Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение на дому обучающегося 3-го класса с учётом психологических и психофизических особенностей.
На индивидуальное обучение русскому языку на дому в 3-м классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- способность проверять написанное.
2. Содержание программы
Язык и речь (1 ч).
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (6 ч).
Что такое текст? Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложение с обращением.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».
Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Словосочетание.
Слово в языке и речи (9 ч).
Лексическое значение слов. Антонимы и синонимы. Омонимы. Общее представление Слово и словосочетание Значение и использование фразеологизмов. Части речи и их значение. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, Имя числительное. Общее представление.
Контрольное списывание № 1.
Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.
Контрольный словарный диктант № 1.
Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. Разделительный ь знак.
Проект «Рассказ о слове».
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 за 1 четверть «Слово в языке и речи».
Состав слова (18 ч ).
Корень слова. Как найти в слове корень? Чередование согласных. Сложные слова.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание.
Что такое приставка? Как найти в слове приставку. Значение приставок.
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»
Основа слова. Разбор слова по составу.
Проект «Семья слов».
Развитие речи. Подробное изложение.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Контрольный словарный диктант № 2.
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Упражнения в правописании слов с удвоенными согласными.
Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов ик - ек, -ок.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 за 2 четверть «Состав слова».
Упражнения в правописании приставок и предлогов.
Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.
Правописание слов с разделительным ъ знаком
Развитие речи. Составление объявления.
Части речи (30ч).
Части речи (повторение и углубление представлений). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.
Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах.
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.
Несклоняемые имена существительные.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк».
Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный падеж имён существительных. Творительный падеж имён существительных. Предложный падеж имён существительных. Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное».
Связь имён прилагательных с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление. Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Контрольный словарный диктант № 3.
Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. Упражнение в определении падежей имён прилагательных.
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 «Имя прилагательное».
Личные местоимения. Общее представление. Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.
Развитие речи. Составление письма.
Контрольное списывание № 2.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Глагол в начальной (неопределенной) форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение глаголов по временам.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. НЕ с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 «Части речи»
Морфологический разбор.
Повторение (4 ч).
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №6.
Выполнение практической части:
Раздел «Слово в языке и речи».
1.Контрольное списывание с грамматическим заданием № 1.
2.Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 за 1 четверть «Слово в языке и речи».
3. Контрольный словарный диктант № 1.
Раздел «Состав слова».
1. Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 за 2 четверть «Состав слова».
2. Контрольный словарный диктант № 2.
Раздел «Части речи».
1.Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное».
2.Контрольное списывание с грамматическим заданием № 2.
3.Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Имя прилагательное».
4. Контрольный словарный диктант № 3.
5. Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 «Глагол».
Раздел «Повторение».
1.Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 6
Направления проектной деятельности обучающихся:
Раздел. |
Тема проекта |
Слово в языке и речи. |
«Рассказ о слове» |
Состав слова. |
«Семья слов» |
Части речи |
«Имена прилагательные в загадках». |
3. Тематическое планирование
Раздел программы |
Кол-во ч. |
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Язык и речь |
1 ч |
Наша речь и наш язык. |
1 ч |
Различать язык и речь. |
Текст.
|
6 ч |
Что такое текст? Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложение с обращением.
|
6 ч |
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста.
|
Слово в языке и речи |
9 ч |
Лексическое значение слов. Антонимы и синонимы. Омонимы. Общее представление Слово и словосочетание Значение и использование фразеологизмов. Части речи и их значение. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя
|
9 ч |
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
|
Состав слова |
18 ч |
Корень слова. Как найти в слове корень? Чередование согласных. Сложные слова.
|
18 ч |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
|
Части речи |
30 ч |
Части речи (повторение и углубление представлений). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
|
|
Подбирать примеры слов изученных частей речи.
|
Повторение |
4 ч |
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №6. |
|
|