Урок-практикум "Какое это счастье, что учим мы причастие!"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие


Цели:

  • повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие»;
  • отработать пунктуацию в предложениях с причастными оборотами;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование урока:

  • стихи и очерки об Урале;
  • сигнальные карточки;
  • презентация к уроку.

Методическое обоснование урока: Материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.

Презентация

Ход урока

Этапы урока. Действия учителя и учащихся

Слайды

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока - ....

2. Мотивация урока

Урок несколько необычный: урок - практикум. Мы с вами начнем повторять большую тему «Причастие».
Итак, начинаем:

В некой школе, на Урале
Жил 7 класс - просто класс!
И с учащимися класса
Мы отправимся сейчас
Путешествовать по свету,
А точнее - по совету всех решили,
Что поедем мы ….

Слайд №1

Ребята! Может быть кто-то из вас объяснит, почему мы будем путешествовать по Челябинской области?
(ответы детей)
(обобщение учителя: область - наша малая Родина, ей исполнится 75 лет).
Слайд №2
Эпиграфом-девизом урока я взяла строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, уральской поэтессы.
В ее стихах Урал и Россия - одно целое. Большое внимание поэтесса уделяла теме труда, а нам сегодня придется потрудиться, поэтому - я желаю всем успешной работы!

Слайд №3

Слайд №4

3. Проверка домашнего задания - работа с сигнальными карточками:

определить, в каких словах пишется -н-, а в каких -нн-, и объяснить правило написания.

4. Для того, чтобы успешно продвигаться, нам необходимо повторить теорию по изученной теме

Проведем блиц-опрос «Что мы знаем о причастии?»

(ответы учащихся)

5. Практическая часть урока

Повторив теорию, мы можем приступить и к практике.
Ребята! Вспомните из курса географии, с какими горами тесно связана Челябинская область? (ответ детей)
Верно, с Уральскими.

Перед вами - хребет Уреньга и гора Нургуш. Именно с ними мы встречаемся, если зайдем в область с запада. Необходимо выполнить задание: выписать из предложенного текста причастия, распределив их в две колонки - действительные и страдательные.
(проверка коллективная)
Слайд №5,6
Слайд №7
Перебираемся дальше по Уральским горам. На нашем пути - Таганай, но поднимемся только после выполнения задания: от глаголов, выделенных в тексте, образовать причастия настоящего и прошедшего времени. Слайд №8
Мы поднялись на одну из вершин Таганая. Температура воздуха довольна низкая, выносливость и терпение нам очень необходимы. Слайд №9,10
Задание:
- из предложенного текста выписать все причастия
- расставить и объяснить знаки препинания
- выполнить морфологический разбор причастий: возникающее, образован.
Двигаемся дальше: спуск с горы еще труднее.
Выполним синтаксический разбор предложения:
Трезубец Таганная, синеющий в изумрудной зелени лесов, сверкает снежной белизной. (у доски - ученик)
Наше путешествие продолжается. Природу Южного Урала описывают поэты и прозаики, изображают художники, а фотокорреспондентам удается запечатлеть самые красивые моменты.
Слайд №11

Итак, мы -

Задание: составить предложения или словосочетания с причастиями и причастными оборотами к этим фотографиям.
(записываем в тетради, выделяя ПО и подчеркивая одиночные причастия)

Слайд №12
Слайд №13-16

Увы! Наше путешествие к концу приближается,
Что-то уже дом родной ощущается,
Да-да, мы вернулись все в Бреды, в район,
В Андреевку, в школу, в родимый наш дом.

Не только у Челябинской области юбилей, но и для нашей школы этот учебный год юбилейный, сороковой. Выполним последнее задание: составить предложения о школе с причастиями.

Слайд №17

6. Итог урока. Рефлексия

Ребята! Понравился вам урок?
В чем его польза?
Большое спасибо за урок!
Домашнее задание: сочинить сказку о причастии.

7. В заключение я хотела бы прочитать вам слова Михаила Фонотова: «Нельзя жить на земле, не зная ее истории и не любя ее, свою землю». Так давайте же будем любить родную школу, Андреевку, Урал, Россию и русский язык!

Всего всем доброго!