Цели:
- повторить орфограммы и пунктограммы, изученные в разделе «Причастие»;
- отработать пунктуацию в предложениях с причастными оборотами;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание любви к родному краю.
Оборудование урока:
- стихи и очерки об Урале;
- сигнальные карточки;
- презентация к уроку.
Методическое обоснование урока: Материал урока дает возможность повторить правописание причастий и постановку знаков препинания при них, морфологический разбор причастий, а также выявить роль в текстах определений, выраженных причастиями и причастными оборотами; урок способствует развитию речи учащихся.
Ход урока
Этапы урока. Действия учителя и учащихся |
Слайды |
1. Оргмомент Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего урока - .... 2. Мотивация урока
Урок несколько необычный: урок - практикум. Мы с вами начнем повторять большую тему «Причастие».
В некой школе, на Урале
|
Слайд №1 |
Ребята! Может быть кто-то из вас объяснит, почему мы будем путешествовать по Челябинской области?
(ответы детей) (обобщение учителя: область - наша малая Родина, ей исполнится 75 лет). |
Слайд №2 |
Эпиграфом-девизом урока я взяла строки из стихотворения Людмилы Татьяничевой, уральской поэтессы.
В ее стихах Урал и Россия - одно целое. Большое внимание поэтесса уделяла теме труда, а нам сегодня придется потрудиться, поэтому - я желаю всем успешной работы! |
Слайд №3 Слайд №4 |
3. Проверка домашнего задания - работа с сигнальными карточками: определить, в каких словах пишется -н-, а в каких -нн-, и объяснить правило написания. |
|
4. Для того, чтобы успешно продвигаться, нам необходимо повторить теорию по изученной теме Проведем блиц-опрос «Что мы знаем о причастии?» (ответы учащихся) |
|
5. Практическая часть урока
Повторив теорию, мы можем приступить и к практике.
|
|
Перед вами - хребет Уреньга и гора Нургуш. Именно с ними мы встречаемся, если зайдем в область с запада. Необходимо выполнить задание: выписать из предложенного текста причастия, распределив их в две колонки - действительные и страдательные.
(проверка коллективная) |
Слайд №5,6
Слайд №7 |
Перебираемся дальше по Уральским горам. На нашем пути - Таганай, но поднимемся только после выполнения задания: от глаголов, выделенных в тексте, образовать причастия настоящего и прошедшего времени. | Слайд №8 |
Мы поднялись на одну из вершин Таганая. Температура воздуха довольна низкая, выносливость и терпение нам очень необходимы. | Слайд №9,10 |
Задание:
- из предложенного текста выписать все причастия - расставить и объяснить знаки препинания - выполнить морфологический разбор причастий: возникающее, образован. Двигаемся дальше: спуск с горы еще труднее. Выполним синтаксический разбор предложения: Трезубец Таганная, синеющий в изумрудной зелени лесов, сверкает снежной белизной. (у доски - ученик) Наше путешествие продолжается. Природу Южного Урала описывают поэты и прозаики, изображают художники, а фотокорреспондентам удается запечатлеть самые красивые моменты. |
Слайд №11 |
Итак, мы -
Задание: составить предложения или словосочетания с причастиями и причастными оборотами к этим фотографиям.
|
Слайд №12
Слайд №13-16 |
Увы! Наше путешествие к концу приближается,
Не только у Челябинской области юбилей, но и для нашей школы этот учебный год юбилейный, сороковой. Выполним последнее задание: составить предложения о школе с причастиями. |
Слайд №17 |
6. Итог урока. Рефлексия
Ребята! Понравился вам урок?
|
|
7. В заключение я хотела бы прочитать вам слова Михаила Фонотова: «Нельзя жить на земле, не зная ее истории и не любя ее, свою землю». Так давайте же будем любить родную школу, Андреевку, Урал, Россию и русский язык! Всего всем доброго! |