Технологическая карта урока на тему "Причастие как часть речи"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: причастие


Тема урока: «Причастие как часть речи» (1 час)

Класс: 7.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
    • осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры;
    • формирование стремления бережного отношения к языку;
  • Метапредметные:
    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
    • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
    • умение осознанное использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
  • Предметные:
    • знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении;
    • уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

Методы и формы работы на уроке:

  • наблюдение за языковым материалом;
  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная

Ресурсы:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - М.: Просвещение, 2017.
  2. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Часть I / сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. - М.: Просвещение, 2003.
  4. http://urok.1sept.ru

Основные понятия: самостоятельная часть речи, грамматические признаки, имя прилагательное, глагол, причастие.

Структура урока

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
УУД: личностные (имеют стремление к преодолению трудностей; настрой на плодотворную работу и получение результата)

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас, надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сегодня активно поработаем.
Проверьте готовность своих учебных мест, наличие учебных принадлежностей.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Теперь начинаем. Записывают в тетрадях число и «классная работа»

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального
затруднения в пробном действии

ЦЕЛЬ: актуализировать знания по теме «Грамматические признаки имени прилагательного и глагола»
УУД: личностные (осознание необходимости сохранять родной язык как элемент национальной культуры и бережно относиться к нему, имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению)
Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний)
Коммуникативные (задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения),
Познавательные (выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют операции анализа, сравнения)

1. Проверка домашнего задания
(работа с № 65, дополнительно был задан морфологический разбор одного глагола и одного прилагательного). Учащиеся определяют тему и основную мысль текста, находят средства выразительности.
Работающие у доски получают задание: выполнить морфологический разбор имени прилагательного и глагола, дать определение этим частям речи.
2. Самостоятельная работа с новым материалом.
Предлагается прочитать предложение (№65): Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой, тонущей в зеленых кудрявых берегах. (слайд)
и выполнить морфологический разбор слова «тонущей». Если вы в чем-то будете сомневаться, пишите карандашом.
Фронтальная беседа:
- Сравните свои записи с записями одноклассника, с чем вы согласны/не согласны? Объясните свою точку зрения.

У доски двое учащихся выполняют (можно попросить выполнить заранее на перемене) морфологический разбор глагола и прилагательного. Затем работающие у доски дают определения глаголу и имени прилагательному.

один ученик работает у доски.

3. Выявление места и причины затруднения

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
УУД: познавательные (выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи)
Коммуникативные (задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения)
Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу)

- Какие грамматические признаки вы определили с легкостью?
- Может быть, вы хотите добавить какие-то другие грамматические признаки, признаки каких-то других частей речи? Какие?
- Попробуйте определить вид (как у глагола). Время? Это возможно?

Пытаются определить вид и время

- Сделайте вывод о том, какая перед вами часть речи. Дети делают вывод о том, что перед ними неизвестная часть речи
Посмотрите на слайд и сверьте записи на доске, у себя в тетрадях и на слайде. Теперь вы можете сказать, о какой части речи идет речь? Называют часть речи «причастие»
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться находить причастия в тексте и отличать их от других частей речи).
- Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?
(1. Дать определение причастию как части речи.
2. Потренироваться в нахождении причастий в предложении и отличии их от других частей речи)
Дети формулируют тему, цель и задачи урока
- Давайте проверим, правы ли вы (Слайд) После ответа детей учитель записывает на доске тему урока

4. Построение проекта выхода из затруднения

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность
УУД:
личностные (желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся)
Регулятивные (контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи)
Коммуникативные (строят небольшие монологические высказывания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в группе с учетом конкретных познавательных задач),
Познавательные (читают, слушают, извлекают необходимую информацию из пояснения, преобразуют текстовый материал в схему, умеют читать графическое изображение материала)

- Почему морфологический разбор этого слова вызвал у вас затруднения?

- Итак, что же нам предстоит выяснить?

- Что нужно знать, чтобы отличать причастия от прилагательных и глаголов?
- Вспомним, по какому плану строится рассказ о части речи

- По морфемным признакам слово похоже на прилагательное (+ легко определяется род, число, падеж). Но, как и у глагола, можно определить вид и время
- дать определение причастию как части речи
- знать грамматические признаки этих частей речи
1. Значение части речи и вопрос
2. Грамматические признаки
3. Синтаксическая роль
Работа в группах

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается, объединившись в группы, выполнить ряд заданий и сформулировать определение причастия
Необходимо вспомнить правила работы в группах.
Для работы предлагается инструкция. (Слайд) (см. Приложение 1).
- Прочитайте инструкцию. Какое задание вам необходимо выполнить?
Учащиеся перечисляют правила работы в группе:
- Получив задание, разберись в нем.
- Не пренебрегай опытом других - он твой помощник.
- Определите, что вам понадобится в работе.
- Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.
- Согласовывай свою работу с другими.
- Вместе работали - вместе обсуждаем.
После демонстрации учащимися схематической записи определения учитель показывает схематический рисунок. (Слайд)

Выполнение заданий в тетрадях.
Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

5. Первичное закрепление во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания
УУД:
личностные (имеют желание осваивать новые виды деятельности)
Регулятивные (адекватно оценивают свои достижения, осознают трудности)
Коммуникативные (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения),
Познавательные (выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции сравнения, делают обобщения, выводы

- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение определения (§ 12 с. 32).
- О чем мы не сказали, формулируя определение?

Нет будущего времени, в предложениях могут быть иногда сказуемыми

6. Промежуточная рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные (строят небольшие монологические высказывания, делают обобщения, выводы),
регулятивные (адекватно оценивают свою деятельность и деятельность группы)

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
- Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?
- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

знание о глаголах, прилагательных и их грамматических признаках

Самооценка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД:
личностные (имеют желание применять новые знания на практике)
Регулятивные (адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления)
Коммуникативные (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения),
Познавательные (выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы)

Выполнение заданий с последующей взаимопроверкой. (Слайд)
Образуйте от глаголов причастия настоящего и будущего времени
бежать
думать
читать
жечь
пилить

Определите, от каких глаголов образованы причастия, определите грамматические признаки причастий:
синеющий
одетым
горевшую
брошенных
смеющемуся

Записи в тетрадях

Оцените свою деятельность: (Слайд)
+ - уверен
? - сомневаюсь
- - трудно
Теперь оцените работу своего соседа (Слайд)

Самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:
«5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок

8. Включение в систему знаний и повторение

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания
УУД:
Познавательные (приобретают умения использовать полученные знания и умения, делают обобщения, выводы)
Регулятивные (контролируют учебные действия, адекватно оценивают достижения товарищей)

1. Задание: запишите в два столбика прилагательные, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот:
Синий горизонт, желтеющая нива, колючий ёж, шумящий поток (слайд)
Задание для детей-инофонов:
Найти в толковом словаре значение слова нива, устно объяснить значение выражения «желтеющая нива»; составить с этим словосочетанием предложение.
2. М.В.Ломоносов говорил, что причастия «служат к сокращению человеческого слова». Сравните пары предложений. Прав ли великий ученый?
1) Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу.
2) Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
За столом сидят ученики, читающие книгу
3.Перестройте предложения, заменив один из глаголов причастием:
Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.
Задание для детей-инофонов:
Составить из указанных слов предложение, обозначить над словом часть речи:
Наполнило, солнце, золотым, сады, заходящее, блеском.

Выполняют задания

Делают вывод: М.В.Ломоносов прав: употребление причастий позволяет избегать повтора слов; оно делает речь более яркой, выразительной.
Выполняют задания письменно самостоятельно (обсуждать можно в парах)
Зачитывают варианты предложений, называют причастия

Зачитывают получившееся предложение, называют части речи, называют глагол, от которого образовано причастие

Читают получившееся предложение, называют причастие, остальные контролируют правильность выполнения задания

9. Рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД:
Регулятивные (адекватно оценивают свою деятельность и деятельность товарищей, осознают возникшие трудности)
Коммуникативные (формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения)

- Подведем итоги. Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд)
- Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
- Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?
- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- А кто не доволен?

Оценка работы класса

Самооценка

Объяснение домашнего задания

Слайд
Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием.
Домашнее задание:
1) прочитать записи в тетради, § 12, №73.
2) прочитать записи в тетради, § 12, №75.
3-4) § 12, №77.
(дети-инофоны могут вместо одного из дополнительных грамматических заданий выяснить с помощью толкового словаря значение некоторых слов, например, слова «мшары»)

Записывают задания в дневники