Тема урока: «Причастие как часть речи» (1 час)
Класс: 7.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные.
Планируемые результаты:
-
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры;
- формирование стремления бережного отношения к языку;
-
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанное использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей;
-
Предметные:
- знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении;
- уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Методы и формы работы на уроке:
- наблюдение за языковым материалом;
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная
Ресурсы:
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. - М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Часть I / сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2016.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. - М.: Просвещение, 2003.
- http://urok.1sept.ru
Основные понятия: самостоятельная часть речи, грамматические признаки, имя прилагательное, глагол, причастие.
Структура урока
Этапы урока |
Формируемые УУД, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
|
- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас, надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы сегодня активно поработаем.
|
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку |
Теперь начинаем. | Записывают в тетрадях число и «классная работа» | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального
|
ЦЕЛЬ: актуализировать знания по теме «Грамматические признаки имени прилагательного и глагола»
|
1. Проверка домашнего задания
|
У доски двое учащихся выполняют (можно попросить выполнить заранее на перемене) морфологический разбор глагола и прилагательного. Затем работающие у доски дают определения глаголу и имени прилагательному.
один ученик работает у доски. |
3. Выявление места и причины затруднения |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
|
- Какие грамматические признаки вы определили с легкостью?
|
Пытаются определить вид и время |
- Сделайте вывод о том, какая перед вами часть речи. | Дети делают вывод о том, что перед ними неизвестная часть речи | ||
Посмотрите на слайд и сверьте записи на доске, у себя в тетрадях и на слайде. Теперь вы можете сказать, о какой части речи идет речь? | Называют часть речи «причастие» | ||
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель можем поставить перед собой на уроке? (научиться находить причастия в тексте и отличать их от других частей речи). - Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Дать определение причастию как части речи. 2. Потренироваться в нахождении причастий в предложении и отличии их от других частей речи) |
Дети формулируют тему, цель и задачи урока | ||
- Давайте проверим, правы ли вы (Слайд) | После ответа детей учитель записывает на доске тему урока | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения |
ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность
|
- Почему морфологический разбор этого слова вызвал у вас затруднения?
- Итак, что же нам предстоит выяснить?
- Что нужно знать, чтобы отличать причастия от прилагательных и глаголов?
|
- По морфемным признакам слово похоже на прилагательное (+ легко определяется род, число, падеж). Но, как и у глагола, можно определить вид и время
|
Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается, объединившись в группы, выполнить ряд заданий и сформулировать определение причастия
Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция. (Слайд) (см. Приложение 1). - Прочитайте инструкцию. Какое задание вам необходимо выполнить? |
Учащиеся перечисляют правила работы в группе:
- Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. |
||
После демонстрации учащимися схематической записи определения учитель показывает схематический рисунок. (Слайд) |
Выполнение заданий в тетрадях.
|
||
5. Первичное закрепление во внешней речи |
ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания
|
- Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение определения (§ 12 с. 32).
|
Нет будущего времени, в предложениях могут быть иногда сказуемыми |
6. Промежуточная рефлексия |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
|
знание о глаголах, прилагательных и их грамматических признаках
Самооценка |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов |
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
|
Выполнение заданий с последующей взаимопроверкой. (Слайд)
Определите, от каких глаголов образованы причастия, определите грамматические признаки причастий:
|
Записи в тетрадях |
Оцените свою деятельность: (Слайд)
+ - уверен ? - сомневаюсь - - трудно Теперь оцените работу своего соседа (Слайд) |
Самооценка
Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:
|
||
8. Включение в систему знаний и повторение |
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания
|
1. Задание: запишите в два столбика прилагательные, рядом с ними - однокоренные причастия и наоборот:
|
Выполняют задания
Делают вывод: М.В.Ломоносов прав: употребление причастий позволяет избегать повтора слов; оно делает речь более яркой, выразительной.
Зачитывают получившееся предложение, называют части речи, называют глагол, от которого образовано причастие
Читают получившееся предложение, называют причастие, остальные контролируют правильность выполнения задания |
9. Рефлексия |
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
|
- Подведем итоги. Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд)
|
Оценка работы класса
Самооценка |
Объяснение домашнего задания |
|
Слайд
|
Записывают задания в дневники |