Предлог как служебная часть речи. Средство связи. Культура речи

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: предлоги


Цель урока:

  • обобщить и углубить знания по теме;
  • сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;
  • учить соотносить синонимичные конструкции;
  • совершенствовать речевые навыки;
  • готовиться к ЕГЭ.

Задачи урока:

  • Образовательные: овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом; использование конструкций с предлогами в конкретной речевой ситуации с соблюдением грамматической, орфографической и пунктуационной норм языка.
  • Воспитательные: воспитание чувства благодарности родителям; формирование интереса к русскому языку.
  • Развивающие: развитие культуры речи, логического мышления, творческих способностей учащихся; расширение кругозора и коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. В жизни часто бывает, что, казалось бы, одинаковые явления на деле оказываются совершенно разными. Давайте запишем один такой пример:

II. Диктант

Благодаря своих родителей за любовь и заботу, вы совершаете благое дело.

Благодаря своим родителям мы никогда не узнаем горького одиночества и чувства безысходности.

III. Беседа по содержанию коммуникативных единиц

- Как вы понимаете смысл этих предложений?

(Ученики конструируют собственные высказывания)

- Почему можно утверждать, что одинаковые слова в данных предложениях относятся к разным языковым явлениям?

IV. Запись темы урока и определение его целей

- Итак, сегодня у нас урок по теме "Предлог как служебная часть речи".

- Какую мы поставим перед собой цель?

Цель урока - обобщить и систематизировать знания по данной теме; совершенствовать устную и письменную речь; подготовиться к ЕГЭ.

V. Работа по теме урока

- Давайте разделимся на группы с целью дать возможность каждому из нас проявить себя ходе активной деятельности.

1 группа работает над вопросами:

  1. Что такое предлог?
  2. Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении?
  3. Как выполнить морфологический разбор предлога?

Примерный результат работы 1-й группы:

1) Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2) Морфологические признаки.

1. Что такое предлог? Каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль в словосочетании и предложении.

1) Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2) Морфологические признаки.

3) План и пример морфологического разбора предлога как части речи.

План разбора

  1. простой-составной,
  2. производность-непроизводность,
  3. неизменяемое слово,
  4. характер выражаемых отношений.

Образец разбора:

По небу летел самолёт..

Устный разбор:

По - предлог.

  • Служит для связи главного слова летел с зависимым словом - существительным небу в дательном падеже в словосочетании по небу летел.
  • Имеет морфологические признаки: простой, непроизводный, неизменяемое слово, выражает пространственные отношения.
  • Синтаксическая роль: не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места по небу.

Письменный разбор: По - предлог (Д.п.)

1. Летел (гл.с.) по небу (Д.п.).

2. Морф. признак - простой, непроизводный, неизменяемое слово.

3. летел (где?) по небу

2 группа работают над вопросами:

  1. Какое определение можно дать термину «средство связи»?
  2. Почему предлог является средством связи?
  3. Какие примеры доказывают, что существительные в падежной форме могут превращаться в предлоги?
  4. Какие примеры доказывают, что деепричастия могут превращаться в предлоги?
  5. Какие примеры доказывают, что наречия могут превращаться в предлоги?

Примерные результаты работы 2-й группы

1) Средства связи - это элементы речи, которые соединяют слова или предложения друг с другом.

2) Предлог является средством связи, потому что связывает между собой главное и зависимое слова.

3) Брошка была в виде пчёлки. Дорогу размыло вследствие дождей.

4) Несмотря на старания команда не смогла пробиться в финал. Спустя несколько часов пришла подруга.

5) Мама пошла навстречу папе. Сбоку лодки была пробоина.

3 группа работают над вопросами:

  1. Как можно заменить непроизводные предлоги непроизводными?
  2. Как можно отличить производные предлоги от тех слов, от которых они образованы?
  3. Какие бывают случаи неправильного употребления существительного с предлогом?

Примерные результаты работы 3-й группы

1) За день - в течение дня, пойдёшь за меня - пойдёшь вместо меня, через час - спустя час.

2) Слова самостоятельых частей речи имеют лексическое значение, иногда отличаются от предлогов написанием:

самостоятельная часть речи

предлог

в следствии

вследствие

в течении

в течение

в продолжении

в продолжение

на встречу

навстречу

в роде

вроде

в след

вслед

не смотря

несмотря на

3) Случаи неправильного употребления существительного с предлогом

  • наперекор желания(желанию)
  • скучаю по вам(по вас)
  • согласно приказа(приказу)
  • вопреки запрета (запрету)
  • по приезду (по приезде)
  • по окончанию (по окончании)
  • любоваться на море (морем)

VI. Готовимся к ЕГЭ

- Нам необходимо знать предлоги при выполнении задания 2 ЕГЭ. Предлагаю вам некоторые примеры таких заданий. Там нужно вставить на место пропусков какие-то из этих предлогов: вследствие этого или вследствие, в отличие от, несмотря на, благодаря, согласно, через, ввиду, между, вопреки или вопреки этому, помимо, кроме, в течение, в продолжение

1

(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания.

Ответ: вследствие этого

2

(1)Благополучно переплыв Атлантику и высадившись со своей командой на берег Америки, Колумб был убеждён, что добрался до Индии, и поэтому нарёк местных жителей «индейцами». (2)<...> очевидную ошибку, это название так и закрепилось за коренными жителями, населяющими американский континент. (3)Но на самом деле американские индейцы не были даже единым народом: они разительно отличались друг от друга ростом и внешним видом, говорили на множестве разных языков и создали широкое разнообразие обычаев и верований.

Ответ: несмотря на

3

(2)В литературе пейзаж - средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи <…> элементами произведения. (3)При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.

Ответ: между

4

(1)<...> сопротивлению воздуха скорость снижения парашютиста падает, что должно предотвратить получение им травм при приземлении. (2)У парашюта большая площадь, и поэтому он встречает сильное сопротивление воздуха: при падении ему приходится «расталкивать в стороны» большое количество молекул воздуха, что сильно тормозит падение. (3)Без парашюта человек камнем падал бы на землю.

Ответ: благодаря

5

(1)Человекообразные обезьяны, помогая своим сородичам, особенно детёнышам, в случае необходимости используют тот же метод искусственного дыхания, что и современные врачи. (2)Несколько лет назад в Дрезденском зоопарке самец-орангутан таким способом спас жизнь своему новорождённому детёнышу. (3)<...>человека, обезьяны прибегают к искусственному дыханию безотчётно, инстинктивно, а не сознательно.

Ответ: в отличие от.

6

(1)Эмаль на поверхности зуба - самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.

Ответ: вопреки этому

7

(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

Ответ: помимо, кроме

VI. Подведение итогов

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Всё ли было понятно?

Домашняя работа.

Изучить материалы §57 учебника «Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.» стр.283.

Списать текст, раскрывая скобки:

(В)связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкцию (Не)взирая на возмущение некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие «длиннющей и худющей пирамиды». Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени. сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в)виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства. Кроме того, (в)следстви. своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её макеты с собой (в)виде маленьких сувениров.