Усвоение родной речи - это деятельность, работа речетворческой системы, усилия по восприятию и воссозданию текста, его построению. Поэтому и методика работы над изложениями, по всей видимости, должна заключаться в том, чтобы выработать систему средств, систему различного рода упражнений, которая имела бы своей целью формирование умений воспринимать исходный текст как структурно-смысловое целое и воспроизводить его. Формирование таких умений позволит влиять на речь учащихся, совершенствовать синтаксический строй их речи.
Практической основой синтаксической подготовки является синтаксический анализ исходного текста, который проводится непосредственно перед написанием изложения - речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения. Составной частью такой синтаксической подготовки является также выполнение разного рода упражнений с целью сохранения учащимися синтаксических моделей исходного текста. Это такие упражнения, как составление схем отдельных предложений, объяснение постановки знаков препинания, запись предложений, сходных по конструкции с предложениями исходного текста, повторение синтаксических сведений в процессе языкового разбора.
При изучении пунктуации важно показать, что правила существуют для того, чтобы с помощью специальных средств - знаков препинания - точнее передавать свои мысли, а иногда и оттенки мыслей, не выражаемые словами. Небрежность при постановке знаков препинания затрудняет понимание смысла прелложения. В пособии "Секреты стилистики" (Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.,1996) авторы приводят такой пример: Петухи давно пропели и играют на рожке. В предложении не поставлена запятая перед союзом И, в результате чего вместо сложносочиненного предложения получилось простое предложение с однородными сказуемыми. Изменился и смысл предложения: петухи сначала прокукарекали, а потом они ж , а не кто-то другой, заиграли на рожке.
Синтаксический анализ также заключается в толковании уместности той или иной конструкции исходного текста, а также возможности синонимической замены этой конструкции. Так, при изучении в 9 классе сложноподчиненных предложений с придаточной определительной частью отмечается, что придаточные определительные и причастный оборот во многих случаях заменяют друг друга, выполняются упражнения, показывающие правомерность такой замены: Народ, который создал такой язык, поистине великий и счастливый народ - Народ, создавший такой язык,..
При изучении этой же темы уместно обратить внимание на то, что при последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же союзы или союзные слова. Исключение могут составлять лишь умышленные повторы: "Вот пес без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек".
Часто встречаются речевые недочеты, основанные на смешении прямой и косвенной речи: придаточное, выражающее косвенную речь,сохраняет глагольные формы и личные местоимения, присущие прямой речи.
Обучение речи при изучении синтаксиса происходит также при усвоении текстов, написанных мастерами слова. Стилистические фигуры: сравнение, эпитет, перечисление и др. делают речь красивой, выразительной. 3-я закономерность усвоения родной речи, выделенная Л.П.Федоренко (Федоренко Л.П., «Анализ теории и практики обучения русскому языку: Учебное пособие - Курск: изд. КГПИ, 1994) , говорит о том, что речь усваивается, если приобретается способность чувствовать выразительные оттенки языковых значений, образуемых в связной речи, т.е. в тексте. Этот принцип носит название "оценка выразительности речи".
Необходимой частью подготовительной работы является и интонационно-смысловой анализ, составными частями которого будут умения членить воспринятый текст на предложения, абзацы, смысловые блоки, сопоставлять свой текст с исходным и на основании этого корректировать свой собственный текст.
Не менее важными компонентами синтаксического анализа исходного текста считаются функционально-смысловой тип текста (повествование, рассуждение, описание), его стилистическая принадлежность. Нельзя не обратить внимание на индивидуальный стиль писателя: например, стилистике И.А.Бунина свойственны односоставные и неполные предложения, Л.Н.Толстого - многочленные сложноподчиненные конструкции и т.д.
Материалы к уроку по написанию изложения о храме Покрова на Нерли.
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...
В русской архитектуре нет памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, пишет Н.Н.Воронин. Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими.
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава в память о нем. Вероятно поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом уцелел. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела лишь благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее постройку с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.
Храм был посвящен новому на Руси празднику Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия Киевского митрополита и патриарха Константинопольского и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы над Владимирской землей. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери в отличие от Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.
Место для постройки церкви пойменный луг при впадении реки Нерль в Клязьму указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, под храмом специально было сооружено высокое основание искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором заложили фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, куда причаливали идущие по Клязьме речные суда.
Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли это воплощенная победа духа над материей. Сказочная легкость форм храма Покрова на Нерли создает впечатление невесомости, устремленности ввысь.
Всеми доступными средствами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава была установлена в 1803 году, сменив древний шлемовидный купол.
Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними фигуры львов. Еще ниже три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные фигурки грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов эмблема владимирской княжеской династии.
Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка сужаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного поновления храма.
Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной визитной карточкой России.
Яндекс.Словари Величайшие храмы мира. 2006.
Текст изложения
О храме Покрова на Нерли из кн. Живая Древняя Русь (Осетров)
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.
Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.
На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы-Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.
Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
(445 слов) (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)
- Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?
- Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Расскажите о вашем любимом архитектурном памятнике.