Цели урока:
Обучающие:
- обобщение и систематизация сведений о причастиях и деепричастиях;
- закрепление практического умения находить деепричастные и причастные обороты, ставить знаки препинания при них;
- совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.
Развивающие:
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие творческих способностей;
- развитие внимания;
- развитие быстроты мышления;
- развитие логики.
Воспитывающие:
- воспитание чуткого отношения к русскому языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.
- умение взаимодействовать в небольших группах.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Употребление причастных и деепричастных оборотов».
Оборудование: учебник «Русский язык. 7 класс под ред. Е.А.Быстровой, компьютер, мультимедиапректор, презентация, раздаточный материал: письма известных людей разных эпох
1. Организационный этап
Добрый день, ребята. У нас сегодня урок, на котором присутствуют гости, давайте повернемся и поздороваемся с ними. Что ж, начнем наш урок с улыбки, улыбнемся друг другу. Я очень рада вас видеть, давайте начнем работать.
Мы с вами сегодня будем работать в группах, для этого вам следует соблюдать основные правила (написаны на доске):
- работать дружно
- уважать товарищей
- слушать каждого члена группы внимательно, не перебивая
- говорить коротко и понятно
- поддерживать друг друга,
- если товарищ не прав, объясняем ему это тактично
2. Повторение изученного. Определение темы урока. Определение целей урока
Для того чтобы начать работу в группах, мы должны вспомнить то, что проходили ранее.
Вопросы для устного повторения:
1. Что такое причастие?
2. Назовите суффиксы причастий: Что мы можем определить по суффиксам?
Действительные |
Страдательные |
||
прошедшее |
настоящее |
прошедшее |
настоящее |
вш/ш |
ущ/ющ, ащ/ящ |
ом/ем, им |
нн, енн, т |
3. Что такое деепричастие?
4. Назовите суффиксы деепричастий: Что мы можем определить по суффиксам?
совершенного вида |
несовершенного вида |
в, вши, ши (реже а/я) |
а, я |
5. От каких частей речи образовываются причастия и деепричастия?
6. Какими ЧП являются?
7. Что такое причастный и деепричастный оборот?
Теперь перейдем к практике. Перед вами текст, Вам нужно расставить знаки препинания.
Задание 1. Поработаете с данным вам текстом. Поставьте ЗП, обоснуйте свой выбор.
Почти 77 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Событие, являющееся столь памятным для нашей страны, мы не может предать забвению! Об этих днях забывать нельзя. Забывая о них, мы забываем наших предков.
Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
- Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. (не могут прич. и дееприч. обороты быть однородными ЧП)
- Я разговариваю с мамой, готовившей пирог (нарушены временные формы)
- Рассмотрев эти примеры, данное предположение подтвердилось. (объект выполнения действия не подходит)
- Дети играли в мяч, вышедшие во двор (некорректно составлено П, прич. оборот слишком далеко от главного слова)
- Ему нужна была лежащая подушка на диване. (разрывает причастный оборот главное слово)
- Переходя улицу, часто нарушаются правила. (объект выполнения действия не подходит)
3. Изучение новой темы
- Скажите, ребята, а для чего мы с вами изучаем причастные и деепричастные обороты? В практической части нашей жизни они нам пригодятся при сдаче ВПР и ОГЭ (ЕГЭ), а вот в устной речи вы часто употребляете причастные и деепричастные обороты?
- Обратите внимание на тему нашего урока? Употребление причастных и деепричастных оборотов в эпистолярном жанре. Для этого разберемся что же такое эпистолярный жанр.
Эпистолярный жанр
(от греч. epistole - письмо, послание) - текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются люди, лишенные непосредственного контакта.
Конечно, сегодня письма - это, в основном, работа и реклама. А когда-то они были единственной ниточкой, которая связывала людей. Старые письма - замочная скважина, через которую видно кусочек прошлого, а также…
А вот почему я выбрала именно эпистолярный жанр и для чего нужны причастия и деепричастия в нашем языке - это и станет тем вопросом, на который нам необходимо будет ответить в конце урока.
4. Закрепление изученного
Сейчас разобьемся на 4 группы. Каждая группа получит конверт, в котором находится письмо.
1 группа: вам нужно в тексте, заменить глаголы-инфинитивы причастиями, деепричастиями, а где это необходимо, оборотами.
2 группа: вам нужно в тексте найти все причастия, деепричастия и обороты, и обособить их (при необходимости).
3 группа: вам нужно исправить ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
4 группа: вам достается «голый» текст, ваша задача украсить его причастиями, деепричастиями и оборотами, а потом мы сравним то, что получилось у вас с оригиналом.
Проверка работы групп (минимум 12-20 мин)
5. Вывод
Для чего же в речи нужны причастия и деепричастия, а также обороты? (украшают речь, выражают мысль точно, кратко). А что о причастиях и деепричастиях говорят писатели и поэты?
Скажите, какой человек написал эти письма, каким вы его представляете? Откуда мы это узнали? Из письма. Так что же такое письмо? Это письменная устная речь. В устной речи мы часто говорим не думая, не подбирая слова, но когда мы пишем, то мы, выражаясь своими словами, пытаемся украсить свою речь, а наша речь - это одно из отражений нас самих, нашего характера, нашего воспитания, нашей души. И мне бы очень хотелось, чтобы вы чаще осознано употребляли в своей речи деепричастные и причастные обороты, украшая ее, проявляя через речь всю красоту ваших душ.
6. Рефлексия
Сегодня, работая в таком дружном коллективе, я получила настоящее удовольствие. А как для вас прошёл урок? Я прошу вас поставить смайлик с веселой улыбкой, если на сегодняшнем уроке вы учились, радуясь. Если вы не испытали положительных эмоций, поставьте грустный смайлик.