Инновационные процессы, происходящие в обществе и во всём мире, диктуют педагогу необходимость профессионального роста и самосовершенствования, ибо «…учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
Одним из механизмов, побуждающих учителя к саморазвитию, является инновационная деятельность, т.к. мотивирует педагогов, активизирует самосознание, самообразование, развивает креативные, коммуникативные, рефлексивные и прогностические способности, то есть приводит в состояние напряженной активности педагога-исследователя.
Несомненно, одна из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность обучающегося, метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, активность и изобретательность.
Проект - буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». Это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется со смелыми и оригинальными начинаниями в интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Проектно-исследовательская деятельность на сегодняшний день - одна из самых востребованных форм образовательного процесса. Она помогает осуществлять целенаправленную работу по достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов образования, повысить качество обучения, создать условия формирования коммуникативной компетенции. Организация такой работы влияет на развитие личности самого педагога, позволяя активно участвовать в педагогическом образовательном пространстве. В настоящее время можно говорить о системном характере исследовательской деятельности обучающихся, об их участии в научно-практических конференциях, рост интеллектуальных умений и навыков. А уроки литературы - прекрасная почва для проектной деятельности. Интересная интеллектуальная работа даёт возможность погрузиться в предмет, получить новые знания.
Основная цель проектно-исследовательской работы - приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому, творческому типу мышления.
В настоящее время наиболее востребованными становятся интерактивные формы образовательной деятельности, позволяющие охватить большое количество участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, работать индивидуально и в команде, воплотить соответствующие знания и навыки в практической деятельности.
Использование квест-технологии в новых условиях крайне необходимо, так как это эффективная, инновационная форма организации деятельности обучающихся в условиях очного и дистанционного обучения. Она способствует развитию интереса к занятию и расширению кругозора детей, активизации познавательных процессов, воспитанию внимания, развитию эстетического восприятия окружающего мира, образного мышления и творческого воображении, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Участие в квест-проекте позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнуть в самостоятельной жизни, подготовиться к ней. Ученик вместе со своим персонажем учится ориентироваться в различных обстоятельствах, давая объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливая с ними контакты и влияя на их интересы. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, школьники оценивают свои знания и возможности, с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы.
Высокий результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и эрудицию. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.
Чтобы быть успешными в своей работе, учителям приходится подстраиваться под новые условия. Например, для мотивации современных детей на уроках литературы нужно использовать уже не только тексты, но и более яркие визуальные компоненты, видеоролики.
Дети ХХI века - это дети-визуалы, которыми слово воспринимается труднее, чем живой экранный образ. Если при чтении литературного произведения в воображении учащегося возникают сюжетные картины, то совпадение воображаемого и увиденного на экране может стать причиной зарождения интереса к тексту. Визуализация, её применение как продуктивной формы взаимодействия с учащимися позволяет достичь на уроках литературы больших результатов.
Во-первых, происходит эффективное восприятие смысловой информации, заложенной в текстах. Заменяются запоминающимися образами незнакомые слова, поэтапно раскрывается содержание текста.
Во-вторых, совершенствуется умение выражать свои чувства, настроения, эмоции. Преподаватели лицея успешно используют медиатехнологии на уроках литературы. Наиболее востребованные из них:
1) буктрейлеры, которые по содержанию могут быть повествовательными (презентующими основу сюжета произведения); атмосферными (передающими основные настроения книги и читательские эмоции); концептуальными (транслирующими ключевые идеи и общую смысловую направленность текста);
2) видеоролики, на которых представлено выразительноечтение стихотворных и прозаических отрывков в исполнении учеников;
3) виртуальные и заочные экскурсии помогают нам посетитьГрешнёво и Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну и Тарханы. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинение, подготовить доклады.
Таким образом, подобный способ использования медиатехнологий вызывает неподдельный интерес как к произведению, так и к процессу создания собственного продукта. Обращаясь к ним на уроке литературы и во внеклассной деятельности, учитель решает важнейшие образовательные задачи, связанные с формированием у ребенка мотивации к чтению, проектированию, творческой деятельности, возникновением партнёрских отношений родителей и обучающихся, так как родители и дети становятся соавторами проектов. Они вместе прочитывают, осмысливают текст и становятся ближе друг к другу.
Дистанционные образовательные технологии, которые используются в работе нашими педагогами позволяют охватить различные категории учащихся: заболевшие или находящиеся на лечении ученики; спортсмены и участники творческих коллективов, учащиеся, имеющие невысокие результаты в освоении учебных дисциплин. Дистанционные образовательные технологии позволяют всем вышеперечисленным категориям учащихся, да и всем ученикам, устранить пробелы в изучении той или иной темы, еще раз проработать материал, а главное - даже на расстоянии не пропускать занятия, т.е. не выпадать из учебного процесса ни на один день. ЯКласс помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Для ученика - это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажёр по школьной программе. ЯКласс помогает учителю проводить проверочные, тестовые и контрольные работы, решает проблему списывания, помогает проводить диагностику знаний учащихся и даже освобождает от изнурительной проверки тетрадей. Другая возможность данного ресурса - составление собственных проверочных работ для всего класса за пять минут. Таким образом, вы не мучаетесь набором тестовых заданий в обычном документе в программе Word, а сразу вставляете вопросы в систему, тем самым оставляя в прошлом распечатку и копирование документов.
Информационно-образовательная среда Российской электронной школы (РЭШ) включает в себя интерактивные уроки по всем основным предметам и по учебникам, входящим в федеральный перечень и рекомендованных для программ общего образования.
Использование платформы помогает:
1) педагогам выбрать упражнения в соответствии с УМК и рабочей программой;
2) облегчить проверку заданий;
3) заинтересовать учеников выполнением заданий, поскольку на каждый урок разработано и размещено небольшое обучающее видео с лекцией учителя. Таким образом, обучающиеся имеют возможность с комфортом обучаться.
Обучающимся предлагаются задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Проверочные (или контрольные) задания не подразумевают повторного прохождения - система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика.
Для использования ресурсов РЭШ необходимо зайти на сайт и зарегистрироваться в нем учителю, затем послать приглашение ученикам, чтобы они прикрепились к педагогу. Обратим внимание на то, что и учитель имеет возможность сначала решить задания и только затем отправить обучающимся. Кроме того, есть возможность создания собственных упражнений.
Хочется отметить, что внедрение современных педагогических технологий - работа сложная, но вместе с тем интересная. Она даёт положительные результаты, т.к. обучающиеся мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству, работают не по шаблону. Найти своё место в жизни сможет только мыслящий человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.