Тип урока: урок-практикум.
Цели:
- На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
- Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения адреса.
- Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
- Оформить внешнюю сторону открытки в жанре «Портрет».
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся писать открытки, соблюдая правила эпистолярного жанра; понимать роль писем в жизни человека.
- учащиеся научатся применять знания написания портрета при оформлении поздравительной открытки.
Метапредметные: умение соединить письмо и живопись;
Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.
Развиваемые УУД:
- Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- Регулятивные: осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции, работа с алгоритмом письма
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, чистые почтовые открытки без изображения.
1. Организационный момент (1 мин)
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала (3 мин)
Ребята, наш урок мы начнём с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Ванька» по рассказу А.П.Чехова.
Будьте внимательны и постарайтесь догадаться, о чём же сегодня пойдёт разговор на уроке.
- Сформулируйте тему и цели нашего урока. (Дети формулируют тему)
Чему мы будем учиться на уроке? (Дети формулируют цели)
Запишите тему урока.
3. Получение новых знаний (10 мин)
Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого общения составляет возможность устного и письменного общения. В общении мы обмениваемся информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. Часто люди оказываются далеко друг от друга, и на помощь приходит письмо. До середины 20 века письмо было основным средством общения людей на расстоянии.
Актуализация знаний обучающихся по теме урока
К сожалению, сегодня писать письма не модно. Современный молодой человек не стесняется произнести: « Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню, или пришлю смс». Как вы думаете, что лучше смс или письмо?
Утрачено искусство письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Их письма становились оригинальными художественными произведениями.
У меня в руках необычное письмо. Нет конверта, сложено треугольником. Я зачитаю вам несколько строчек: «Добрый день, дорогие родные! Спасибо Вам, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Примете от моего сердца мой пламенный фронтовой привет. У меня все хорошо, как там вы….Пока, всех крепко целую, ваш Митя… Рядовой Харин Дмитрий
Как вы думаете, кто написал это письмо? О чем оно? Какое значение имело письмо для писавшего? (Ответы детей)
А почему мы проводим урок в музейной комнате школы?
4. Закрепление новых знаний (19 мин)
Знакомство с видами писем.
- Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что-либо, поздравить с праздником, передать деловую информацию, просим о чем-либо)
- А какими же бывают письма?
В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем.
- Если письмо адресовано какой-то организации, то оно какое? (Деловое)
- А если конкретному человеку? (Личное)
Знакомство с алгоритмом написания письма. Практическая работа
Написать интересное письмо - настоящее искусство. Как вы думаете, с чего нужно начать? Каким может быть приветствие?
- Далее обсудите в парах, что еще вы можете отразить в личном письме?
Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт
- Приветствие или обращение.
- Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.
- Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
- Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
- Подпись. Дата.
- P.S.
Тема нашего урока «Поздравительная открытка». Как это связано с письмом солдата? С чем и кого мы будем поздравлять? (Поздравим С Днем Победы бабушек и дедушек)
Правила заполнения конверта. Видеофрагмент мультипликационного фильма «Ванька» по рассказу А.П.Чехова. (Заполнение адреса и отправление письма)
Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Вспомните видео фрагмент, когда Ванька Жуков писал дедушке письмо. Как вы думаете, письмо дедушка получил? Почему это письмо не дошло?
Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. У вас на столах лежит копия почтового конверта.
- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.
- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.
Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.
А сейчас оформим обратную сторону нашей открытки.
На уроках ИЗО вы познакомились с жанром портрета. Изобразите портрет солдата. Образцы вы можете видеть на стенде нашего музея. Здесь есть фото героев - земляков. Кто может их назвать? (Ответы детей)
Самостоятельная работа учеников по оформлению открытки
5. Информация о домашнем задании (2 мин)
Напишите письмо своему однокласснику, своим близким, или бойцу на фронт из будущего.
6. Оценивание обучающихся. Итог урока. Рефлексия. (5 мин)
- Какой теме был посвящён урок?
- Что вы узнали нового?
- Чему научились на уроке?
- Что вам запомнилось больше всего?
- На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме "Как правильно написать письмо" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком.
К доске выходим организованно, как ручеек, если у кого-то вопрос, то остаетесь у доски. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы. Ребята, задайте свои вопросы, а вы ребята помогите им на них ответить.
Заключительное слово учителя
Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!