Классный час: «Мы в ответе за них!». 5–6-е классы

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6


Эпиграф:

"Кто не любит природу, тот не любит человека".
Ф.Достоевский

Цель: формирование чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, бережному отношению к животному миру родного края, в частности, познакомить учащихся с сайгаком как биологическим видом.

Личностные:

  • формировать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты природы, развивать кругозор детей, их знания по окружающему миру, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • формировать интерес к познанию окружающего мира, экологического сознания и необходимости охраны природы, получить начальные навыки экологической культуры;
  • формирование нравственных чувств и ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, отмечая недопустимость вредного влияния на природу;
  • воспитывать чувство прекрасного, эмоционально-положительного взгляда на мир, любви к природе и бережное отношение к ней;

Метапредметные задачи:

Познавательные:

  • самостоятельно строить небольшие сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов;
  • находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

  • формировать собственное мнение и позицию;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • принимать участие в работе группами;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные:

  • устанавливать связи между живой и неживой природой и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  • расширять представления о значении охраны окружающей среды;
  • понимать значимость экологической безопасности природы.

Оборудование: Проектор, компьютер, электронная презентация, фильм, карта Калмыкии, выставка литературы о природе, рисунки, фотографии;, конверты с заданиями; маркеры.

Ход занятия

1. Приветствие. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята!

2. Определение темы занятия

Послушайте две загадки и отгадайте их. Одна на калмыцком языке, а другая - на русском языке:

1. Темян хамрта, тег эргяд гююня. (Нос как у верблюда, всю степь оббежал.)

2.

Обойдите всю Европу -
Не найдете антилопу!
Но довольны мы вполне -
В нашей есть она стране!
Не догнать ее никак!
А зовут ее ? (Ответы учеников) (слайд №1)

Презентация

- Чему посвящается наше занятие? Какие цели ставите перед занятием? Что вы ожидаете от занятия?

- Сегодня я предлагаю работать в группах и представляю их вам.

  • 1 группа… руководитель…
  • 2 группа… руководитель…
  • 3 группа… руководитель…

- Давайте вспомним правила работы в группах. (слайд №2)

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

3. Удивительное рядом

Послушаем ученика, который подготовил небольшой рассказ о сайгаке, о его особенностях.

Я никогда не видел живого сайгака. Моя бабушка рассказывала, что раньше сайгаки паслись по около поселка, можно было встретить сайгаков в посадках смородины. Мне захотелось узнать побольше об этом удивительном животном, и вот что я прочитал о степной антилопе. Сайгак- это травоядное животное, приспособленное к быстрому бегу и к питанию жесткой травянистой пищей. Это животное стадное, не имеет постоянных укрытий и убежищ. Стада совершают сезонные кочевки, иногда на значительные расстояния. Детеныш обычно рождается физически крепким и вскоре после рождения способен бегать. На новорожденных иногда нападают степной орел, беркут или лисица. Сайгак - животное не очень крупное. Высотой 80 см. Нос его сильно вздут, подвижен и свисает над нижней губой. Уши и хвост короткие. Задние копыта меньше передних Рога образуют кольцевые валики и бывают только у самцов. Сайгак имеет очень хорошее зрение и обоняние, а слух развит плохо. Местные жители называют их Сайга или Степная антилопа. Очень быстро бегают сайгаки. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые ноги спасают их от врагов и даже от плохой погоды. Заметив опасность, антилопа совершает так называемый смотровой прыжок (прыжок для того, чтобы лучше рассмотреть опасность), а затем переходит в галоп. Обычно сайгак бежит иноходью. Такой бег позволяет ему развивать очень большую скорость - до 75-80 км в час. Они заранее предчувствуют буран и сильный ливень и могут быстро перебежать в другое место за сто километров. Сайгаки могут предупреждать друг друга об опасности: они фыркают и стучат копытом. Сайгак является промысловым животным. Он дает ценное диетическое мясо. Из шкур делают замшу, а рога идут на изготовление сувениров и из них делают лекарства.

4. Историческая страничка

Сайга́к- парнокопытные животные из группы настоящих антилоп. Европейский сайгак (Saiga tatarica tatarica) - один из самых древних сохранившихся представителей мамонтовой фауны - некогда был обычным видом в степях и полупустынях Евразии. Пятьдесят тысяч лет назад, когда ледники занимали огромные пространства в Европе и Азии, сайгаки жили бок о бок с мамонтами и шерстистыми носорогами. Их общим домом были тундростепи - низкотравные сообщества, окаймлявшие ледниковые щиты. В то время сайгаки обитали на территории от Англии до Аляски, доходя на севере до Новосибирских островов. Около 10 тысяч лет назад произошло потепление и увлажнение климата. Талые ледниковые воды поглотили пояс тундростепей. Большинству его обитателей не удалось найти для себя нового места на земле, но сайгак обрел «вторую родину» в степях и полупустынях, - и его по праву называют «живым ископаемым». Еще в XVII-XVIII веках сайгак обитал во всей степной и полупустынной зоне от Волги и Каспийского моря до Днепра и Днестра. Общая его численность в то время достигала нескольких миллионов особей. Однако по мере освоения человеком правого берега Волги в нижнем течении (территория современной Республики Калмыкии и Астраханской области) численность и ареал вида неуклонно сокращались. Тем не менее, сайгак оставался многочисленным обитателем южных степей и полупустынь России и Казахстана вплоть до середины прошлого века.

Количество самцов в популяции, согласно данным Охотуправления Калмыкии, сократилось с 30% до 16,7% в благоприятные годы (1985-1986 гг.) и до 6,4-8,2% - в неблагоприятные (1992-1993 гг.), что как минимум в два раза ниже оптимальной величины. Сдерживающим фактором явилось возросшее браконьерство и медленное восстановление численности самцов. В ноябре 1995 г. европейская популяция сайги, обитающая в северо-западном Прикаспии на территории Калмыкии, была включена в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). В 2002 году Всемирным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесен к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Однако это не дало ожидаемого результата. Рога сайгака по-прежнему являются предметом незаконного экспорта. Кроме того, существует и внутренний рынок - сайгачье мясо нелегально реализуется не только в близлежащих населенных пунктах, но также в городах Элиста и Астрахань. (слайд №4)

5. Работа в группах

Вопрос: Кто-нибудь из вас видел сайгака? Расскажите, как он выглядит. Посмотрите на эту фотографию. Скажите, где он установлен? (слайд №5)

6. На поэтической волне

- Ребята, я предлагаю прослушать стихотворение «Сайгаки», которое написал калмыцкий поэт Джангр Насунов, а вы задумайтесь над его содержанием.

Сайгак тянул к спасительным барханам:
Он ранен был и выбился из сил,
А за рулем водитель полупьяный
Лениво улыбался и курил.
Ружье лежало сбоку, но, однако,
Шофер его не тронул до сих пор,
Он сбить старался буфером сайгака
И отжимал подранка на простор.
Равнина.. Ни оврага, ни ограды,
Отрезан путь к спасительной реке.
Кричала степь водителю: «Не надо!
И чабаны кричали вдалеке.
Качалась степь, и прыгали барханы…
Сайгак сдавал, он выбился из сил,
А за рулем водитель полупьяный
Лениво улыбался и курил.

Поэту небезразлична судьба этого древнейшего обитателя степи, волнует его и то, что гибнут люди, пытающиеся защитить сайгаков. Стихотворение «Выстрел» ( сб. «Поселенцы») посвящено памяти охотинспектора Улдиса Кнакиса, спасавшего от браконьеров сайгаков:

Тот, кто нынче выстрелил в сайгака, тот завтра выстрелит и в нас.

7. Рассказ об охотинспекторе Улдисе Кнакисе

Улдис Кнакис родился в 1939 году в поселке Гаршниеки Латвии. (слайды №6-9)

По окончании в 1964 г. института, который Кнакис окончил с отличием, молодой специалист выбрал астраханский госпромхоз. Здесь он был два года начальником егерской службы, осуществлявший в тот период охрану сайгаков на территории Калмыкии, ее база располагалась в п. Яшкуль.

Уилдис Карлович возглавил оперативную группу, а затем отряд по охране сайгаков. Надо сказать, что в 60-е годы в Калмыкии браконьерство было весьма распространенным явлением. Нелегальной добычей сайгака занимались не только местные жители, на охоту приезжали даже из соседних регионов.

Работа по пресечению браконьерства активизировалась с приходом в егерскую службу Кнакиса. Слух его принципиальности разнесся далеко по степи. Поэтому начальник Госохотоинспекции А.Кузыченко пригласил смелого и отважного борца с браконьерами на должность старшего охотоведа. В декабре 1966 года Улдис Кнакис принял предложение и перешел на работу в Госохотоинспекцию.

Браконьеры боялись даже упоминания имени Кнакиса. Он был беспощаден к нарушителям закона и строго наказывал всех, невзирая на чины и звания. Требовал суровых мер, вплоть до уголовной ответственности.

Вечером, 25 сентября 1970 года, Кнакис выехал в очередной рейд по обнаружению мест размещения сайгаков. Вскоре увидели автомашину с браконьерами и начали преследование. Более трех часов велась изнурительная гонка. После полуночи стало ясно, что браконьеры добровольно не сдадутся. Кнакис сделал несколько предупредительных залпов из ракетницы. Некоторое время браконьеры продолжали сопротивление, а когда поняли, что им не уйти, начали отстреливаться. Первый выстрел пришелся по брезенту «газика», вторым Кнакиса ранило в руку, но он попросил водителя догнать браконьеров. Еще один выстрел оказался роковым, пуля попала в сердце…

Это случилось севернее п. Белозерный Юстинского района. Его жизнь оборвалась 26 сентября 1970 года. Ему был 31 год.

8. Страничка Будь природе другом! (работа в группах)

  1. Какая помощь нужна сайгаку? Обсудите в группе эту проблему.
  2. Мы говорим, что в природе все взаимосвязано. Как должен человек относиться к природе?
  3. Как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру?
  4. Какие меры принимаются для того, чтобы защитить сайгака? (слайды № 10-11)

9. Страничка «Легенда о сайгаке»

Калмыки издавна считали сайгака священным животным и сложили легенду. Как-то один охотник увидел сайгу, отбившуюся от своего табуна. Он подкрался к ней с подветренной стороны и понял, что это самка. Бормоча себе под нос заклинание: «У тебя беды нет, а у меня еды нет», он приготовился выстрелить из лука. Сайгачиха сразу почувствовала опасность и, увидев человека, замерла на месте. Вдруг она заговорила человеческим голосом, прося не убивать ее, так как у нее двое маленьких сайгачат. Она пообещала, что отныне он будет удачливым охотником. Но жажда наживы затуманила его разум, и он выпускает стрелу своего лука. И, о чудо, сайга превращается в пестрый камень. А охотнику больше не везло в жизни никогда.

Издавна считается, что сайгака защищает покровитель всего живого Цаган Аав (Белый старец) (слайд №12)

10. Страничка творческая

(звучат стихотворения и отрывки из сочинений учеников школы)

Берегите степь родную!
Берегите для себя!
От коварства чужестранцев,
Браконьеров и огня,
Потому что жизнь на свете
От болезней коротка,
Потому что степь родная
Исцеляет на века,
Потому что рано утром
Ты проснешься не спеша,
Поглядишь на степь родную -
Песнь поет твоя душа.
Санджиев С.

Мчится степью сайгачонок,
А за ним бежит орленок.
Резвы ножки сайгачонка,
Быстры крылья у орла.
Рада мама-сайгачиха,
Рада матушка-орлиха.
Степь волнуется травой,
Край родимый,
Край степной.
Манджиева З.

11. Рефлексия. Вопросы для повторения

- Какое животное самое быстрое в степи? (сайгак)

- Какие птицы могут погубить маленьких сайгачат (орел, беркут)

- Как еще по-другому называют сайгаков? (сайга, степная антилопа)

- Чем отличаются самки сайгаков от самцов? (самки безроги)

- Что нужно делать для охраны сайгаков? (создавать заповедники, бороться с браконьерами, восстанавливать их численность)

- Как мы можем помочь этим животным? (просить взрослых ездить аккуратно по степным дорогам, рассказывать другим людям о проблеме этих диких животных, рисовать этих животных)

- Перечислите, какие заказники по охране сайгаков существуют на территории нашей республики? (заповедник «Черные земли», заказник «Меклетинский», заказник «Харбинский»)