Цель урока:
- обобщить и углубить знания по теме;
- сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;
- учить соотносить синонимичные конструкции;
- совершенствовать речевые навыки;
- готовиться к ЕГЭ.
Задачи урока:
- Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.
- Воспитательные: воспитание чувства благодарности родителям; формирование интереса к русскому языку.
- Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; расширение кругозора и коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. В жизни часто бывает, что, казалось бы, одинаковые явления на деле оказываются совершенно разными. Давайте запишем один такой пример:
II. Диктант
Благодаря своих родителей за любовь и заботу, вы совершаете благое дело.
Благодаря своим родителям мы никогда не узнаем горького одиночества и чувства безысходности.
III. Беседа по содержанию коммуникативных единиц
- Как вы понимаете смысл этих предложений?
(Ученики конструируют собственные высказывания)
- Почему можно утверждать, что одинаковые слова в данных предложениях относятся к разным языковым явлениям?
IV. Запись темы урока и определение его целей
- Итак, сегодня у нас урок по теме "Предлог как служебная часть речи".
- Какую мы поставим перед собой цель?
Цель урока - обобщить и систематизировать знания по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ.
V. Работа по теме урока
- Давайте разделимся на группы с целью дать возможность каждому из нас проявить себя ходе активной деятельности.
1 группа работает над вопросами:
- Что такое предлог?
- Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении?
- Как выполнить морфологический разбор предлога?
Примерный результат работы 1-й группы:
1) Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.
2) Морфологические признаки.
1. Что такое предлог? Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении.
1) Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.
2) Морфологические признаки.
3) План и пример морфологического разбора предлога как части речи.
План разбора
- простой-составной,
- производность-непроизводность,
- неизменяемое слово,
- характер выражаемых отношений.
Образец разбора:
По небу летел самолёт..
Устный разбор:
По - предлог.
- Служит для связи главного слова летел с зависимым словом - существительным небу в дательном падеже в словосочетании по небу летел.
- Имеет морфологические признаки: простой, непроизводный, неизменяемое слово, выражает пространственные отношения.
- Синтаксическая роль: не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места по небу.
Письменный разбор: По - предлог (Д.п.)
1. Летел (гл.с.) по небу (Д.п.).
2. Морф. признак - простой, непроизводный, неизменяемое слово.
3. летел (где?) по небу
2 группа работают над вопросами:
- Какое определение можно дать термину «средство связи»?
- Почему предлог является средством связи?
- Какие примеры доказывают, что существительные в падежной форме могут превращаться в предлоги?
- Какие примеры доказывают, что деепричастия могут превращаться в предлоги?
- Какие примеры доказывают, что наречия могут превращаться в предлоги?
Примерные результаты работы 2-й группы
1) Средства связи - это элементы речи, которые соединяют слова или предложения друг с другом.
2) Предлог является средством связи, потому что связывает между собой главное и зависимое слова.
3) Брошка была в виде пчёлки. Дорогу размыло вследствие дождей.
4) Несмотря на старания команда не смогла пробиться в финал. Спустя несколько часов пришла подруга.
5) Мама пошла навстречу папе. Сбоку лодки была пробоина.
3 группа работают над вопросами:
- Как можно заменить непроизводные предлоги непроизводными?
- Как можно отличить производные предлоги от тех слов, от которых они образованы?
- Какие бывают случаи неправильного употребления существительного с предлогом?
Примерные результаты работы 3-й группы
1) За день - в течение дня, пойдёшь за меня - пойдёшь вместо меня, через час - спустя час.
2) Слова самостоятельых частей речи имеют лексическое значение, иногда отличаются от предлогов написанием:
самостоятельная часть речи
|
предлог |
в следствии |
вследствие |
в течении |
в течение |
в продолжении |
в продолжение |
на встречу |
навстречу |
в роде |
вроде |
в след |
вслед |
не смотря |
несмотря на |
3) Случаи неправильного употребления существительного с предлогом
- наперекор желания(желанию)
- скучаю по вам(по вас)
- согласно приказа(приказу)
- вопреки запрета (запрету)
- по приезду (по приезде)
- по окончанию (по окончании)
- любоваться на море (морем)
VI. Готовимся к ЕГЭ
- Нам необходимо знать предлоги при выполнении задания 2 ЕГЭ. Предлагаю вам некоторые примеры таких заданий. Там нужно вставить на место пропусков какие-то из этих предлогов: вследствие этого или вследствие, в отличие от, несмотря на, благодаря, согласно, через, ввиду, между, вопреки или вопреки этому, помимо, кроме, в течение, в продолжение
1
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.
Ответ: вследствие этого
2
(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». (2)<...> очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. (3)Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.
Ответ: несмотря на
3
(2)В литературе пейзаж - средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи <…> элементами произведения. (3)При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.
Ответ: между
4
(1)<...> сопротивлению воздуха скорость снижения парашютиста падает, что должно предотвратить получение им травм при приземлении. (2)У парашюта большая площадь, и поэтому он встречает сильное сопротивление воздуха: при падении ему приходится «расталкивать в стороны» большое количество молекул воздуха, что сильно тормозит падение. (3)Без парашюта человек камнем падал бы на землю.
Ответ: благодаря
5
(1)Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. (2)Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. (3)<...>человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.
Ответ: в отличие от.
6
(1)Эмаль на поверхности зуба - самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.
Ответ: вопреки этому
7
(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
Ответ: помимо, кроме
VI. Подведение итогов
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Всё ли было понятно?
Домашняя работа.
Изучить материалы §57 учебника «Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.» стр.283.
Списать текст, раскрывая скобки:
(В)связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкцию (Не)взирая на возмущение некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени. сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в)виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в)следстви. своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её макеты с собой (в)виде маленьких сувениров.