог
|
Дожди |
|
|
Дожди |
Дождь |
|
Болезнь |
|
|
Болезнь |
Боль |
|
Солёный |
|
|
Солёный |
Соль |
|
Свеча |
|
|
Свеча |
Свечка |
|
Плясать |
|
|
Плясать |
Пляска |
На карточках слова
Стрелы, стрелять. Дождь, дождливый. Боль, больной. Соль, солонка. Пляска, плясун. Свечка, свечной.
Что заметили? Что объединяет слова второго столбика? (безударный гласный стал ударным)
Какой вывод можем сделать?
ВЫВОД: Чтобы проверить безударную гласную в корне, мы должны изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Физминутка. Если я буду называть слово с безударной гласной в корне хлопайте в ладоши, если нет топаете ногами. (СОль, окно, боль, лесок, нос, сосна, зерно, мяч)
Работа по теме урока
Молодцы. Продолжим работу.
Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте задание к упр. 195.
Чем мы будем заниматься сейчас? (подбирать проверочное слово к группе однокоренных слов)
(Соль) солить, солёный. (Корм) кормить, кормушка. (Боль) больной, заболеть. (Даль) далёкий, далеко. (Молча) молчать, молчун. (Варит) варить, варенье. (Сказка) сказать, пересказать. (Сосны) сосновый, сосна.
Рефлексия
На ваших столах лежат карточки, вставьте пропущенные слова в ней.
Чтобы правильно написать безударную гласную в __________слова, надо __________ слово так, чтобы __________ звук стал __________.
Безударная гласная в корне слова это - ________________.
Слова для справок: орфограмма, корне, безударный, изменить, ударный
Итог урока, оценки
Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло легко справиться с работой?
- Что на уроке было главным?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Что было интересным?
- Чему научились?
Домашнее задание
Всем большое спасибо за урок.
- Запишем домашнее задание стр. 104 правило, стр. 104 упр. 194.
- По желанию доп. задание в рабочей тетради стр. 55, упр. 137.