Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие». 7-й класс

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 7

Ключевые слова: причастие


Цели:

Образовательные:

  • формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логические умения;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развивать умение формулировать проблему;
  • развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать уважительное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
  • умение использовать причастия при составлении текстов.

метапредметные:

  • умение формулировать цель деятельности;
  • умение планировать последовательность действий;
  • умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
  • умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
  • умение владеть всеми видами речевой деятельности;

Тип урока - повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока

Ход урока

1. Приветствие

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда.

2. Мотивация учебной деятельности

- А начнём урок с игры «Четвертое лишнее»

3. Сообщение темы урока, постановка целей

1 группа
Играть
Сыграть
Подыграть
Играющий

2 группа
Читать
Прочитать
Прочитавший
Зачитать

- Какую часть речи вы исключили?

- Какова же тема нашего урока? (Цветущий лотос)

- А это первый наш урок по причастию?

- А для чего тогда мы повторяем?

Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам

  • Обобщить знания о причастии
  • Повторить знаки препинания при причастном обороте; Н и НН в причастии
  • Наблюдать за употреблением причастий в речи

Запись темы учащимися в тетради «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

4. Работа по теме урока

На уроке мы повторим все свойства причастия, используя различные задания. Прочитаем слова Пушкина:

«Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и прочее - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

- Докажите справедливость высказывания А.С.Пушкина. (Рассуждения учащихся)

1 задание «Письмо по кругу»

Каждый член группы записывает предложения на тему «Причастие». Не забудьте проставить себе баллы от одного до трех за эту работу в листах самооценивания.

Группы работают, один работает у доски «Перепутанные логические цепочки»

Причастие

Причастие - в предложении бывает- образуется - обозначает- определение - изменяется - сказуемое - какой?, какая? - признак предмета - отвечает - род - падеж - число - имеет - краткая форма - бывает двух видов - образуют с зависимыми словами - по действию - особая форма глагола.

- Теперь проверь это по учебнику.

- А как называется причастие на родном языке?

2 задание

- На столах у вас картинки с надписями, давайте попробуем образовать от них причастия.

Выделите суффиксы. (Работа в тетрадях)

  • который изучает - изучающий,
  • который рассказывает - рассказывающий,
  • который смеется - смеющийся,
  • который думает - думающий,
  • который читает - читающий,
  • который танцует - танцующий,
  • который ускакал - ускакавший,
  • который убежал - убежавший,
  • который ушел - ушедший,
  • который замолчал - замолчавший,
  • который устал - уставший,
  • который спит- спящий,
  • который бушует- бушующий.

Не забываем ставить баллы за это задание в листах самооценки от одного до трех!

- Какие причастия не были упомянуты в этом задании? (Страдательные)

Первая пишет суффиксы страдательных причастий, а вторая действительных. (Запишите суффиксы причастий на ваши стикеры и наклейте в соответствующие клеточки нашего лотоса)

(Не забываем ставить баллы от 1 до 3-х)

- Еще раз: на какие виды делятся причастия?

- А на какие виды делятся страдательные причастия? (Алгоритм)

3 задание

Н и нн в кратких и полных причастиях.

Распределите словосочетания, вставив пропущенные буквы. Заполняем лотос причастиями

  • 1 группа - выписывает полные причастия
  • 2 группа - выписывает краткие причастия

Один учащийся выполняет задание у доски https://learningapps.org/display?v=pbp21w2cn17

Стиран_ое в сетке белье, люди взволнован_ы слухами, рыба поймана ,вопросы искусственно запутан_ы, движения скован_ы робостью, партия выигран_а шахматистом, писан_ая масляными красками картина,задание выполнено, посеянная пшеница, квашенная в бочке капуста, копченная на дыму курица, купленная мебель в рассрочку;

4 задание

- А сейчас у нас орфографический спринт. Чтобы преодолеть его, нам надо вспомнить правописание НЕ- с причастиями. (Алгоритм)

(За каждое правильно выполненное задание 1 балл - max 4 балла).

Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.

1 вариант

2 вариант

1. вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся

1.( не) воспитанный человек
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый

Самопроверка. (1 вариант - 3,6,7,8; 2 вариант - 1,2,3,10)

Оздоровительная минутка для глаз.

5 задание

- Нам на урок был доставлен необычный документ.

Прочитаем его. (Кто-то читает)

Начальнику отдела «Грамотность»
бригадира грузчиков
Недосмотрова И.И.

Объяснительная

При транспортировке ящика «Предложения с причастными оборотами» грузчиками Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И. было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно.

06.03.19г.

Подпись: Недосмотров И.И

- Ребята, нам необходимо исправить эти предложения. Они перед вами, исправьте их и запишите в исправленном виде.

  • Дети, растущие в саду, будут подвергнуты наказанию.
  • Цветы, играющие во время урока, красивы.
  • Ухажер, купленный в зоомагазине, не пришел на встречу.
  • Попугай, назначивший свидание даме, оказался говорящим.

(Чтение верных ответов)

- Запишем одно из предложений на доске, выделяя графически причастный оборот, объясняя знаки препинания.

Например: Цветы, растущие в саду, красивы.

- Итак, что же такое причастный оборот? (Это причастие с зависимым словом)

- Как обозначается причастный оборот на письме?

6 задание

Прочитайте отрывок из рассказа К.Хетагурова «Охота за турами».

Выполните задания.

  • 1 вариант -морфологический разбор одного причастия(на выбор),
  • 2 вариант - синтаксический разбор 3 предложения

1) Аул Зебат состоял всего только из тринадцати дворов. 2) Сакли его, словно гнезда ласточки, лепились в складках утеса, вздымавшегося до облаков из глубокой теснины. 3) Поток, бушующий на скалистом дне ущелья, казался из аула серебряной нитью.4) Ни кусточка, ни деревца кругом! 5) Везде скалы, одни скалы, поросшие мхом, и голый безжизненный камень.

(К.Хетагуров.«Охота за турами»)

Взаимопроверка: проставить своему товарищу балл от 1 до 3-х.

IV. Итог

- Да, ребята, тема «Причастие» сложная и необычная. Необходимо много знать и уметь, и, конечно же, многое зависит от вас - учеников. В течение урока мы закрепляли знания о причастии, я думаю, этот урок не пройдет для вас бесследно. Человек, знающий возможности языка, - это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Поэтому лотос наш так красиво расцвел. Наш урок завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.

Шкала оценивания

  • 16-19 баллов - 5;
  • 10-15 баллов - 4;
  • 5-9 баллов - 3.

В листе самооценивания проставьте балл и оценку. Листы сдайте на проверку. Оценки проставлю в Дневник.ру

Рефлексия

Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, покажите веселого смайлика.

Кто испытывал затруднения - грустного.

V. Домашнее задание

- Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные. (Стихотворение раздаётся каждому ученику)

Заморожен__ы продукты,
Законсервирован__ы фрукты
Изакуплен__ы конфеты.
И расставлен__ы столы.
Будет бал у детворы.
Для нашей Татьяны
Почищен__ы бананы,
Для маленькой Аси
Порезан__ы ананасы.
А юн__ая Лара любит
Сушен__ые кальмары…
Прошел торжествен__ый обед.
Обрадован__ы все. Привет!
Порезан__ывязан__ые салфетки.
Испуган__ая кошка затаилась у соседки.
Клеен__ые обои разорван__ы.
Парчовые шторы сорван__ы.
Полирован__ый столик поцарапан__.
Рассерженно смотрит папа.
Искусствен__ые цветы подстрижен__ы.
Мама плачет обиженно.
Гости разошлись восторжен__ые.
Хозяева остались встревожен__ые.