Эпиграф:
"Кто не любит природу, тот не любит человека".
Ф.Достоевский
Цель: формирование чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, бережному отношению к животному миру родного края, в частности, познакомить учащихся с сайгаком как биологическим видом.
Личностные:
- формировать в детях эстетическое чувство при восприятии красоты природы, развивать кругозор детей, их знания по окружающему миру, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;
- формировать интерес к познанию окружающего мира, экологического сознания и необходимости охраны природы, получить начальные навыки экологической культуры;
- формирование нравственных чувств и ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, отмечая недопустимость вредного влияния на природу;
- воспитывать чувство прекрасного, эмоционально-положительного взгляда на мир, любви к природе и бережное отношение к ней;
Метапредметные задачи:
Познавательные:
- самостоятельно строить небольшие сообщения в устной форме;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов;
- находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- самостоятельно находить варианты решения поставленной задачи;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- формировать собственное мнение и позицию;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- принимать участие в работе группами;
- договариваться, приходить к общему решению;
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные:
- устанавливать связи между живой и неживой природой и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- извлекать и анализировать информацию из различных источников;
- расширять представления о значении охраны окружающей среды;
- понимать значимость экологической безопасности природы.
Оборудование: Проектор, компьютер, электронная презентация, фильм, карта Калмыкии, выставка литературы о природе, рисунки, фотографии;, конверты с заданиями; маркеры.
Ход занятия
1. Приветствие. Организационный момент
Добрый день, дорогие ребята!
2. Определение темы занятия
Послушайте две загадки и отгадайте их. Одна на калмыцком языке, а другая - на русском языке:
1. Темян хамрта, тег эргяд гююня. (Нос как у верблюда, всю степь оббежал.)
2.
Обойдите всю Европу -
Не найдете антилопу!
Но довольны мы вполне -
В нашей есть она стране!
Не догнать ее никак!
А зовут ее ? (Ответы учеников) (слайд №1)
- Чему посвящается наше занятие? Какие цели ставите перед занятием? Что вы ожидаете от занятия?
- Сегодня я предлагаю работать в группах и представляю их вам.
- 1 группа… руководитель…
- 2 группа… руководитель…
- 3 группа… руководитель…
- Давайте вспомним правила работы в группах. (слайд №2)
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
3. Удивительное рядом
Послушаем ученика, который подготовил небольшой рассказ о сайгаке, о его особенностях.
Я никогда не видел живого сайгака. Моя бабушка рассказывала, что раньше сайгаки паслись по около поселка, можно было встретить сайгаков в посадках смородины. Мне захотелось узнать побольше об этом удивительном животном, и вот что я прочитал о степной антилопе. Сайгак- это травоядное животное, приспособленное к быстрому бегу и к питанию жесткой травянистой пищей. Это животное стадное, не имеет постоянных укрытий и убежищ. Стада совершают сезонные кочевки, иногда на значительные расстояния. Детеныш обычно рождается физически крепким и вскоре после рождения способен бегать. На новорожденных иногда нападают степной орел, беркут или лисица. Сайгак - животное не очень крупное. Высотой 80 см. Нос его сильно вздут, подвижен и свисает над нижней губой. Уши и хвост короткие. Задние копыта меньше передних Рога образуют кольцевые валики и бывают только у самцов. Сайгак имеет очень хорошее зрение и обоняние, а слух развит плохо. Местные жители называют их Сайга или Степная антилопа. Очень быстро бегают сайгаки. Никто в степи не может с ними в этом сравниться. Быстрые ноги спасают их от врагов и даже от плохой погоды. Заметив опасность, антилопа совершает так называемый смотровой прыжок (прыжок для того, чтобы лучше рассмотреть опасность), а затем переходит в галоп. Обычно сайгак бежит иноходью. Такой бег позволяет ему развивать очень большую скорость - до 75-80 км в час. Они заранее предчувствуют буран и сильный ливень и могут быстро перебежать в другое место за сто километров. Сайгаки могут предупреждать друг друга об опасности: они фыркают и стучат копытом. Сайгак является промысловым животным. Он дает ценное диетическое мясо. Из шкур делают замшу, а рога идут на изготовление сувениров и из них делают лекарства.
4. Историческая страничка
Сайга́к- парнокопытные животные из группы настоящих антилоп. Европейский сайгак (Saiga tatarica tatarica) - один из самых древних сохранившихся представителей мамонтовой фауны - некогда был обычным видом в степях и полупустынях Евразии. Пятьдесят тысяч лет назад, когда ледники занимали огромные пространства в Европе и Азии, сайгаки жили бок о бок с мамонтами и шерстистыми носорогами. Их общим домом были тундростепи - низкотравные сообщества, окаймлявшие ледниковые щиты. В то время сайгаки обитали на территории от Англии до Аляски, доходя на севере до Новосибирских островов. Около 10 тысяч лет назад произошло потепление и увлажнение климата. Талые ледниковые воды поглотили пояс тундростепей. Большинству его обитателей не удалось найти для себя нового места на земле, но сайгак обрел «вторую родину» в степях и полупустынях, - и его по праву называют «живым ископаемым». Еще в XVII-XVIII веках сайгак обитал во всей степной и полупустынной зоне от Волги и Каспийского моря до Днепра и Днестра. Общая его численность в то время достигала нескольких миллионов особей. Однако по мере освоения человеком правого берега Волги в нижнем течении (территория современной Республики Калмыкии и Астраханской области) численность и ареал вида неуклонно сокращались. Тем не менее, сайгак оставался многочисленным обитателем южных степей и полупустынь России и Казахстана вплоть до середины прошлого века.
Количество самцов в популяции, согласно данным Охотуправления Калмыкии, сократилось с 30% до 16,7% в благоприятные годы (1985-1986 гг.) и до 6,4-8,2% - в неблагоприятные (1992-1993 гг.), что как минимум в два раза ниже оптимальной величины. Сдерживающим фактором явилось возросшее браконьерство и медленное восстановление численности самцов. В ноябре 1995 г. европейская популяция сайги, обитающая в северо-западном Прикаспии на территории Калмыкии, была включена в Приложение II Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). В 2002 году Всемирным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесен к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Однако это не дало ожидаемого результата. Рога сайгака по-прежнему являются предметом незаконного экспорта. Кроме того, существует и внутренний рынок - сайгачье мясо нелегально реализуется не только в близлежащих населенных пунктах, но также в городах Элиста и Астрахань. (слайд №4)
5. Работа в группах
Вопрос: Кто-нибудь из вас видел сайгака? Расскажите, как он выглядит. Посмотрите на эту фотографию. Скажите, где он установлен? (слайд №5)
6. На поэтической волне
- Ребята, я предлагаю прослушать стихотворение «Сайгаки», которое написал калмыцкий поэт Джангр Насунов, а вы задумайтесь над его содержанием.
Сайгак тянул к спасительным барханам:
Он ранен был и выбился из сил,
А за рулем водитель полупьяный
Лениво улыбался и курил.
Ружье лежало сбоку, но, однако,
Шофер его не тронул до сих пор,
Он сбить старался буфером сайгака
И отжимал подранка на простор.
Равнина.. Ни оврага, ни ограды,
Отрезан путь к спасительной реке.
Кричала степь водителю: «Не надо!
И чабаны кричали вдалеке.
Качалась степь, и прыгали барханы…
Сайгак сдавал, он выбился из сил,
А за рулем водитель полупьяный
Лениво улыбался и курил.
Поэту небезразлична судьба этого древнейшего обитателя степи, волнует его и то, что гибнут люди, пытающиеся защитить сайгаков. Стихотворение «Выстрел» ( сб. «Поселенцы») посвящено памяти охотинспектора Улдиса Кнакиса, спасавшего от браконьеров сайгаков:
Тот, кто нынче выстрелил в сайгака, тот завтра выстрелит и в нас.
7. Рассказ об охотинспекторе Улдисе Кнакисе
Улдис Кнакис родился в 1939 году в поселке Гаршниеки Латвии. (слайды №6-9)
По окончании в 1964 г. института, который Кнакис окончил с отличием, молодой специалист выбрал астраханский госпромхоз. Здесь он был два года начальником егерской службы, осуществлявший в тот период охрану сайгаков на территории Калмыкии, ее база располагалась в п. Яшкуль.
Уилдис Карлович возглавил оперативную группу, а затем отряд по охране сайгаков. Надо сказать, что в 60-е годы в Калмыкии браконьерство было весьма распространенным явлением. Нелегальной добычей сайгака занимались не только местные жители, на охоту приезжали даже из соседних регионов.
Работа по пресечению браконьерства активизировалась с приходом в егерскую службу Кнакиса. Слух его принципиальности разнесся далеко по степи. Поэтому начальник Госохотоинспекции А.Кузыченко пригласил смелого и отважного борца с браконьерами на должность старшего охотоведа. В декабре 1966 года Улдис Кнакис принял предложение и перешел на работу в Госохотоинспекцию.
Браконьеры боялись даже упоминания имени Кнакиса. Он был беспощаден к нарушителям закона и строго наказывал всех, невзирая на чины и звания. Требовал суровых мер, вплоть до уголовной ответственности.
Вечером, 25 сентября 1970 года, Кнакис выехал в очередной рейд по обнаружению мест размещения сайгаков. Вскоре увидели автомашину с браконьерами и начали преследование. Более трех часов велась изнурительная гонка. После полуночи стало ясно, что браконьеры добровольно не сдадутся. Кнакис сделал несколько предупредительных залпов из ракетницы. Некоторое время браконьеры продолжали сопротивление, а когда поняли, что им не уйти, начали отстреливаться. Первый выстрел пришелся по брезенту «газика», вторым Кнакиса ранило в руку, но он попросил водителя догнать браконьеров. Еще один выстрел оказался роковым, пуля попала в сердце…
Это случилось севернее п. Белозерный Юстинского района. Его жизнь оборвалась 26 сентября 1970 года. Ему был 31 год.
8. Страничка Будь природе другом! (работа в группах)
- Какая помощь нужна сайгаку? Обсудите в группе эту проблему.
- Мы говорим, что в природе все взаимосвязано. Как должен человек относиться к природе?
- Как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру?
- Какие меры принимаются для того, чтобы защитить сайгака? (слайды № 10-11)
9. Страничка «Легенда о сайгаке»
Калмыки издавна считали сайгака священным животным и сложили легенду. Как-то один охотник увидел сайгу, отбившуюся от своего табуна. Он подкрался к ней с подветренной стороны и понял, что это самка. Бормоча себе под нос заклинание: «У тебя беды нет, а у меня еды нет», он приготовился выстрелить из лука. Сайгачиха сразу почувствовала опасность и, увидев человека, замерла на месте. Вдруг она заговорила человеческим голосом, прося не убивать ее, так как у нее двое маленьких сайгачат. Она пообещала, что отныне он будет удачливым охотником. Но жажда наживы затуманила его разум, и он выпускает стрелу своего лука. И, о чудо, сайга превращается в пестрый камень. А охотнику больше не везло в жизни никогда.
Издавна считается, что сайгака защищает покровитель всего живого Цаган Аав (Белый старец) (слайд №12)
10. Страничка творческая
(звучат стихотворения и отрывки из сочинений учеников школы)
Берегите степь родную!
Берегите для себя!
От коварства чужестранцев,
Браконьеров и огня,
Потому что жизнь на свете
От болезней коротка,
Потому что степь родная
Исцеляет на века,
Потому что рано утром
Ты проснешься не спеша,
Поглядишь на степь родную -
Песнь поет твоя душа.
Санджиев С.Мчится степью сайгачонок,
А за ним бежит орленок.
Резвы ножки сайгачонка,
Быстры крылья у орла.
Рада мама-сайгачиха,
Рада матушка-орлиха.
Степь волнуется травой,
Край родимый,
Край степной.
Манджиева З.
11. Рефлексия. Вопросы для повторения
- Какое животное самое быстрое в степи? (сайгак)
- Какие птицы могут погубить маленьких сайгачат (орел, беркут)
- Как еще по-другому называют сайгаков? (сайга, степная антилопа)
- Чем отличаются самки сайгаков от самцов? (самки безроги)
- Что нужно делать для охраны сайгаков? (создавать заповедники, бороться с браконьерами, восстанавливать их численность)
- Как мы можем помочь этим животным? (просить взрослых ездить аккуратно по степным дорогам, рассказывать другим людям о проблеме этих диких животных, рисовать этих животных)
- Перечислите, какие заказники по охране сайгаков существуют на территории нашей республики? (заповедник «Черные земли», заказник «Меклетинский», заказник «Харбинский»)