Рабочая программа по русскому языку для домашнего обучения для детей с ОВЗ. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: ОВЗ, русский язык, надомное обучение


Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение на дому обучающегося 3-го класса с учётом психологических и психофизических особенностей.

На индивидуальное обучение русскому языку на дому в 3-м классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительно­сти, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
  4. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  5. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образователь­ной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  6. использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
  7. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами:
  12. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикет; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  6. умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  7. способность проверять написанное.

2. Содержание программы

Язык и речь (1 ч).

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (6 ч).

Что такое текст? Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложение с обращением.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Словосочетание.

Слово в языке и речи (9 ч).

Лексическое значение слов. Антонимы и синонимы. Омонимы. Общее представление Слово и словосочетание Значение и использование фразеологизмов. Части речи и их значение. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, Имя числительное. Общее представление.

Контрольное списывание № 1.

Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.

Контрольный словарный диктант № 1.

Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными. Разделительный ь знак.

Проект «Рассказ о слове».

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 за 1 четверть «Слово в языке и речи».

Состав слова (18 ч ).

Корень слова. Как найти в слове корень? Чередование согласных. Сложные слова.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку. Значение приставок.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

Основа слова. Разбор слова по составу.

Проект «Семья слов».

Развитие речи. Подробное изложение.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Контрольный словарный диктант № 2.

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Упражнения в правописании слов с удвоенными согласными.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов ик - ек, -ок.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 за 2 четверть «Состав слова».

Упражнения в правописании приставок и предлогов.

Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.

Правописание слов с разделительным ъ знаком

Развитие речи. Составление объявления.

Части речи (30ч).

Части речи (повторение и углубление представлений). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.

Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах.

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.

Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Несклоняемые имена существительные.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк».

Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный падеж имён существительных. Творительный падеж имён существительных. Предложный падеж имён существительных. Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное».

Связь имён прилагательных с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление. Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Контрольный словарный диктант № 3.

Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. Упражнение в определении падежей имён прилагательных.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 «Имя прилагательное».

Личные местоимения. Общее представление. Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.

Развитие речи. Составление письма.

Контрольное списывание № 2.

Повторение и углубление представлений о глаголе. Глагол в начальной (неопределенной) форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение глаголов по временам.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. НЕ с глаголами.

Обобщение знаний о глаголе.

Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 «Части речи»

Морфологический разбор.

Повторение (4 ч).

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №6.

Выполнение практической части:

Раздел «Слово в языке и речи».

1.Контрольное списывание с грамматическим заданием № 1.

2.Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 за 1 четверть «Слово в языке и речи».

3. Контрольный словарный диктант № 1.

Раздел «Состав слова».

1. Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 за 2 четверть «Состав слова».

2. Контрольный словарный диктант № 2.

Раздел «Части речи».

1.Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное».

2.Контрольное списывание с грамматическим заданием № 2.

3.Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Имя прилагательное».

4. Контрольный словарный диктант № 3.

5. Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 «Глагол».

Раздел «Повторение».

1.Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием № 6

Направления проектной деятельности обучающихся:

Раздел.

Тема проекта

Слово в языке и речи.

«Рассказ о слове»

Состав слова.

«Семья слов»

Части речи

«Имена прилагательные в загадках».

3. Тематическое планирование

Раздел программы

Кол-во ч.

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Язык и речь

1 ч

Наша речь и наш язык.

1 ч

Различать язык и речь.

Текст.
Предложе
ние. Словосочетание.

6 ч

Что такое текст? Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложение с обращением.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».
Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Словосочетание

6 ч

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста.
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации.
Обосновывать знаки препинания в сложном предложении.
Находить обращения в предложении.
Различать и выделять главные члены предложения.
Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи вопросов смысл в словосочетании и предложении.

Слово в языке и речи

9 ч

Лексическое значение слов. Антонимы и синонимы. Омонимы. Общее представление Слово и словосочетание Значение и использование фразеологизмов. Части речи и их значение. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя
числительное. Общее представление. Контрольное списывание с грамматическим заданием № 1.
Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.
Контрольный словарный
диктант № 1.
Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Разделительный ь знак.
Проект «Рассказ о слове».
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 за 1 четверть «Слово в языке и речи».

9 ч

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
Находить синонимы, антонимы среди других слов, подбирать к слову синонимы и антонимы.
Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Находить в тексте фразеологизмы.

Состав слова

18 ч

Корень слова. Как найти в слове корень? Чередование согласных. Сложные слова.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание.
Что такое приставка? Как найти в слове приставку. Значение приставок.
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов.
Образование слов с помощью суффиксов и приставок.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе»
Основа слова. Разбор слова по составу.
Проект «Семья слов».
Развитие речи. Подробное изложение.
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Контрольный словарный диктант № 2.
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Упражнения в правописании слов с удвоенными согласными.
Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок-.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 за 2 четверть «Состав слова».
Упражнения в правописании приставок и предлогов.
Упражнения в правописании слов с разделительным ъ знаком.
Правописание слов с разделительным ъ знаком

18 ч

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
Находить чередующиеся звуки в корне слова.
Различать сложные слова, находить в них корни.
Формулировать
определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определения приставки и суффикса.
Объяснять значение приставок и суффиксов в слове.
Выделять в словах приставки и суффиксы.
Образовывать
слова с помощью приставки или суффикса.
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.
Выделять в словах основу слова.
Проводить разбор слов по составу
Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.
Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

Части речи

30 ч

Части речи (повторение и углубление представлений). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных.
Упражнение в определении, рода имен существительных в косвенных падежах.
Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода.
Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.
Несклоняемые имена существительные.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины Билибина «Иван царевич и серый волк».
Именительный падеж имён существительных. Родительный падеж имён существительных. Дательный падеж имён существительных. Винительный падеж имён существительных. Творительный падеж имён существительных. Предложный падеж имён существительных. Обобщение знаний о падежах имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Имя существительное».
Связь имён прилагательных с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте. Художественное и научное описание. Общее представление. Изменение имён прилагательным по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Контрольный словарный диктант № 3.
Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам. Общее представление. Упражнение в определении падежей имён прилагательных.
Проект «Имена прилагательные в загадках».
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 «Имя прилагательное».
Личные местоимения. Общее представление. Личные местоимения 3-го лица. Изменение по родам. Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор.
Развитие речи. Составление письма.
Контрольное списывание № 2.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Глагол в начальной (неопределенной) форме. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение глаголов по временам.
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. НЕ с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 «Части речи»
Морфологический разбор.

Подбирать примеры слов изученных частей речи.
Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
Различать среди однокоренных слов имена существительные.
Находить устаревшие слова - имена существительные.
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Находить
среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён.
Составлять
(с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Определять
число имён существительных.
Изменять форму числа имён существительных.
Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
Определять род имён существительных.
Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
Изменять
имена существительные по падежам.
Запоминать названия падежей.
Определять
падеж имён существительных.
Составлять
рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).
Распознавать
именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
Составлять
предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Сопоставлять
и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).
Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по са­мостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (сочинение).
Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного.
Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».
Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.
Подбирать слова - имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвященные зимней природе.
Писать диктант и проверять написанное.

Повторение

4 ч

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №6.